Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Гонтмахер Е.Ш.

Вначале я хочу начать со стратегии. Есть ли стратегия? Вопрос принципиальный.

Моя личная позиция - стратегии нет. Я объясню почему. Потому что, когда была поставлена такая задача, те, кто такую задачу ставил, представляли себе, что стратегия включает в себя целый ряд компонентов, которые не вошли в то, что называется Планом действий правительства на 2000-2001 годы. Это в первую очередь изучение нравственных, моральных и других ценностей российского общества.

Если мы ставим перед собой вопрос, какой должна быть Россия, какое общество должно быть в России, нужно начинать с этого. Потому что дальше, когда начинаем планировать какие-то экономические реформы, мы упираемся именно в это - роль индивидуальных ценностей, роль коллективных, корпоративных ценностей и т.д. и т.п.

Этот вопрос при подготовке стратегии по разным причинам не удалось решить. И по объективным, потому что, вы знаете, выборы были досрочными, а Центр стратегических разработок был создан под то, чтобы работать более длительное время и выдать на-гора продукцию не за три месяца, а за большее время. И по субъективным причинам: судьба разработки стратегии была отдана в руки экономистов. Это люди вполне определенной, достаточно узкой специальности, которые отличаются глухотой к гуманитарным и социальным вопросам.

Второе. Разрабатывались, но так и не попали в стратегию вопросы формирования политической системы государства. Я считаю, что они принципиально тоже важны и для экономических реформ, и тем более для социальных.

В результате осталось две части - экономическая (модернизация экономики) и социальная реформа. Фактически мы повторили ту же самую траекторию, тот же самый алгоритм, когда каждые два года у нас разрабатывались экономические программы правительства.

Попытка подняться на более высокий уровень осмысления того, что делать в стране в ближайшие, допустим, 8 лет, с моей точки зрения, пока не удалась. Сейчас действительно переломный момент. Политическая ситуация чуть-чуть успокоилась. И теперь у нас нет такой спешки, гонки, и надо именно с этих вопросов начать. Потому что именно решение этих вопросов, наверное, во многом прольет свет на те споры, которые идут и в сфере экономики и в социальной сфере.

Не буду комментировать экономический раздел, так как не участвовал в его разработке. Что касается социального раздела, то там была заявлена идея нового социального контракта. Лично я не согласен с этим определением даже чисто лингвистически. Потому что слово "контракт" означает, что мы все вступаем в сферу не общественных отношений, а жесткого бизнеса. В результате, конечно, в разработке социального раздела никакого "контракта" не получилось. Потому что тогда надо было что-то подписывать, что-то надо было предъявить обществу не просто в виде опубликованной программы на 15-20-100 страницах. Надо было, наверное, от общества получить какой-то отклик. И потом с обществом этот контракт подписать. Этого не произошло и не планируется. То есть то, что написано в социальной части, как это у нас было все последние годы, предъявляется обществу и дальше, не обращая внимания, как общество на это реагирует, во что бы то ни стало реализуется.

Я вижу, кстати, в социальном разделе Плана действий много положительного. Тем не менее, там остались вещи, с которыми я не согласен, например, понятие субсидиарного государства. Социальное государство записано в Конституции, и надо его понимать правильным образом. Есть принцип субсидиарной ответственности, который принят в Западной Европе. Это ведущая идеология, допустим, Народной партии, которая имеет большинство в Европарламенте. Субсидиарная ответственность строится на принципе: построение власти снизу вверх. Сейчас идет речь об укреплении вертикали власти. Это, наверное, правильно. Но как бы это укрепление вертикали власти не привело нас снова к такой вертикали, когда это государство заползает в самые последние поры даже бытовой жизни. Я этого на самом деле боюсь.

Сейчас, к сожалению, идет политика ущемления прав и роли местного самоуправления. На самом деле именно на основе местного самоуправления должно строиться настоящее демократическое, гражданское, социально ориентированное общество. Иначе у нас нет никаких экономических перспектив, тогда у нас действительно будет госкапитализм. А это не то, что нам нужно.

Для социальной политики роль местного самоуправления имеет принципиальнейшее значение. Александр Дмитриевич Некипелов говорил о реформе здравоохранения. Я согласен с тем, что к так называемому подушевому финансированию надо относиться весьма осторожно. И применять, как лекарство, только в самых крайних случаях, четко определенных, чтобы не было отрицательных последствий.

Но у нас есть целый ряд проблем в том же самом здравоохранении, которые должны решать там. Например, бюджетные средства, которые используются крайне не эффективно. У нас, например, стационарозамещающие технологии абсолютно не развиты. Человека по каждому чиху тут же кладут в больницу, где он лежит две недели. В течение первой недели с ним вообще ничего не делают, никакой интенсивной терапии. Стоимость пребывания человека в больнице и стоимость пребывания человека дома, когда он может лечиться амбулаторно, - это же две большие разницы при нашей бюджетной бедности. Но это должны решать на местном уровне. Мы же не можем с федерального уровня управлять здравоохранением Хабаровского края.

Вопросы заработной платы очень остро стоят в бюджетной сфере. С моей точки зрения, единую тарифную сетку надо отдать полностью на откуп регионам и, может быть, даже органам местного самоуправления. В реформе здравоохранения, образования большое место уделяется созданию попечительских советов при этих учреждениях, что на местном уровне, с моей точки зрения, абсолютно правильно. Стоит вопрос о внебюджетных средствах. Не секрет, что учреждения здравоохранения, образования эти деньги получают. По некоторым сведениям, половина денег в образование сейчас идет вообще не бюджетных, а денег населения. Что с этим делать? Бороться? Закрывать глаза? Нет. Видимо, надо как-то их легализовать. Для этого, конечно же, необходимо каким-то образом пересмотреть принцип сметного финансирования. Там очень много накопилось того, что просто категорически мешает.

Главная социальная проблема - это проблема оплаты труда и, кстати, это проблема мировоззренческая. Почему в стратегии нет раздела по оплате труда и вообще о доходах населения? При обсуждениях было сказано: будет экономический рост, а зарплата - это как бы его последствие, счетный остаточный результат.

Но не надо впадать и в другую крайность. У Сергея Юрьевича Глазьева написано об опережающем повышении оплаты труда. В принципе это правильно. Мы по мере наших возможностей этим занимаемся. Но есть, видимо, какая-то грань. Сейчас нельзя оплату труда увеличить в пять раз.

Сейчас нам надо рассматривать заработную плату, ее реформу, как главный элемент. Почему? Я считаю, что надо заканчивать бартеризацию в социальной сфере. В свое время мы получили это наследие, когда у нас к маленькой заработной плате, помните, были общественные фонды потребления. Для той эпохи это было, наверное, нормально.

Теперь надо в заработную плату включать все, что возможно. Заработная плата человека должна быть достаточна для того, чтобы он мог оплатить практически все расходы. И по образованию, и по здравоохранению. Обеспечить себе нормальную пенсию и прочие дела. И это, с моей точки зрения, должно быть центром социальной политики. Потому что, я считаю, что лучшее средство социальной защиты - это высокая заработная плата. Исходя из этого, надо проводить и налоговую политику, и экономическую политику, и промышленную политику.

Есть разные модели поведения работодателей: он платит маленькую зарплату, но обеспечивает работника всеми социальными благами на предприятии. А другой работодатель платит высокую зарплату, но ничего больше ему не обеспечивает. Я считаю, что второй путь намного более перспективен и даже с политической точки зрения. Человек должен иметь право выбора работника. Он не должен быть под крепостным правом (потому что ему дают квартиру, его лечат, он отдыхает и т.д. и т.д.).

И последнее. Что не попало в социальный раздел и имеет тоже прямое отношение к экономике - это реструктуризация нашей экономики. У нас значительная часть предприятий дышит на ладан. Если мы хотим иметь так называемую новую экономику, не просто сырьевую, а экономику высоких технологий, то, наверное, значительная часть нашей рабочей силы, по моим расчетам, до 15 млн. человек, окажется в положении, когда им надо будет менять работу, причем очень существенно. Значительная часть этих людей - среднего и пожилого возраста, для которых это вдвойне тяжело. Здесь понятие сетки социальной безопасности крайне важно, и государство должно взять на себя эту функцию, сделать специальные программы.

Если у нас через пару лет действительно начнется стихийный вывод мощностей, мы окажемся перед ситуацией, когда люди будут лишены работы и не будут знать, что им делать. В том числе будет очень сложная проблема - Александр Дмитриевич правильно сказал - в моногородах. А трудовая миграция у нас очень слабая.

Это принципиальнейший момент, который должен стоять вместе с реформой оплаты труда на первом месте в социальной программе правительства.

 
 
 

Новости

«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» состоится 28–31 октября 2024 года 25 октября 2024
«Память женского рода». Круглый стол.
Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024
Сборник «Распад Югославии. Тридцать лет спустя»
В сборнике опубликована статья П.Р. Палажченко 11 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги