Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Мария Липман

Ключевой вопрос нашей дискуссии – возможен ли «Наш общий дом Европа»? Что такое «общий дом», еще куда ни шло, понятно. Это такой дом, где более или менее живут мирно. А если возникают конфликты, то есть и механизмы их разрешения. Причем эти механизмы признаются легитимными теми сторонами, между которыми конфликты возникают.

C Европой хуже. В каком-то смысле ответ на вопрос: возможен ли «Наш общий дом Европа», то есть мирный дом, возможен только после того, как мы определим, что это такое: географическое ли это пространство, культурное, политическое, какое-то другое, все сразу или несколько из них? Потому что, как мы определим Европу и как проведем ее границы, таков и будет ответ на вопрос, можем ли мы в ней мирно жить.

Это вопрос не пустой, потому что, может быть, надо говорить не об Общем европейском доме, а об общем доме просто, не настаивая на том, что для того, чтобы в нем жить мирно, нужно непременно быть европейцем. Европа, как ее ни определяй, это понятие оценочное во всех странах, не исключая и России. Достаточно просто прислушаться к русскому языку. И как бы кто ни претендовал в России на какое-то евразийство, все-таки, слово «азиатчина» звучит совсем не так, как «европейскость».

Говоря о границах этого «хорошего» пространства, я бы хотела привести конкретные примеры. Это пространство в разное время прочерчивалось совершенно по-разному, особенно до Второй мировой войны, когда пренебрежительно говорить о других народах не считалось предосудительным даже в хорошем обществе.

Например, австрийский канцлер Меттерних. Ему приписываются слова о том, что Азия начинается за Ландштрассе, то есть на востоке Вены. Французский граф Луи Филипп де Сегюр, который ехал послом в Петербург, в конце ХVIII века описывал, как он «совершенно покинул Европу и перенесся на десять веков вспять» при пересечении границы Пруссии и Польши. И о той же границе американец, ехавший в обратном направлении, написал, что он пересек великий рубеж между азиатскими и европейскими манерами. (Эти эпизоды упомянуты в статье российского историка Алексея Миллера «Тема Центральной Европы: история, современные дискурсы и место в них России». НЛО, 2001, № 52). Вспомним также маркиза де Кюстина, который объявил, что Европа кончается за Вислой.

Можно считать эти примеры историческим курьезом, которые не имеет отношения к сегодняшнему дню. Но более свежий пример, из середины 90-х годов, — это Самуэль Хантингтон, который не только выделял славян, причем среди них еще отдельно православных, в отдельную цивилизацию, но и утверждал, что существует: «культурная граница Европы, которая в Европе после «холодной войны» является также и политической и экономической границей Европы и Запада. Ее следует проводить по линии, веками отделявшей западные христианские народы от мусульман и православных».

К вопросу о мусульманах можно вспомнить Жискар д’Эстэна, который всего лишь семь лет назад, в 2002-м году, твердо заявил, что вхождение в Европу Турции было бы концом Европы. Его аргумент – столица Турции не в Европе, 95% ее населения живет не в Европе, это не европейская страна.

Причины, для того чтобы принять или не принять страну в качестве сожителя или соседа по Европейскому дому или даже рассмотреть ее кандидатуру, могут быть различными. И они совсем не всегда совпадают у тех, кто размышляет на эту тему: будь то люди, принимающие решения, или просто вольные мыслители.

Приведу еще один пример из собственного опыта, совсем недавнего — буквально месяц назад, — который тоже свидетельствует о том, что трактовка понятия Европы может быть очень вольной и не принимать в расчет ни географию, ни историю. Недавно я была на конференции в Вене, которая была посвящена проблемам Юго-Восточной Европы. Участникам дарили подарки: набор документальных фильмов, сделанных одной международной неправительственной организацией, и назывался он «Возвращение в Европу». Каждый отдельный фильм был посвящен какой-нибудь одной стране юго-востока Европы. Он включал в себя сюжеты, посвященные не только Румынии и Болгарии, которые уже вроде как вернулись. Среди «возвращенцев» были также Сербия, Черногория, Албания, Босния с Герцеговиной, Македония и новообразованное Косово.

Более того, среди этих «блудных сыновей», которые возвращаются или вернулись в Европу, была названа также и Греция, которая вроде бы Европу никогда не покидала, а греческая античность составляет самую основу европейской цивилизации. Туда же попала и Турция, которая, отродясь, в Европу не входила и поэтому уж точно не может туда вернуться.

Таким образом, представления о Европе действительно могут быть чрезвычайно различны. И, наверное, можно говорить сегодня о том, что страны Центральной Европы ближе всех подошли к собственной европейскости, к тому, чтобы быть Европой. Чем дальше, тем больше они отбрасывают слово «центральный» из названия своего региона.

Если этим странам удастся снивелировать различия между собой и Западной Европой, значит ли это, что и все остальные вернувшиеся и возвращающиеся должны постепенно выровняться по западноевропейскому образцу? Значит ли это, что расширение Европы, о котором говорил Александр Аузан, это процесс бесконечный и более или менее весь мир постепенно мог бы стать Европой?

Мне кажется, что сегодня разговоры о Европейском доме часто подразумевают именно это: мол, постепенно все подтянутся и на деле станут разделять западноевропейские ценности и жить по закону, строить политику на основе объединения групп интересов и т.д. — станут Европой.

Мне кажется, что трудности интеграции сильно недооцениваются. В наши дни об этом говорят многие, но я хочу процитировать человека, который предвидел это в первой половине 90-х. Это Майкл Доббс, американский журналист, автор книги, в которой документирован крах коммунизма по всему миру: «Берлинская стена была разрушена за один день. Но последствия неудачного эксперимента по строительству коммунистической утопии будут еще долго ощущаться в следующем столетии. Интеграция посткоммунистических обществ в современный мир, возможно, самое большое испытание, которое предстоит международному сообществу».

Признать гражданами ЕС жителей стран, которые вступают сегодня и, возможно, вступят в Европейский Союз в ближайшее время, еще не значит их интегрировать. Не все страны, которые недавно вступили в ЕС, действительно соответствуют критериям. И среди тех, которые стоят сегодня в начале очереди, многие еще совсем недавно убивали друг друга. И сегодня, их граждане иной раз, не скрываясь, говорят друг о друге с ненавистью. На этом довольно жестком национализме они строят свою национальную идентичность.

В обозримом будущем они едва ли станут «истинными» европейцами. Но с другой стороны, присягая европейским ценностям хотя бы на словах, они едва ли станут и источником серьезных проблем. Куда бoльшая проблема с теми странами, которые хотят вступить в Европу, но которых Европа по разным причинам не хочет, и в первую очередь это, конечно, Турция, о которой говорил господин Фюкс. А поскольку в Турции есть ощущение, что к ней предъявляют несправедливые претензии и выдвигают требования и стандарты, которые другим не предъявляют, то с ней не так просто иметь дело. И более того, ее лояльности не всегда европейские. Получается порочный круг: оттого, что лояльность не европейская, труднее с ней иметь дело, и обратно: оттого, что трудно иметь дело, не хочется принимать такую страну в Европу.

Еще бoльшая проблема с Россией, которая, на самом деле, не хочет в Европу и ее в Европе не хотят. И для России стимулов для лояльности по отношению к Европе, пожалуй, меньше, чем у Турции. Возникает вопрос: обязательно ли Россия должна стать европейской для того, чтобы выстраивание отношений с ней происходило более гладко и более конструктивно? Или можно представить себе иной подход к отношениям с Россией, который исходит из того, что Россия не станет европейской – в обозримое время, а то и никогда.

Мне представляется, что нужно больше думать о том, что происходит за пределами Европейского дома, чем об обустройстве Европейского дома как такового.

Я вернусь сейчас очень ненадолго в события совсем недавнего прошлого, о котором мы сегодня говорим. Нобелевская премия мира, присужденная Михаилу Сергеевичу Горбачеву, заслужена им, быть может, больше, чем какая бы то ни было другая Нобелевская премия мира. Если мы в качестве критерия выберем количество людей, которые – благодаря деятельности лауреата — почувствовали себя счастливее и свободнее. Чрезвычайно много людей в Европе благодарны Михаилу Сергеевичу за то, что тогда, 20 лет назад, он сделал их свободнее и счастливее, - но в нашей стране это совсем не так.

Для большой части стран Варшавского Договора сразу было понятно, что освобождение от коммунизма – это путь в Европу, это обретение новой идентичности, которая не требовала доказательств, которая ими сразу была осмыслена как «возвращение в Европу». При этом было ли на самом деле это европейское прошлое счастливым, благополучным, справедливым, свободным уже не имело значения. Оно было мифологизировано. Оно давало нации импульс к развитию, основу для единства и национальной идентичности. Потом за первой группой центральноевропейских стран подтянулись и другие, которые тоже стали ощущать европейскость как основу собственной идентичности.

В сущности, сегодня границы Европы и не-Европы проходят в большой степени по границам России. Россия не хочет и не может войти в Европу в том смысле, в котором уже сегодня являются членами европейского сообщества часть бывших советских сателлитов или хотят — и могут (может быть, не сразу) — вступить в Европу другие страны бывшего соцлагеря.

В одной из последних статей, опубликованных в газете «Нью-Йорк таймс» Горбачев пишет о том, что мировые процессы протекают не по воле политиков, а потому, что такова воля их сограждан. Речь в этой статье шла о крахе социалистической системы. Это очень верно. Действительно, как пишет сам Михаил Сергеевич, не он, не Рейган, не Папа Иоанн Павел разрушили коммунизм. Люди, — пишет Горбачев, — не хотели так жить.

Россия не хочет жить в Европе в том смысле, в котором хотят в ней жить и уже живут Польша, Чехия, Венгрия, а также те страны, которые стоят сейчас в очереди.

В конце я бы хотела привести еще одну цитату. Это слова британского историка, который уже цитировался сегодня, — Тимоти Гартон Эша. В недавно вышедшей статье он сказал: «89-й год – один из самых лучших в истории Европы. Трудно припомнить лучший. Весь мир смотрел на Европу. Мировая история вершилась в самом сердце старого континента. Двадцать лет спустя я не могу не думать, — пишет Эш, — что, возможно, это был последний случай, по крайней мере вперед на долгие, долгие годы, когда мировая история делалась в Европе. Сегодня она делается в других местах».

Я думаю, что это ощущение знакомо не только Тимоти Гартон Эшу. Это заставляет задуматься: не слишком ли мы зацикливаемся на Европейском доме, когда думаем о том, как сделать отношения между странами более мирными и взаимодействие более рациональным. Может быть, Европейскому Союзу стоит проявить больше смирения и больше широты?

При этом Европа остается образцом цивилизованности, умения жить по закону, — иногда даже по совести — и мирно разрешать конфликты. Но непременно ли нужно, чтобы для мира и безопасности все стали европейцами, в смысле получили пропуск в Европейский дом? Или возможен другой взгляд, другие идеологемы и другие слова для того, чтобы страны, соседствующие друг с другом в самой географической Европе, на ее границах или даже вдали от нее, могли разумно и мирно строить отношения?

В конце концов, мир — в обоих смыслах — не заканчивается на границах Европы. И как вообще строить мирные, конструктивные отношения, в первую очередь с теми странами, с которыми это пока не очень хорошо получается? Строить отношения независимо от того, добиваются ли они прописки в Европейском доме? Возможно, те, кто озабочен строительством мирного дома в Европе, должны задуматься над тем, может ли задача ставиться шире.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги