Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Р.С.Гринберг

Руслан Гринберг: Изменения в обществе и государстве могут состояться только при наличии партии реформ.

Я считаю себя шестидесятником, горжусь этим ощущением и твердо знаю, что зародилось оно 5 марта 1953 года. Умер Сталин. В то время моя семья жила в Азербайджане, – отец работал главным инженером на Мингечаурской ГЭС. Я никогда не забуду тот день: весь город Баку рыдал. Я, разумеется, тоже заплакал. Отец нагнулся ко мне и тихо произнёс, – и я запомнил это на всю жизнь: «Не плачь, не такой уж он был и хороший». Я не мог не верить городу Баку, – и республике, – но отец был ближе. Это стало, как принято теперь говорить, настоящим социо-культурным шоком, – и началом развития моего личного гражданского самосознания.

С этого события начинается период, который можно без всяких оговорок назвать эпохой шестидесятников. Хотя само это название пришло, укрепилось и начало обесцениваться, рассыпаться позже. Я бы не согласился с Ольгой Здравомысловой, заметившей, что шестидесятники – последние советские люди. Думаю, они были лучшие советские люди, но не последние, а скорее предпоследние, и к тому же очень разные, – важнейшая особенность, ставшая ясной только в наши дни. Объединяло их, собственно, одно – стремление переделать страну, чтобы жить здесь было плодотворнее и интереснее, т.е. без всяких преград для творческого самовыражения.

Но что такое было «шестидесятничество», какая мировоззренческая основа обозначилась у этого небывалого явления? Ответ не так прост, как может показаться. Во всяком случае и сегодня актуален анализ общественного проекта послесталинской эпохи. Его нет, но я думаю, что в нем уж точно уместились бы гуманизм раннего Маркса и политико-экономический реализм позднего Ленина. При этом нельзя не отметить самую важную черту этого феномена. Жизнь страны, её культуру, сознание людей вдруг наполнил воздух свободы; предвкушение свободы; даже грезы о свободе; почти детская вера в торжество свободы; мифотворчество свободы! В воздухе витал вкус свободы, и, конечно, предвестье свободы. И, конечно, должны были, рано или поздно появиться предвестники свободы.

Сегодня всё чаще говорят о смерти двух великих утопий: «всемогущества плана» и «гармонии рынка». Очень важно это подчеркнуть, так как шестидесятники в каком-то смысле хотели, может быть, осознанно, а может не очень, объединить справедливость и свободу, товарно-денежные отношения, т.е. «рыночность», и общественный интерес. Этот синтез – только в неизмеримо расширенных масштабах, – и сегодня ищет наш, по определению Энтони Гидденса «ускользающий мир». В идеях шестидесятничества были заложены основы великого синтеза социализма и свободы, – соединения социально-гуманитарного измерения строя и прав и свобод человека.

Хочу напомнить ещё о том, что 1960-е годы – это годы надежд, годы благородных порывов, и не только в наших поисках социализма с человеческим лицом, но и на Западе тоже. Вспомните лозунги молодёжной революции 60-х годов: да здравствует Маркузе! долой бюрократию! И на Западе философия освобождения и социально-гуманитарного ренессанса, протесты против потребительства и эгоистического индивидуализма, поиски истины и смысла жизни, стремление к солидарности – составляли главное содержание общественно-политических движений, «майской революции» во Франции. Очень любопытные образовались параллели. Несмотря на наивность и утопичность многих идей того времени, две вещи напрашиваются в качестве обобщения. Это была реальная развилка истории и возможно, историческая альтернатива; это был поразительный феномен, возникший в мире, расколотом на две непримиримые социальные системы.

Существует такая гипотеза: американцы очень боялись, что «Пражская весна» и впрямь станет успешной альтернативой историческому капитализму. Есть даже информации о том, что будто бы советскому руководству посылались сигналы о том, что мол, Запад, НАТО никак не будет противодействовать возможным жестким мерам Кремля по прекращению пражского эксперимента. Гипотеза спорная. Но версия показательная. Конвергенция была не нужна и невыгодна правящим элитам обеих конфликтующих мировых систем. Удачная была научно-историческая догадка, недаром ныне тяга к конвергенции не только не исчезла, но и набирает силу.

Чем отличаются шестидесятники от последующих поколений? Это, думаю, чистая психология. Я не очень верю в этический прогресс человечества, но убеждён, что есть какая-то критическая масса в гражданском обществе и среднем классе, критическая масса «хороших людей», которых заботит общественный интерес. Надо подчеркнуть, что шестидесятники твёрдо верили в возможность улучшить социализм. Я вспоминаю домашние разговоры моих родителей и их друзей из технической интеллигенции. Они подсмеивались над формулировками Программы партии, но ни в коем случае не над идеями социализма. Они смеялись над фиксированными сроками и иронически говорили: «Никита Сергеевич хочет за двадцать лет построить коммунизм». Но почти никто не сомневался в том, что, – принципиально, – это действительно магистральный путь человечества. И несмотря на ужасы и нелепости реального социализма он преподнес миру, по крайней мере, четыре подарка: социализировал капиталистический мир, построил основы промышленности от Балтики до Китая, подтолкнул к разрушению колониальную систему и, наконец, цивилизовал национальные окраины СССР.

Теперь об оборотной стороне шестидесятничества – незнании и некритическом обожании Запада, комплексе неполноценности в комбинации с великодержавным высокомерием «мы сопоставимы только с США». Благодаря этому в конце 80-х годов многие из влиятельных шестидесятников отказались от мировоззренческих основ 60-х. А отказавшись от своего прошлого «прекраснодушия», они безоговорочно приняли господствовавшую в то время на Западе праволиберальную догматику. В сущности, это был уже отказ от идеи великого синтеза свободы, равенства и солидарности. Лозунг безбрежной свободы стал определяющим, чем воспользовались пришедшие к власти политические циники и новоиспеченные финансовые магнаты.

Шестидесятники можно назвать поколением упущенных возможностей. Их шансы преобразовать страну остались нереализованными, хотя уже в советское время возникали предпосылки для зарождения гражданского общества. Так, в косыгинских реформах просматривалось не только стремление к справедливости и хозяйственной эффективности, но и к экономическим свободам. Многие искренне считали, что сталинизм и издержки тоталитарного режима преодолены навсегда, что советское общество эволюционирует в сторону иной политической системы и «другой» экономики. Ожидание нового, так сказать, аутентичного социализма, витало над страной.
В1968 году после событий в Чехословакии стало ясно, что первый приступ крепостных стен тоталитарной системы окончился неудачей, которая, строго говоря, не должна представляться неожиданной: для руководства партии и жиреющей номенклатуры модернизация политической системы влекла за собой ограничения их безраздельной власти и влияния. В этом смысле начавшийся в стране неосталинистский разворот в политике, курс на цементирование административно-командной системы и её ценности был, практически, неизбежным.
С позиций сегодняшнего дня очевидно, что изменения в обществе и государстве могут состояться только при наличии партии реформ и поддержки гражданского общества. Поэты, художники, диссиденты, провозвестники и глашатаи свободы многое понимали или ощущали, но они не могли быть конструкторами, прорабами, технарями, и тем более, «работягами» реформ – их движущей силой и социальной опорой. В этой ситуации единственным правильным решением были политические реформы, необходимые для развития самого гражданского общества.
Перестройка и гласность М.С. Горбачёва стали попыткой этих объективно необходимых преобразований. Гарант их необратимости - средний класс и влиятельное гражданское общество. Демократия – не власть простого большинства, это определённые технологии отбора лучших решений, контроль гражданского общества над институтами государства, защита жизни, свободы, частной собственности и гражданских прав, свободного предпринимательства, наконец, мотивация гражданской активности. Демократия – это важная часть саморегулирования экономических процессов и выбор типа экономической политики.

Перемены были нужны, и начать их решил именно Горбачёв. Он сделал свой личный политический и нравственный выбор, а это потребовало настоящего гражданского мужества. Выбор курса на перемены, обновление, был для него безальтернативен. В критический момент Перестройки народ и многие прежние сторонники не поддержали Горбачева. Но спустя 20 лет после мучительного опыта распада СССР, рыночных реформ, социального кризиса, приходится признавать его правоту почти по всем главным пунктам.

Неготовность к переменам при их неизбежности, непонимание путей их осуществления через формирование гражданского общества и его институтов, – вот что объединило большую часть политического класса и ещё не вполне свободных граждан страны. Нужна была последовательная позиция, гражданское мужество соратников, профессиональных политиков, которых в реальности оказалось критически мало. Все чувствовали неизбежность преобразований, но мало кто представлял их направление, структуру и последовательность, параметры, а менее всего – степень их сложности и возможные последствия.

Для кого-то Перестройка превратилась в бесконечные телешоу и нескончаемый уличный карнавал. Митинги и шествия на Манежной, бесконечные адепты «нового», – кому интересно, кому романтично, кому, как любят сказать актёры, «волнительно», – все знали, что «так дальше жить нельзя», а многие ждали выгоды от перемен…
Для многих шестидесятников Перестройка представлялась шествием в гарантированно прекрасное будущее – «иного не дано», – чем быстрее, тем лучше, а тот, кто медлит, – лишается симпатии и поддержки. «Скучная конкретика» убивала романтику, тормозила приближение «золотого века» и породила настороженность среди шестидесятников, впервые, может быть задумавшихся о своём месте в прекрасном будущем: планы обещали структурные и отраслевые сдвиги и переделы, и не только в промышленности, а того страшнее – в бюджетной сфере. Шестидесятники раскололись. Генералы от обороны, промышленности, госаппарата потянули государственное одеяло в разные стороны. Наконец, обозначились и агрессивно заявили о себе, по выражению Стругацких, «серые». Они были малопрофессиональны, зато жаждали власти и мечтали убрать Горбачёва, стоящего на пути к ней. Этого не надо замалчивать. Они обещали всё – и «через три месяца» все блага мира и решение всех проблем, и «голову на рельсы» в случае неудач. Масса «нетерпеливых» стала материальной силой. Об идеях «шестидесятых» многие тогда, кажется, позабыли. Достаточно пролистать прессу того времени, чтобы ясно увидеть: в противостоявшем Горбачеву лагере, в который входили многие из известных в стране шестидесятников, не было ни единства, ни аргументированной позиции, ни понимания, ни определения приоритетов развития. Строгую аналитику подменили «новизной, решительностью и смелостью» высказываний, которые зачастую противоречили друг другу.

Именно тогда проявилось истинное величие Горбачёва. Среди нарастающего гвалта он продолжал линию на демократические преобразования. Выскажу мысль, которую не очень любит Михаил Сергеевич (он мне в этом случае говорит: «ты зря народ ругаешь, народ и есть народ») - я думаю, что появление тогда Горбачёва было чудом. А посмотрев на результаты выборов последних лет, убеждаюсь в этом ещё больше…

Постыдны и нелепы огульные обвинения Горбачева в развале страны и всех неудачах Перестройки. Ещё более неуместно требовать от него пресловутого «покаяния». Но так случилось, что многие из числа шестидесятников, отвернувшись от Горбачева, поддержали «ельцинистов» - тех, кто нанес удар в спину ему и Перестройке. Именно тех, кто реально разваливал и расчленял нашу бывшую общую Родину. Так были преданы идеи Перестройки и, в конечном счете, идеи шестидесятничества. А Горбачев был, в сущности, предан именно теми, на кого он больше всего рассчитывал.

Политических и экономических целей Перестройки невозможно было достичь без поэтапного ослабления и, в конечном счете, полного демонтажа административно-командной системы. Речь шла о новом балансе интересов и полномочий общества и государства. Но реальный процесс изменений был настолько сложным и неуправляемым, что это позволило сторонникам Ельцина подвести к развалу СССР под флагом спасения российской государственности. «Спасли» – ценой возрождения извращённой власти административно-командной системы, передачи собственности номенклатуре, имитации рыночных реформ и затаптывания ростков среднего класса, появившихся в конце советского периода.

Нынешнее поколение «реформаторов», прикрываясь праволиберальной риторикой, остается, по сути, адептом вульгарного экономизма. Порой кажется, что они, наши современники, уже родились с «двойным мышлением». А их новое мировоззрение - рыночный фундаментализм - можно перевести на русский язык как узаконенное своекорыстие с тотальным игнорированием общественного интереса. В соответствии с этим бедные сами виноваты в том, что они бедны. И эта ложь продолжается.

В переломные эпохи истории первичны активность и самодеятельность гражданского общества, его историческое творчество, а не пресловутые объективные законы экономики. Без активности освобождающегося и становящегося гражданского сознания остается лишь легко поддающееся манипуляциям политтехнологов путаное сознание растерянного молчаливого большинства. Это важнейший политический урок уникального опыта шестидесятников.
Надо видеть перед собой как цель свободного гражданина, а не подданного государства и подневольного, социально угнетенного и незащищенного наемного работника. Это и есть последняя тайна нашего современного застоя и пути выхода из него. 


 
 
 

Новости

Тринадцатый номер журнала «Горби»
Ценный опыт преодоления разногласий между СССР, Великобританией и США ради общего будущего – в центре внимания нового номера 2 октября 2024
Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbatschow. Der Weltveraenderer”) 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open