Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

РЕЗЮМЕ

Участники "круглого стола" были едины в том, что именно сейчас открылась благоприятная возможность для разработки экономической стратегии развития страны. Это связано, прежде всего, с двумя принципиальными обстоятельствами: сменой высшего руководства страны и позитивными экономическими итогами 2000 года. Критически важно выйти на устойчивую траекторию экономического роста, пока действуют благоприятные внутри- и внешнеэкономические факторы, носящие в целом кратковременный характер.

Ограничители

При разработке экономической стратегии приходится учитывать ряд важных ограничителей, как субъективных, так и объективных (ресурсных, экономических, технических, административно-бюрократических, социально-политических, демографических). К первым можно отнести отсутствие консенсуса среди экономистов, неполный и недостоверный характер экономической информации, не вполне ясное представление о реальных процессах в экономике.

К объективным ограничителям относятся: исчерпанность старой ресурсной базы и невозможность разработки новых месторождений старыми способами; массовое выбытие основных производственных фондов; малая емкость внутреннего рынка; разрушение социальной сферы; прогрессирующая деквалификация рабочей силы; демографический кризис; слабость рациональной мотивации в экономике; вывоз капитала; неподготовленность российской бюрократии и слабость отечественного менеджериального класса; концентрация национальных активов в руках сравнительно небольшой группы лиц; отсутствие консенсуса среди политической и финансово-экономической элиты по принципиальным вопросам будущего страны; нарастающие сомнения общества в способности власти проводить внятную экономическую политику; невозможность для общества и основных политических сил влиять на ее разработку.

В неявной форме на "круглом столе" прозвучало опасение, что одним из главных препятствий на пути формулирования и проведения экономической стратегии в интересах большинства общества может стать эгоистичная позиция доминирующих групп российской элиты, не желающих поступаться захваченной собственностью и завоеванными позициями.

Критическим вызовом для России выступает ускоряющаяся глобализация мира (что наиболее заметно в экономике) и новая стадия технологического развития.

Все эти обстоятельства, с одной стороны, диктуют срочную (даже перезревшую) необходимость для России перейти к комплексной экономической стратегии, с другой, указывают, что эта стратегия заведомо находится в узком коридоре возможностей.

Оценка экономической программы Грефа

Представители либеральной экономической школы на "круглом столе" вообще ее не упоминали. В то же время представители РАН, отметив адекватность некоторых разделов программы, дали ей в целом низкую оценку. К принципиальным недостаткам программы они отнесли: неясность ее концептуальных основ; пассивно-адаптационный характер предлагающейся экономической политики; слабость и потенциальную опасность социальных разделов программы; отсутствие в ней политического раздела.

Экономические модели

Как либералы, так и дирижисты были едины в признании необходимости укрепления государства, повышения его роли в экономике. Однако они кардинально разошлись в понимании характера и сферы приложения основных усилий государства. В общих чертах были сформулированы две альтернативных модели экономического развития.

Первая, либеральная, предполагает, что государство должно сделать основной акцент на институциональных преобразованиях и формировании рыночных институтов (разработка законодательства и правил регулирования, создание современной банковской системы, сокращение нерыночного сектора и "теневой" экономики), поддерживая социальную сферу и образование, но отказавшись от проведения активной промышленной политики. По существу, эта модель носит пассивно-адаптационный характер, исходя из концептуальной предпосылки, что саморазвитие экономики при ограниченном государственном участии выведет ее на траекторию устойчивого экономического роста.

Сторонники дирижистской модели отвергают тезис о возможности успешного саморазвития, поскольку, по их мнению, российская экономика реагирует на рыночные сигналы совсем не так, как в теории. Соглашаясь с необходимостью институциональных преобразований и формирования рыночных институтов, они выдвигают во главу угла концентрацию государственных усилий на селективной промышленной политике. Инициативно опережающий характер должна носить социальная и образовательная политика; не отвергая возможности реформирования этих сфер, дирижисты призывают осуществлять реформы в них крайне осторожно. Активная экономическая и социальная политика, указывают дирижисты, возможна лишь при выдвижении государством глобального политико-экономического проекта и формулировании образа нового будущего, приемлемого и привлекательного для подавляющего большинства российского общества.

Предлагаемые меры

Участники "круглого стола" сформулировали несколько предложений, как краткосрочных, так и рассчитанных на длительную перспективу (причем не только в области экономики).

И либералы, и дирижисты одобрили идею разового взаимозачета долгов хозяйствующих субъектов с тем, чтобы провести расчистку неплатежей. Также консенсус сложился вокруг таких предложений стратегического характера, как улучшение управления государственными активами и инвентаризация собственности.

Сопротивление встретила идея формирования системы национального имущества и национального дивиденда, предполагающая перераспределение рентных доходов в интересах общества (сейчас они присваиваются 7 % населения).

Заслуживает отдельного упоминания предложение о формировании правительства парламентом, что вовлекло бы в выработку экономической стратегии основные политические и общественные силы страны, тем самым открыв возможность общенационального согласия по этой кардинальной проблеме.

Резюме подготовлено рабочей группой "Круглого стола "Экспертиза" Горбачев-фонда.

Руководитель группыВ.Б.Кувалдин

 
 
 

Новости

«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» состоится 28–31 октября 2024 года 25 октября 2024
«Память женского рода». Круглый стол.
Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024
Сборник «Распад Югославии. Тридцать лет спустя»
В сборнике опубликована статья П.Р. Палажченко 11 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги