Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Ясин Е.Г.

Я начну с такого парадоксального в данной среде заявления относительно того, что, с моей точки зрения, экономическая стратегия существует, другое дело, что ее не подписал президент как доктрину информационной безопасности, но это как бы дело президента. Всегда доктрину можно дорабатывать и стратегическую, и экономическую стратегию тоже. Но я не могу сказать, что она отсутствует. Хотя у меня есть там свои вопросы, но, мне кажется, она достаточно определенной в той степени, как это может быть для доктрины. Не буду вдаваться в детали, потому что времени нет.

Второй вопрос очень интересный в связи с тем, о чем говорил Александр Дмитриевич. Дело в том, что самое выдающееся, с моей точки, событие 2000 года - это монетизация экономики. Я просто обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что уровень взаимозачетов и бартера в реализации продукции в начале года составлял, по данным российского экономического барометра, 46 процентов, до этого было больше. А в октябре этого года - 21 процент. В Соединенных Штатах - 10-15 процентов бартера - является нормальным явлением. Поэтому если мы думаем, что на этом коне мы можем скакать дальше, то этот вопрос принципиально закрыт, хотя я не могу сказать, что эта проблема полностью решена. Если мы раньше устраивали бурные дискуссии по поводу виртуальной экономики, я даже затеял очень большое исследование, сейчас у меня создалось впечатление, что у этого проекта почва уходит из-под ног, потому что мы имеем дело с совершенно иной ситуацией в экономике. Кстати, ваша идея общего взаимозачета и расчистки прошлых долгов в этих условиях приобретает вполне разумное основание. Я до этого всегда выступал против взаимозачета по той простой причине, что мы имеем дело с бассейном, в котором открыты краны. Если вы начинаете выкачивать воду из бассейна, не перекрыв краны, то это бессмысленно. Но сегодня большая часть всех расчетов в экономике происходит в денежной форме, в особенности после того, как естественные монополии ликвидировали платежи в неденежной форме. Это касается РАО ЕС, МПС, в меньшей степени Газпрома. Но, тем не менее, это как бы стало существенным фактором в общей картине. Конечно, ничего бы этого не удалось, если не было бы прироста количества денег, а деньги увеличились, потому что валютная выручка конвертировалась в рублях, и применяли метод currency board, вполне в данном случае обоснованный, и мы получили ту картину, которую мы получили. Я обращаю ваше внимание, что при инфляции 20 процентов рост денежной базы был на 50 процентов. Такого не было в предыдущие годы. В 96-й, 97-й годы тоже был опережающий рост денежной базы, но такого феномена мы не имели. Больше того, банки около 200 миллиардов долларов держат в Центральном банке и боятся их вкладывать в экономику. Я еще вернусь к этому вопросу. Поэтому, Александр Дмитриевич, я готов с вами поработать в этом направлении, потому что считаю, что в этих условиях, когда перекрыты краны, можно заниматься расчисткой.

Следующий момент. Я не хочу вдаваться в оценки того, что происходило, мне кажется, это малоконструктивная дискуссия, давайте посмотрим на то, что предстоит. И здесь по сравнению с тем, что написано в экономической программе правительства, программе Грефа, поскольку не все ее части утверждены, я бы выделил следующие три проблемы, которые будут в ближайшее время ступором на пути экономического роста. Я не считаю экономический рост случайным. Я не считаю, что он происходит только от факторов конъюнктурных, таких как цены на нефть и девальвация рубля, я считаю, что просто появился сильный рыночный сектор в российской экономике, который способен этими как бы временными преимуществами воспользоваться. Раньше - в 96-м или в 93-м - у нас была высокая цена на нефть и, как вы помните, рубль падал в 94-м году и т.д. Этим никто воспользоваться не смог, мы были к этому не готовы. А сейчас есть основания думать, что мы можем расти, но только нам надо преодолеть эти проблемы, которые вместе связаны между собой и препятствуют росту.

Первое. Это большой нерыночный сектор, который живет в основном за счет субсидий различного рода, в том числе, в первую очередь, из местных бюджетов. Во-вторых, за счет перекрестного субсидирования и в значительной степени за счет заниженных цен на энергию и т.д. Обращаю ваше внимание, что у нас расходы на энергию в 3-4 раза выше, чем в тех странах, с которыми мы хотим сравниваться. И до тех пор, пока цены не будут повышены, я не скажу до мирового уровня, я никогда не был сторонником этого, но они должны быть повышены в 2-3 раза. У нас никогда ни одна программа энергосбережения реализована быть не может. Нам в той или иной форме придется эту проблему решать - хотим мы или не хотим этого. Это тоже будет и усилением инфляции, и тормозом роста и т.д. Это - реальная структурная проблема, которая будет стоять.

Нам нужно будет убрать те подпорки, которые стоят под нерыночным сектором и нерыночным поведением. Это касается не только убыточных предприятий. Я знаю кучу компаний в топливно-энергетическом секторе, которые тоже работают не эффективно, но живут, присваивая себе природную ренту. Если поменять условия, скажем, правительство решилось бы на то, чтобы ввести справочные цены на нефть, я думаю, что примерно 5-6 нефтяных компаний вылетело бы в трубу. Это как бы вопрос, который требует решения.

Вторая проблема. Это теневая экономика. Мы в течение многих лет как бы делали вид, что все это как бы не существует, т.е. это такая проблема, которая никакого решения не имеет. Иначе говоря, мы мирились с ней. В крайнем случае, возникали идеи, давайте усилим правоохранительные органы, они нам обязаны эти проблемы решать. Но это не решит проблемы. Здесь мы имеем дело с серьезной институциональной ловушкой, которую придется каким-то образом разрывать, потому что нормы поведения теневой экономики исповедуют практически все российские предприниматели. Нет предприятия, которое в той или иной мере не пользовалось бы неформальными методами. В этом - сложность. Мы должны договариваться, как мы будем выходить из этой ситуации. Надо сказать, что правительство некоторые вещи уже продумало и приняло, дай Бог, чтобы они осуществились. Я, прежде всего, имею в виду введение метода начисления при исчислении НДС и налога на прибыль. Это - существенный момент, который позволяет сократить возможности ухода от налогов. А затем снизить налоги. С другой стороны, ликвидировать дыры для теневой экономики. Во-вторых, это плоская шкала подоходного налога, это сокращение обложения фонда оплаты труда. Я преднамеренно ухожу от понятия "социальный налог", потому что каждый раз совмещаются две вещи: социальный налог - я тоже не люблю этот налог, но это одна история, но, скажем, снижение обложения фонда оплаты труда - это другая история и она представляется исключительно важной. Потому что каждый хозяйственник знает: до тех пор, пока это обложение не будет соразмерно, все будут уходить от налога - конверты выдавать или еще что-то.

Третья проблема. Это слабая банковская система. Банковская система никуда не годится. Мы не сможем расти с ней. Когда сейчас банки говорят, что мы не будем давать деньги на инвестиции, им отвечают: как же так, вы должны. А ведь они правы. Я обращаю внимание: общая капитализация российских банков составляет 7 миллиардов долларов. Это, можно сказать, ничего. 200 миллиардов рублей, которые лежат в Центральном банке и на которые ссылаются как на наличие избыточной ликвидности, - это, во-первых, не собственные деньги банков, это их активы - деньги клиентов. Во-вторых, если вы реально оцените, какая должна быть капитализация банковской системы, чтобы она нормально обслуживала растущую экономику, мы должны увеличить капитализацию в 10 раз. Тогда только капиталы банков будут составлять 10 процентов от необходимого объема кредитования, это где-то порядка 100 процентов валового внутреннего продукта. А сейчас - 12%. Со стороны правительства, со стороны Центрального банка тем более, за истекший период, я имею в виду с начала правления Путина, ничего не сделано в этом направлении. Ноль.

Я просто обращаю внимание на то, что это - препятствие экономическому росту. Предприятия сейчас не могут получить доступа не то что к инвестициям, а к кредитам под оборотные средства. Есть, конечно, "любимые" предприятия, такие как Газпром или Северсталь, им дают кредиты бесперебойно. Но предприятия, особенно малый бизнес, которые хотят получить что-то, чтобы встать на ноги, для них кредит перекрыт. Поэтому рост, который мы сегодня имеем, обеспечен в основном в рамках тех предприятий, которые получают доходы за счет самофинансирования. Перераспределение капиталов в сферы наиболее эффективного приложения не происходит. Это ключевой вопрос.

Финансовые рынки. Тут разные точки зрения. Моя точка зрения заключается в том, что финансовые рынки, которые являются наиболее естественным способом привлечения капитала, не работают и не достигнут большого развития до тех пор, пока не встанет на ноги банковская система. Это взаимосвязано. А это как бы открывает большие возможности для того, чтобы сторонники повышения роли государства в экономике победили. Потому что, если эти рыночные механизмы роста и привлечения инвестиций не будут созданы, тогда хоть либералы, хоть не либералы через какое-то время будут вынуждены сказать: "Давайте собирать больше налогов и вкладывать больше государственных инвестиций". Это, с моей точки зрения, величайшая опасность, поэтому создание и ускорение работы на направлениях развития финансовых рынков и банковской системы является принципиальным.

Последнее. Это укрепление государства. Я думаю, что у нас в этом вопросе между правыми и левыми, либералами и дирижистами никакого противоречия нет, потому что все знают, что мы должны государственные институты укрепить, потому что ни одна политика не может быть реализована, пока институты государственной власти находятся в таком разболтанном состоянии. Не будем входить в вопрос, почему это получилось. Но это так.

Вопрос на самом деле сегодня состоит в том, - это выбор, который стоит и перед президентом Путиным, и перед нами - какого рода усиление государства мы должны получить или можем получить. У меня есть желание, чтобы институты государственной власти укреплялись в рамках законности и в рамках равенства всех перед законом. Альтернативу я формулирую так: или закон, или заказ. Мы сегодня сталкиваемся с такой ситуацией, когда под маркой закона каждый раз проявляется политический заказ, причем, когда что-то подобное происходит, это не обязательно делает Администрация президента или еще кто-то, но это могут делать и бизнесмены, которые друг друга заказывают в правоохранительных органах. Это тоже бывает. И это очень распространено. Они друг друга меньше убивают, но заказывают: придушить через прокуратуру или через налоговую полицию. Это есть.

Последний вопрос в связи с тем, что говорил Вадим Андреевич, - о курсе рубля. С моей точки зрения, сейчас ситуация переломилась. У нас была ситуация (я здесь как раз с Гринбергом согласен), когда мы получили возможности для оживления нашей экономики за счет увеличения экспорта и активного импортозамещения. Это произошло после девальвации. А сейчас, несмотря на инфляцию, мы имеем заниженный рыночный курс рубля, и этот разрыв с паритетом покупательной способности где-то порядка 3-3,5 раз. Это - благоприятная ситуация для российской промышленности, чтобы ничего не делать. А на самом деле вопрос стоит так.

Первое. Нам надо отдавать долги, и чем ниже курс, тем больше налогов надо собирать, чтобы их заплатить.

Второе. У нас начинается фаза реструктуризации. Нужен большой приток оборудования. При всей любви к отечественному машиностроению мы должны будем взять в основном иностранные технологии, иностранное оборудование, закупать их. Если мы сейчас будем создавать такую обстановку, чтобы нельзя было импортировать оборудование, то реструктуризация не пойдет. А я вам скажу, что с 98-го года импорт оборудования держится на одном уровне - 2 миллиарда долларов. Это для нас - копейки. Нам сейчас как бы не очень нужен столь положительный внешнеторговый баланс. Это на самом деле не мелочь, я просто хочу обратить ваше внимание на то, что эта проблема существует. И поэтому курс рубля нужно будет укреплять. Спасибо.


 
 
 

Новости

«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» состоится 28–31 октября 2024 года 25 октября 2024
«Память женского рода». Круглый стол.
Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024
Сборник «Распад Югославии. Тридцать лет спустя»
В сборнике опубликована статья П.Р. Палажченко 11 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги