Нещадин А.А.По поводу программы и стратегии.Пункт 1. К сожалению, данная программа (программа Грефа) построена на мифах, от которых мы не можем избавиться до сих пор. То есть: первое - природные ресурсы. Природных ресурсов в России уже практически не осталось при том способе добычи, как мы добываем. Если бы такие ресурсы были, сейчас бы не стоял вопрос о сокращении поставок газа для РАО ЭС, и мгновенно бы нарастили бы мощности нефтяные компании, которые добывают нефть. Поэтому, ресурсы есть, но добыча их традиционными российскими способами стоит таких бешеных денег, что ни один нормальный человек на это не пойдет. Может быть, если объединиться с японской корпорацией, они смогут наши ископаемые сделать действительно полезными. Следующий момент - это внутренний рынок. Емкость российского рынка - миф, уровень которого только что показали темпы роста доходов населения. Достаточно приехать в любой нормальный областной центр, скажем, в тот же Курск, где бывший универмаг, по которому можно было ходить, сегодня представляет собой сельпо, поскольку люди не имеют денег, чтобы что-то покупать. Следующий миф - это кадры, что у нас квалифицированные кадры, что мы богаты людьми. В 2003 году из школ выйдет всего 1 миллион 200 тысяч человек против 2 миллионов 200 тысяч этого года. 350 тысяч хочет призвать армия. Примерно 1 миллион забрали высшие учебные заведения в этом году. Дальше, по-моему, можно не объяснять, что будет происходить. Я последний раз был под Кинешмой: три школы набрали по одному первому классу с численностью 15-20 человек. И все. Через 5-7 лет из трех школ надо будет делать одну, а две другие закрывать. Это же относится к здравоохранению. В малых городах здравоохранение совершенно не соответствует необходимым потребностям. И об этом пока никто задуматься не желает. Это что касается численности кадров. Что касается квалификации. Сейчас мы сделали анализ малых городов, примерно 800 малых городов, проблема одна - примерно 4000 нормальных менеджеров, которые могли бы разрядить эту ситуацию. Кадров нет. Руководители - это бывшие вторые секретари по идеологии, это люди той самой ориентированности, которые в новой системе сделать практически не могут ничего. Такие же проблемы на любых крупных заводах. Вопрос один - кадры. То, что мы готовим якобы экономистов - это профанация. Это кадры кафедр "Научного коммунизма", сменившие табличку на кафедру "Маркетинг". Следующий момент - это мотивация населения и предприниматель. Опять программа сделана по тому мифу, что все должны рационально себя вести. В малых городах осталась сельскохозяйственная общинность. Я вам рассказывал, что я был на двух заводах. Один - в городе Электроуголь, а другой в - Переяславле-Залесском, где люди получают полторы тысячи рублей, но зато полностью находятся на обеспечении завода: обед, ужин, вся медицинская помощь вплоть до стоматологии, квартиры и т.д. Есть пример города Красногорска, где рабочие получают 7-8 тысяч рублей, но обед даже в столовой стоит порядка 40. Вот два разных подхода. Пока порядок общинности разрушить нельзя. Он будет изменяться, но довольно длительное время. О банковской системе. Банковская система отлично выполняет то, на что есть спрос. Каким образом можно было позволить уводить из России эти миллиарды долларов, минуя банковскую систему? Она отлично работает, но работает под спрос. Будет спрос, будут гарантии под кредит - банки будут давать. Не будет спроса - давать не будут. Что вы ждете от волков, чтобы они стали вегетарианцами. Что за надежда на то, что бизнес будет работать себе в убыток. Да не будет этого. Следующий миф - это малый и средний бизнес для России. Это миф. Сейчас уже видим, как происходит укрупнение бизнеса. Николай здесь прав абсолютно. Причем, многое не пишется в газетах. А просто мы знаем по своим каналам. Да, объединенные машиностроительные заводы уже прикупил "Красное Сормово". "Северсталь" сейчас прикупает Ульяновский автомобильный завод и т.д. и т.д. Поэтому все эти мифы губернаторов о том, что они лягут костьми, но не надут никому из чужаков своей собственности, в том же Ульяновске, - миф. КамАЗ спокойно перешел в федеральную систему. "Татнефть" спокойно переходит уже в другую собственность, и Шаймиев может делать вид, что он хозяин этому, сколько ему вздумается. Так же как и Горячев в Ульяновске. И самарский "ЯК" уже уходит под "Русский алюминий". И надо быть слепым, чтобы не видеть эту систему укрупнения. Огромная ошибка, что мы на сегодняшний день в авиации не можем создать единую компанию. У нас выпущено малых самолетов семь видов, прошел сертификацию один - Ил-103. И бегаем вокруг этого, тратим бешеные деньги на те проекты, которые не будут реализованы. Та же "Гжель", тот же "Грач" - самолеты не сертифицированы. Они могут летать в пределах Нижегородской губернии сколько угодно. Мы поддерживаем Ту-204 уже 6 лет, результатов-то никаких. Самолет не сертифицирован. Дальше что? Просто нужна единая концентрация на единую нормальную систему. Если Ил-103 отсертифицирован и пошел, поддерживать только его. Переходим к следующему вопросу - о глобализации. А нужна ли глобализация для России, в какой мере и что она приносит для России? Мы по просьбе одного человека сделали карту Северо-Запада, где показали интересы крупных компаний, обороты которых в несколько десятков раз превосходят бюджеты всех областей, где они работают и где их интерес. Очень интересная карта получилась. Ведь развитие Костомукши и завода "Окатышей", а соответственно и бюджет Коми, решать будет не губернатор, решать будет Мардашов, потому что это его интересы - "Северсталь". И Юкос сейчас вкладывает деньги в образование, хотя там рычат, что он отбирает и высасывает кадры, но заодно учит компьютерной грамоте чиновников. И когда претендент на губернаторство Архангельска заявляет, если они построят нефтеперегонный завод в Архангельске, то мы им разрешим добывать нефть, а если не построят, то не разрешим. Это же смешно. Если этот завод в Архангельске убыточный, а в Мурманске прибыльный, конечно, нормальный человек строить его там не будет. Надо понять, что центры решения уходят из регионов, и они даже не в Москве уже располагаются. Если "Северсталь" поставляет львиную долю стали на рынок Америки, то его судьба зависит от рынка в Америке, а не от решения многоуважаемого президента Путина. И сейчас эта вся система в регионах начинает расползаться. Уже крупные корпорации контролируют решение дел в области. И развитие города "Чудово" будет решать компания "Кэдбери" в Англии, а не Прусак в Новгороде. И вот эту систему программа не учитывает. И не учитывает по одной простой причине. Переходим к последнему тезису. Государство на сегодняшний день как собственник абсолютно не конкурентоспособно. Контроль за собственностью оно организовать не может. Инвестировать в свою собственность оно не может. То есть практически государство в этой области - банкрот. И поэтому все великие идеи о том, что если мы сейчас в бюджет закачаем инвестиции, и государство начнет распределять, это будет кошмарный сон. Уже у Бородина пытаются составить программу подъема приборостроения России и Белоруссии. Это же бред. Когда весь мир работает на двух микронах, мы работаем на пяти, и когда начинаешь им говорить: "Ребята, какой будет подъем приборостроения?" Они отвечают: "А нам японцы передадут технологию двух и трех микрон". Это все - бред. То есть движущей силой сейчас становятся менеджеры и собственники. Тогда становится непонятной одна вещь. Посмотрите, какой визг пошел, когда вокруг РСПП начали концентрироваться реальные силы. Вы же все ждали корпоративного гражданского общества. Ну, виноваты. Первыми стали объединяться промышленники и крупные менеджеры, а не интеллигенция. Извините, получилось так. И сейчас, по-моему, если мы хотим немного продвинуться вперед, появляется сила, которая вообще может выступать как хотя бы стороной для переговоров с правительством. Но правительство этого не видит. Правительство продолжает политику осчастливливания. Наше государство знает, как можно осчастливить промышленников. А спрашивать у них еще не собирается. Сколько говорили по налоговому кодексу, что не нужна нам подачка в виде отмены налогов с прибыли на инвестиции - амортизацию не используем. Лучше давайте, определим, что такое прибыль, когда Минфин начинает прибыль постепенно приравнивать к доходу. С одной стороны, сделали форму налогового кодекса. С другой, мелкими поправками опять прибыль приравниваем к понятию "доход". Это совершенно различные вещи. Просили, уберите оборотные налоги - не убрали. Чуть-чуть, но оставили. Пусть будет налог на прибыль 40 процентов - выживем, но уберите оборотные налоги. Никто не слышит. С одной стороны, объявляют, что налоговый кодекс работает на промышленность. С другой стороны, при обсуждении бюджета не мытьем, так катанием все равно хотят привести все в то же самое русло и стойло - к тем же самым объемам налогов. То есть смысл только один - появилась сила, ее сейчас надо максимально поддерживать, чтобы внутренние склоки не дали развалить при помощи внешних вариантов, особенно с Гусинским и со всеми остальными. И здесь именно та база, та движущая сила, которая может действительно реформироваться. И последний момент - сколько времени. Вообще, по нашим просчетам, осталось два года. Примерно 2003 год - ситуация схлопывания. Это совершенно сумасшедший внешний долг 17 миллиардов. И сейчас никто не будет долг реструктуризировать. Потому что, разговаривая с Мировым банком, мы поняли, что это - разговор вообще глухонемого со слепым. Их точка зрения: "Ребята, вы получили 11 миллиардов долларов лишних денег, отложите, пожалуйста, 3 миллиарда, чтобы заплатить долг в марте". Мы объясняем, что нам 11 миллиардов нужны самим, а что заплатим в марте, мы поспорим через Госдуму. Извините, ни один человек не поймет таких переговоров. Соответственно, как я уже сказал, будет резкое падение численности населения. И думать надо не о реформе образования, а понять, кого мы еще образовывать будем. Реформа образования будет заключаться в том, что примерно 50 процентов вузов мы должны будем закрыть. Если в этом году набрано 1 миллион студентов, то есть 50 процентов от выпускников школ, то в 2003 году это будет примерно 600 тысяч. Дальше математика понятна всем. И следующий момент, который тоже идет на схлопывание, - это проблемы инвестиций и проблемы резкого выхода из строя устаревшего оборудования, мы достигнем кризиса и где-то износ оборудования будет процентов 85. То есть это опасность техногенных катастроф и т.д. И вывод получается только один, и это уже звучало сегодня, - какое общество мы "хочим" построить. Не какое общество мы "хочим" построить, а какое мы можем построить. То есть надо вводить ограничения и в программу Грефа, что реально, а что нереально, и кто является реальной движущей силой. Если мы на сегодняшний день не обеспечим инвестиции именно от бизнеса, других инвестиций в России в природе нет. Все это мифы. Если люди не достанут денег из-под подушки, есть, конечно, выход. По Булгакову - собирать людей и спрашивать, как валюту сдавать будем. А других выходов нет. |
|