Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Александр Аузан

Несколько лет назад на Российском телевидении произошел короткий разговор, который занозой сидит у меня в памяти. Известный экономист Александр Привалов – человек достаточно консервативных взглядов – был в гостях на программе «Школа злословия». Ведущая программы Авдотья Смирнова задала провокационный вопрос: «Мне, Александр Николаевич, приснился сон, как будто все люди на улицах целуются, дарят друг другу цветы. Я спрашиваю: что случилось? Мне отвечают: наша власть решила вступить в Евросоюз. Я говорю: я все готова этой власти простить. Как Вы думаете. Александр Николаевич, что означает этот сон?» Александр Привалов ответил: «Вам просто очень хочется власти все простить за что-нибудь».

Вопрос об отношении к Европе - на самом деле вопрос очень глубокого культурно-психологического комплекса в России, связанного с отношением к власти и ожиданиями будущего. Я полагаю, что каждый раз, когда возникает вопрос о модернизации в России, возникает вектор отношения к Европе.

Мне кажется, не случайно метафора Михаила Сергеевича Горбачева про «общий дом Европа» возникла не столько как формула внешней политики, сколько как выражение того, что страна меняла курс.

Нельзя не согласиться с тем, что вопрос о границах Европы – открытый вопрос. Я хочу напомнить, что года три тому назад Фонд им. Бёлля устраивал в Берлине дискуссию, где один из участников вспомнил формулу Токвиля: Америка и Россия как фланговые державы Европы. А ему ответил профессор Ханс-Хеннинг Шрёдер из Бременского университета, который сказал: «Вспомните хотя бы, что в начале ХХ века в нашей Германии был спор: Германия – это Европа или не Европа. Потому что Европа есть не что иное, как расширяющееся культурное явление. Первоначальной Европой являются, видимо Нидерланды и Англия, может быть, Северная Италия. Все остальное – Европа благоприобретенная».

Поэтому вопрос о российской модернизации – это вопрос о том, появляются ли в России те признаки автономности, которые характеризуют модернизацию как социокультурный процесс и которые свойственны этой Европе как расширяющемуся явлению.

Мне кажется, что каждая российская модернизация предлагала свое решение вопроса о Европейском доме, и последствия – внутренние и внешние – были очень разнообразные. Петровская модернизация фактически представляла собой прямую попытку переместить нормы поведения из Голландии в Россию. Нельзя сказать, что это ничего не дало для модернизации страны. Но можно сказать, что и последствия были сложны и долговременны, потому что через век после этого в России укрепилась иноговорящая элита, произошел раскол культурного поля. Великая русская культура, возникшая, несомненно, под воздействием европейской культуры, несла в себе очень противоречивые ценности.

Внешним выражением этого стал, в конце концов, первый механизм объединенной Европы. Я имею в виду Венский конгресс и Священный союз монархий. Россия играла в них колоссальную, хотя и не уверен, что положительную, роль.

Вторая часто поминаемая крупная попытка модернизации, а именно советская ленинско-сталинская модернизация, тоже была теснейшим образом связана с Европой. Потому что социализм представлял собой попытку внедрения альтернативной европейской идеологии. И, безусловно, и по работам Ленина, и по работам Троцкого предполагал участие европейского пролетариата в этом процессе. Идея Соединенных Штатов Европы была нормой для большевистских дискуссий времен Первой мировой войны.

Не будем говорить о противоречивых внутренних последствиях, но получилось, что возникла не объединенная, а разделенная Европа, не Соединенные Штаты Европы, а стена.

Но были еще две российские модернизации, о которых почему-то говорят значительно меньше, - модернизация Александра II «50 лет великих реформ» и модернизация, начатая Михаилом Сергеевичем Горбачевым. На мой взгляд, по типу они похожи. Потому что, мне кажется, эти две модернизации предполагали достижение тех же признаков автономности, но другим путем – путем проращивания, а не заимствования институтов и постепенного приближения к этим бoльшим признакам автономности в ходе долговременного процесса.

Я понимаю, что обе модернизации оборвались революциями. И надо ставить вопрос – почему. Но, с другой стороны, когда говорят, скажем, о том, что нужно было делать другой баланс институтов (не будем говорить об Александре II, лучше, скажем, о Михаиле Сергеевиче)…- я не убежден в этом. Например, баланс, который предлагает китайская модель, то есть стабильность политических институтов при попытке изменить экономические, дал бы хороший результат в 80-90-е годы по простой причине - в СССР уже проходили эту модель. Она называлась «новая экономическая политика» - НЭП – и давала не меньшие, чем Китай, темпы роста, самые высокие темпы роста экономики России за ХХ век. Это не тридцатые годы и не перед Первой мировой войной, это двадцатые годы, правда, после колоссального, самого большого в истории из зафиксированных статистикой спадов - 1920 года.

Китай - это совершенно другая фаза модернизации – с большой деревней, с первоначальной индустриализацией. Поэтому не думаю, что индустриально-интеллектуальная страна могла принять эту формулу в горбачевский период.

Что произошло после революции 91-93-го года? Чего достигла модернизация? Я полагаю, что если смотреть по признакам, по которым сейчас проводятся кросс-культурные исследования по методикам Хофстеде, Инглхарта, Шварца, то автономность возросла, но лишь в некоторых сферах.

Фактически, говоря простым языком, произошла победа общества потребления. Люди свершили не либеральную революцию, а потребительскую революция, антидефицитную революцию - и получили результат, который, скорее, не ценностный, а утилитаристский. И поэтому верх утилитаризма – это отпуск. Нация ушла в отпуск, реализовав идеалы общества потребления.

Что же дальше? Снова поднимается вопрос о модернизации. Снова встает вопрос о Европе. Мне кажется, альтернатива нынешней модернизации и отношений с Европой выражена двумя возможными векторами. Вектор первый, который публично заявляется: нам нужен Запад как источник высоких технологий и как партнер по транснациональным проектам, которые не всегда удаются (трагедия - «Опель» не удалось купить – не продают).

Я не убежден, что это правильный путь модернизации. Потому что он исходит из того, что модернизация в России – это технологическое явление, что мы должны взять технологии, скопировать, сымитировать и таким путем продвинуть.

Почему я в этом не убежден и почему я не считаю драмой то, что нам не дали купить «Опель»? – Потому что за ХХ век в России удалось создать космические технологии, ядерные, научиться делать конкурентоспособными гидротурбины. Но за сто лет автомобильной промышленности не удалось освоить массовых автомобильных технологий. И я полагаю, что пора уже делать выводы. На мой взгляд, если мы будем говорить о специфике культурного капитала в России, то здесь есть возможности для развития конкурентоспособных мелкосерийных, опытных производств и т.д.

Что у нас конкурентоспособное за последние десять лет? Касперский – антивирусные программы. А «Ростехнологии» - нет. Означает ли это, что мы никогда не сможем делать качественный автомобиль, холодильник, а только уникальное медицинское или какое-нибудь космическое оборудование? - Нет, не означает. Но это означает, что надо не покупать и копировать технологии. Пока в ценности развивающейся нации не войдут абсолютно параллельные вещи, связанные с технологическим стандартом и законом как стандартом, пока отношение к законам не имеет силы национальной ценности, мы не получим качественного машиностроения с массовыми сериями. Это однопорядковые вещи.

Поэтому мне кажется, что основанием для отношений с Европой в новой волне российской модернизации является не импорт и копирование технологий, и не транснациональные проекты. А все то, что способствует возведению в ценность закона (то есть любые институты, которые не позволяют переменить закон по прихоти кремлевского чиновника), и ценностно-культурные связи, которые не очень быстро, но результативно должны привести к трансляции ценностей автономности, а также закона как ценности, технологии как ценности, составляющих один из важнейших механизмов успешной модернизации.
 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги