Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Дынкин А.А.

Спасибо за приглашение принять участие в дискуссии. Несколько соображений о том, есть ли у нас национальная экономическая стратегия или нет. Я думаю, что в классической постановке ее нет, потому что, как правило, такая стратегия является результатом выборов. На выборы идут политические партии, которые декларируют ту или иную экономическую политику, и тот, кто приходит к власти, тот ее и проводит. Скажем, так было в 1984-ом году в Соединенных Штатах, в очень острой борьбе, когда демократ У.Мондейл шел под лозунгом промышленной политики, а республиканец Р.Рейган - с принципиально другой политикой. Мы помним, что было в 84-ом году в США: безработица, дефицит бюджета, "деиндустриализация", японская экспансия на американском рынке. Победил Р.Рейган. У.Мондейл уехал послом в Токио, а американская экономика восстановила свою конкурентоспособность.

У нас программа рождается после выборов. По-видимому, иначе быть не могло в силу нестабильности политической системы, слабости партийных структур. Какие, на мой взгляд, вопросы сегодня необходимо очень срочно решить? Необходимо усилить внимание к микроэкономике, конкурентоспособности предприятий.

Я думаю, что предстоящее 10-летие будет отличаться от прошлого тем, что придется учитывать и корректировать интересы собственников национальных активов. Любая политика без этого учета будет неэффективна. Понимаем ли мы эти интересы? Мы в ИМЭМО Российский экономический барометр проводит опросы предприятий. Они демонстрируют одно важное изменение. Если раньше руководители говорили, что целевая задача - исключительно сохранение объемов производства, то есть выживание, то сегодня по сравнению с 1997 г. почти на 30% выросло число тех, кто говорит о том, что целевая задача - это получение прибыли. Это - принципиальный сдвиг. Заинтересованы ли собственники в укреплении институциональной среды? Думаю, что в тех случаях, где происходит смещение инсайдеров внешним контролем - да. Что, на мой взгляд, мешает? Мешает сложившаяся структура собственности, когда у нас 2/3 активов в промышленности находится в так называемой смешанной форме собственности, где присутствуют в качестве собственников менеджмент и рабочие коллективы, и местные власти, федеральные ведомства, иностранные инвесторы - все чрезвычайно запутанно, непрозрачно. Это была, в общем, естественная реакция на ту приватизацию, которая состоялась. Сегодня здесь, мне кажется, остро необходима расчистка. Потому что без этого не будет инвестиций и кредитов; потому что, когда все непрозрачно, когда в качестве собственника видна цепочка непонятных оффшорных компаний, инвестиции в такое "болото" сомнительны. Для этого нужны прозрачность, четкая стратегия, инвестиционные рейтинги, квалифицированный менеджмент с хорошей репутацией.

С точки зрения инвестиционного климата, я считаю, что в этом году совершенно беспрецедентная ситуация, когда у нас реальная ставка процента очень низкая или даже отрицательная. И это стимулировало тот относительный инвестиционный бум, который мы наблюдали. Плохо то, что инвестиционные ресурсы "замкнуты" в основном в экспортно-ориентированных секторах. Это следствие слабости фондового рынка, отсутствия институциональных инвесторов, системы страхования инвестиционных рисков. Поэтому межотраслевое перераспределение ресурсов происходит в основном через прямую скупку активов. В результате образуются высококвалифицированные конгломераты, холдинги. Эта тенденция была характерна для волн диверсификации в развитых странах в 30-е и 70-е годы. У нас она является закономерным результатом слабой институциональной среды. В результате снижается уровень конкуренции, повышаются барьеры входа на рынок, консервируется структура выпуска.

По поводу государства. Любопытно здесь замечание В.А. Мау в ходе дискуссии о необходимости концентрации инвестиционных ресурсов в руках государства. Я бы хотел обратить внимание на одно обстоятельство. Государство современное, если пользоваться компьютерным языком, отличается хорошим software, а не только hardware. Сегодня ценность государства все больше смещается к качеству институтов, законодательных норм, регламентаций регулировки, которые безукоснительно и безусловно исполняются на всей территории страны. В этом отличие современного государства от государства традиционного. И я считаю, что у нас пока очень много государства там, где не надо, и очень мало там, где надо. Одно из последних предложений правительства о снижении видов лицензирования (с 275 до 73), на мой взгляд, - это шаг в правильном направлении. Опубликованное Мировым банком и ЕВРР в апреле 2000 г. исследование проблем коррупции в странах с развивающимися рынками показывает, что самое большое количество взяток в России (20%) связано с получением лицензий.

И последнее. По поводу промышленной политики. Мы находимся в стадии догоняющего развития. И, безусловно, здесь необходимо определенное таргетирование отдельных секторов в сочетании с трансфертом технологий из-за рубежа. Этим пользуется большинство стран, начиная от Ирландии, кончая Индией. Но я бы называл это не промышленной политикой, потому что, мне кажется, что это немного дезориентирует ее смысл, а политикой конкурентоспособности, потому что тогда цель более четкая и очевидны критерии ее достижения. Суть промышленной политики состоит в перераспределении ресурсов с помощью прямых или косвенных инструментов в пользу избранных секторов или предприятий, защита их от внешней и внутренней конкуренции. Временный ущерб при этом несут другие секторы и потребители. Позитивные ожидания связаны с опережающим ростом избранных секторов, что принесет возрастающую отдачу в перспективе. Проблемы состоят в возможности ошибок при определении будущих "чемпионов" при сильном лоббировании и угрозе искажения объективности выбора надеждой на политическую поддержку различных отраслей. Эти угрозы необходимо ясно представлять, и, как отметил А.Д. Некипелов в своем докладе , существует экономический инструментарий их преодоления. Если мы обозначим эту политику как политику конкурентоспособности, направленную на включение в мировую экономику с товарами и высокой добавленной стоимостью, я за эту политику. В том же Китае уже давно снижен НДС с компаний, занимающихся информационными технологиями, до 6 процентов с обычных 18 процентов. Для нас это такое простое решение пока не просматривается. Точно также как вычет расходов предприятий на новые технологии, НИОКР из налогооблагаемой базы. Не говоря уже о неспособности в течение 10 лет принять вообще адекватный Налоговый кодекс.

 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги