Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Ральф Фюкс

Мы говорили о великих видениях, о метафоре Общеевропейского дома. Идея объединенной Европы на базе общих политических ценностных представлений содержит в себе опасность, которая заключается в том, что эти слишком общие представления предполагают, будто следовало бы заново изобретать мир. Но в реальности придется исходить из уже существующих институтов европейского сотрудничества, европейской интеграции, которые нельзя отбросить для того, чтобы изобрести что-то совершенно другое. Это касается не только Европейского Союза, но и таких учреждений, как ОБСЕ, которая имеет очень важную функцию, когда речь идет о мониторинге парламентских выборов.

Еще одно важное учреждение, которое тоже представляет собой общеевропейское объединение, - Совет Европы, который стоит на страже прав человека, защищая европейскую Декларацию прав человека. Большим прогрессом является создание Европейского суда по правам человека, к которому могут обращаться и юрисдикции которого подчинили себя все члены Совета Европы. Это очень важный шаг в направлении интеграции, на котором могут основываться дальнейшие процессы.

Европейский Союз, являющейся в настоящее время объединением 27 стран - это гораздо больше, чем просто межгосударственный союз. Это шаг к созданию наднациональных учреждений и механизмов принятия решений. Это означает, что Европейский Союз – качественный шаг, преодолевающий старую концепцию национального суверенитета.

Тем самым, конечно, встает вопрос о демократии. Он возникает на новом уровне: возможно ли нечто вроде транснациональной демократии со всеми принципами, которые мы связываем с демократией, - разделение властей, транспарентность, демократический контроль исполнительной власти? В этом отношении Европейский Союз, безусловно, является лабораторией демократии. Мы ищем новые формы демократического волеизъявления на наднациональном уровне, которые должны развивать и как-то гарантировать.

Не стоит демонизировать европейскую бюрократию: если представить объем этой бюрократии, то есть число европейских чиновников, то их вряд ли будет больше, чем в управлении крупного города. Вопрос, правда, в том, как эта бюрократия вовлечена в демократические процессы политического волеизъявления и принятия решений. Важно, чтобы бюрократия не становилась самостоятельным игроком в рамках Европейского Союза.

 Возникает вопрос, достигла ли Россия той точки, где классический принцип национального суверенитета должен быть отринут в пользу хотя бы частичного разделения прав суверенитета и наднациональных институтов. Если проанализировать российскую политику в отношении стран Западной и Центральной Европы, можно заметить очень серьезную тенденцию к двусторонним отношениям, то есть к отношениям с отдельными странами. Пока еще нет впечатления, что Россия и Европейский Союз работают как равноправные партнеры.

Конечно, членство России в Европейском Союзе - это не вопрос сегодняшнего дня. Михаил Горбачев уже рассказывал, как занервничал Хельмут Коль, когда прозвучал этот вопрос. Конечно, довольно трудно представить, каким образом ЕС сможет интегрировать Турцию, если вообще когда-нибудь Турция будет принята в ЕС. И, может быть, характер ЕС полностью изменится в случае вступления в него России. Но я думаю, что на протяжении достаточно длительного времени речь еще не будет идти об этом. Тем не менее, речь идет о том, что кооперационные структуры, модели сотрудничества между ЕС и Россией должны быть усилены, включая создание совместных институтов, совместных органов.

Например, очень большую роль играет Договор о партнерстве и сотрудничестве, переговоры по которому, правда, продвигаются не очень быстро. Интересно, что в этом Договоре речь идет не о сотрудничестве в области, допустим, науки или экономики - то есть не только о понимании партнерства, сведенного, например, к одной лишь экономике. Речь идет о правовых понятиях, о стандартах демократии и правового государства. Речь идет о более интенсивном сотрудничестве гражданских обществ, партнерстве городов, программах молодежного обмена и т.д.

Иначе говоря, это довольно объемные рамки, довольно объемное пространство для интенсификации двусторонних отношений, для усиления доверия и связей друг с другом.

То же самое касается Европейской энергетической хартии. Она касается только определенной сферы, а именно сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Европейским Союзом. Конечно, учитывая взаимные сырьевые интересы, этот вопрос имеет огромное значение. Энергетическая хартия сейчас застопорилась. Камнем преткновения стал вопрос: должен ли доступ к рынкам быть адекватным для обеих стран, должен ли он быть взаимовыгодным для России и европейских предприятий? То есть насколько открываются эти рынки, насколько распускаются государственные монополии? И стоит ли еще сильнее разделить государство, экономику в сфере энергетики? Примут ли такое разделение? И, конечно, таким образом, возникнет ли не только более интенсивная конкуренция, но и более интенсивное переплетение.

В заключение хотел бы коснуться пункта, который, наверное, является самым спорным (он уже, кстати, упоминался сегодня в дискуссии). Это вопрос сотрудничества в сфере политики безопасности. С конца 90-х годов существует не очень активное движение в направлении сотрудничества в сфере безопасности в рамках Совета Россия-НАТО.

Совет Россия-НАТО никогда, собственно, не просыпался для политической жизни, даже в лучшие времена. Насколько я могу судить, это всегда была техническая координационная комиссия со стороны военных. Но я думаю, что важная предпосылка и хорошее начинание – исходить не из того, что НАТО прекратит свое существование и распустится, а наоборот, подумать о том, как можно открыть НАТО или расширить НАТО настолько, чтобы из этого действительно получилось партнерство с Россией во имя безопасности.

Я говорю это потому, что в Польше и в целом ряде других стран Центральной и Восточной Европы существует ярко выраженная боязнь новой оси Берлин-Москва, боязнь возникновения новой германо-российской гегемонии, и корни опасений лежат глубоко в истории нашего континента. Поэтому у этих государств, естественно, есть колоссальная заинтересованность в членстве в НАТО, поскольку НАТО – многосторонний институт безопасности. Историческим прогрессом стало то, что возникло многостороннее сотрудничество в рамках НАТО, которое предполагает и вовлечение объединенной Германии.

Более реалистичный и более разумный подход – задуматься о том, как нужно изменить НАТО, бывшего естественным компонентом холодной войны, потому что старое противостояние НАТО и России – это анахронизм.

Думаю, гораздо реалистичнее говорить о членстве России в НАТО в среднесрочной перспективе, чем о членстве России в Европейском Союзе, и работать над тем, чтобы партнерство России и НАТО было наполнено жизнью. На мой взгляд, это вполне перспективно. Мы вполне можем говорить о членстве в евроатлантическом партнерстве во имя безопасности, основанном на общих ценностях и идеалах.

Существует очень широкий консенсус о выборе Европейского Союза, направленный на то, чтобы вместе с Россией создавать и развивать структуры коллективной безопасности. Если выразить это традиционной формой – надо создать структуры коллективной безопасности, которые основываются не на обороне друг от друга, а на представлении о наличии одинаковых и общих интересов безопасности, основанных на принципе взаимного отказа от применения силы.

Моя аргументация заключается в том, что такие структуры можно развивать, исходя из уже существующих структур безопасности в Европе и в Атлантическом пространстве - НАТО, европейская политика безопасности и защиты в рамках ЕС и ОБСЕ. Сегодня нужно задаться вопросом о том, что необходимо сделать в форме политических и институциональных мероприятий, чтобы обеспечить реализацию отказа от применения силы в общеевропейском пространстве.

Если говорить об Общеевропейском доме, то не надо представлять его себе дом с жесткими, устойчивыми стенами. Общеевропейский дом - это не какое-то здание, отгороженное от соседей. Более верно, на мой взгляд, представлять себе переменчивую архитектуру, в которой существуют различные сообщества, обсуждающие и решающие вопросы безопасности, экономики, интеграции, энергетики, совместной визовой политики, научного и культурного сотрудничества. Речь идет о системе концентрических кругов с разной степенью интенсивности интеграции, а не о жестко устроенном здании, в котором ты либо находишься - либо не находишься.

Поэтому вместо того, чтобы ставить глубоко экзистенциалистский вопрос: принадлежит Россия к Европе или не принадлежит, - будем говорить о вариабельной, изменчивой архитектуре европейской интеграции. Думаю, что это облегчит, по крайней мере, достижение частичной интеграции с Россией.

Европейский Союз является и союзом государств, и союзом граждан. Как союз граждан он существует в совместных общих выборах и наличии общего парламента. Таким образом, есть учреждения европейских граждан, которые уже начинают образовывать европейское политическое сообщество, которое возникает по ту сторону старого политического сообщества национальных государств. Возникает и общеевропейская политическая общественность.

Мы находимся на этом пути. Но это уже несколько больше, чем только серия точечных мероприятий – таких, как конференции и встречи. Здесь речь идет о необходимости создания совместных институтов.
 


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги