Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Некипелов А.Д.

Был поднят ряд очень интересных вопросов, и мне хотелось на некоторые из них отреагировать.

Вопрос, который первым поставил Р.С.Гринберг, - о целесообразности постоянной разработки стратегий экономического развития. Имеет ли эта деятельность какое-то отношение к реальной жизни? Не скрою, меня тоже иногда посещает мысль о том, что трачу время на абстрактные интеллектуальные упражнения исключительно ради собственного удовольствия.

Но хотел бы особо подчеркнуть следующее. Я очень хорошо понимаю, что сформировавшаяся у нас квазирыночная экономическая система построена на интересах, и поэтому одними благими пожеланиями инициировать переход к нормальному рыночному хозяйству невозможно. Думаю, что А.А.Нещадин только что это очень убедительно подтвердил. Поэтому реализация достаточно радикальных предложений возможна только в том случае, если имеется серьезная политическая воля к соответствующим изменениям. А для того, чтобы такая воля была, желания отдельного человека, будь он даже президент, недостаточно. Нужна нормально действующая политическая система. Только она позволяет выявлять существующие в стране интересы, формировать силы, борющиеся за их проведение в жизнь. Никакого другого пути я не вижу.

Поэтому вопрос о совершенствовании нашей политической системы имеет огромное значение, в том числе и с чисто экономической точки зрения. Глубоко убежден, что, несмотря на все особенности России, мы должны двигаться к тому или иному варианту парламентской республики. В пользу этого вывода свидетельствует и опыт успешных постсоциалистических государств.

Что же касается, теоретизирования о возможных путях развития общества, то оно, как мне кажется, полезно в том смысле, что позволяет политическим силам лучше ориентироваться при выборе собственных программ действия.

Следующий вопрос. При всем понимании важности процессов концентрации капитала не могу разделить позицию А.А.Нещадина о том, что крупный капитал сам решит все наши проблемы. С трудом себе представляю, каким образом на этой основе могут решаться проблемы изношенной инфраструктуры, холода в Приморье и т.п.

О доле государственных расходов в ВВП. Я тоже абсолютно убежден в нелепости сокращения относительной величины госрасходов в наших условиях. Это тем более так, если принять во внимание то, что А.А.Нещадин сказал о "проблеме 2003" - об опасности техногенных катастроф, связанных с предельным износом основного капитала. Вообще, проблема 2003 года должна быть самым тщательным образом изучена. Если предсказания техногенных аварий не лишены серьезных оснований, то необходимо внесение самых серьезных изменений в экономическую политику: ведь рыночный механизм бессилен перед такими проблемами. Иногда поэтому мне кажется, что вносимые мной предложения носят чрезмерно либеральный характер, поскольку я инстинктивно исхожу из того, что катастрофического развития событий еще можно избежать.

О промышленной политике. В свое время газета либерального толка "Утро России" обратилась ко мне и Е.Т.Гайдару с просьбой высказать мнение о целесообразности проведения такой политики в России. Я изложил аргументы в пользу промышленной политики. Е.Т.Гайдар высказался в том духе, что все это - выдумки высоколобых интеллектуалов или мечты бюрократов. Дескать, интеллектуалы должны что-то придумывать, а чиновники видят в этом возможность заработать на распределении ресурсов.

В последнее время я активно участвую в работе Национального инвестиционного совета (НИС), объединяющего довольно серьезную часть российского делового сообщества. Очень быстро подтвердилось, что в промышленной политике в первую очередь заинтересован серьезный бизнес. Сегодня упоминались проблемы нашего самолетостроения. Обсуждались они и на одном из заседаний НИС. Бизнес хочет понять: стране нужна авиация или не нужна? "Если не нужна", - говорят его представители, - "то мы уйдем в другую отрасль". Но государство не должно морочить голову абстрактными рассуждениями о величии страны.

В ходе того обсуждения выяснилось, что в Воронеже издержки производства на Ил-96 чуть ли не в два раза меньше себестоимости сравнимой модели Боинга. Однако из-за неблагоприятной экономической среды (прежде всего налоговой) лизинговые платежи уже выше по Ил-96, чем по Боингу. Обнаружилось, в частности, что все лизинговые компании Боинга с полного согласия американских властей зарегистрированы в оффшорных зонах и практически не платят налогов. Я не лоббирую авиационную отрасль. Может быть, она нам не нужна, а нужно что-то другое. Но именно в этом и должно определиться правительство. Причем, совсем не обязательно речь должна идти о государственных инвестициях. Очень часто, когда говорят о промышленной политике, имеется в виду просто создание льготных условий в соответствующей области. Они могут обеспечиваться в одних случаях за счет временного использования протекционистских мер, в других - за счет налоговых скидок и т.д и.т.п. Но в ряде случаев могут потребоваться и государственные инвестиции (или государственные гарантии по привлекаемым инвестициям), в особенности в инфраструктурных отраслях.

В.А.Мау обратил внимание на то, что в случае проведения промышленной политики правительство окажется один на один с большой очередью лоббистов. Это верно. Но верно и то, что оно совсем не обязано действовать по принципу "всем сестрам - по серьгам". Задача правительства как раз в том и состоит, чтобы сделать отвечающий интересам общества выбор.

А.А.Дынкин предложил называть промышленную политику как-то по иному. У меня был разговор с Г.О.Грефом, в ходе которого он сказал, что является категорическим противником промышленной политики, но выступает в пользу политики инвестиционной. Но ведь дело не в названии, а в тех или иных реальных шагах. Что же касается термина "промышленная политика", то его придумал не я; суть такой политики излагается во всех современных учебниках экономической теории.

Теперь - по поводу всеобщего взаимозачета просроченных долгов. Мне, конечно, известно о сокращении бартерных сделок и неплатежей в 2000 году. Согласен с трактовкой Е.Г.Ясиным причин этих, несомненно, положительных процессов. Очень хорошо, что Евгений Григорьевич сам обратил внимание на то, что сегодня главная проблема - не текущие неплатежи, а накопленные. Именно из-за них у значительной части предприятий сохраняются неликвидные балансы, что и делает российские корпорации непривлекательными для инвестирования, по крайней мере, по международным стандартам. Очень рад и главному выводу, к которому пришел Е.Г.Ясин: расчистка финансовых завалов не только нужна, но и сейчас, когда перекрыт кран текущих неплатежей, - возможна. Замечу лишь, что никогда и нигде не говорил, что всеобщий взаимозачет просроченной задолженности можно осуществлять в любой момент. Напротив, я всегда подчеркивал, что эта операция должна являться составной частью комплекса мер, направленных на перевод российской экономики в нормальный рыночный режим функционирования. В противном случае взаимозачеты пришлось бы проводить каждые полгода.

И, наконец, вопрос, который затронули Е.Г.Ясин и А.А.Нещадин - о российских банках. Спору нет, банки у нас очень слабые. Иногда, правда, забывают о роли, которую сыграло здесь наше правительство, организовав дефолт 1998-го года.

На слабость российских банков, как правило, указывают для того, чтобы обосновать целесообразность полномасштабного допуска иностранных банков на наш финансовый рынок. Однако, делая такие предложения, не стоит впадать в иллюзии. Иностранные банки, придя сюда, действительно, очень быстро оттеснят своих российских коллег от деятельности по мобилизации сбережений. Но не настолько же они глупы, чтобы инвестировать эти сбережения в неликвидный реальный сектор экономики.

Поэтому проблема банков значительно шире, чем это может показаться на первый взгляд, - это системная проблема. Сегодня дело не в том, что российские банки не хотят инвестировать реальный сектор экономики; они бы с удовольствием это делали, если бы могли достоверно прогнозировать отдачу на вкладываемые средства. И не в уровне их капитализации здесь дело. Е.Г.Ясин сам указал на избыточные 200 миллиардов рублей, которые лежат на резервных счетах коммерческих банков в ЦБ, приносящих минимальные проценты.

Вот, собственно, и все. Спасибо за внимание.

 
 
 

Новости

«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» состоится 28–31 октября 2024 года 25 октября 2024
«Память женского рода». Круглый стол.
Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024
Сборник «Распад Югославии. Тридцать лет спустя»
В сборнике опубликована статья П.Р. Палажченко 11 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги