О возможных вариантах будущего развития российской экономикиЗакономерности современного социально-экономического и научно-технического развития диктуют свою жесткую логику поведения народам и странам. Не способные или не желающие их понять государственные руководители обрекают свои страны на отставание и утрату суверенитета, а своих граждан - на прозябание в нищете и невежестве. Мы убедились в этом на собственном опыте последнего десятилетия, в течение которого Россия была отброшена по основным показателям уровня экономического развития на 25-30 лет назад. В результате стратегически неверных решений в осуществлении радикальных реформ Россия оказалась за критической чертой практически по всем показателям экономической безопасности; процессы деградации научно-производственного потенциала принимают необратимый характер, под вопросом находится сама способность страны к самостоятельному развитию. Двукратное падение производства, пятикратное сокращение инвестиций, вывоз за рубеж более 300 млрд. долл. капитала, более чем сто миллиардный ущерб от утечки умов, позорное банкротство государства - результаты ошибочной политики, с которых сегодня приходится начинать восстановление страны. В этом году в российских властных структурах - парламенте , правительстве , Государственном совете - проходили дискуссии о выборе стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. Несмотря на чудовищные провалы, допущенные радикальными либералами, последние при поддержке международных финансовых организаций настаивают на продолжении прежней линии самоустранения государства из экономики. Об этом свидетельствует и одобренная Правительством долгосрочная программа социально-экономического развития страны, одной из ключевых идей которой является дерегулирование экономики. Хотя для каждого непредвзятого исследователя очевидно, что проблема заключается не в избыточном вмешательстве государства, а в его неэффективности, подчинении государственной политики частным интересам, противоречащим целям социально-экономического развития страны. Разложение государства, в свою очередь, сделало невозможным нормальное функционирование механизмов рыночной самоорганизации. В отсутствие действенного государственного регулирования рынки оказались под контролем организованной преступности, заблокировавшей механизмы свободной конкуренции. Провал реформы стал следствием неправильной макроэкономической политики и криминализации экономики, подчинения государственной политики интересам обогащения придворных коммерсантов. Расстройство системы денежного обращения, крупномасштабный вывоз капитала, ценовые диспропорции, завышенные процентные ставки, кризис ликвидности, дезинтеграция экономики, неэффективность ее структуры - эти и другие проблемы, затрудняющие оживление производства, стали закономерным результатом проводившейся экономической политики. Если всерьез говорить о стратегиях экономической политики, определяющих соответствующие сценарии будущего развития страны, то их всего две. Первая реализовывалась до сих пор по принципам "Вашингтонского консенсуса", разработанных в целях "зачистки" развивающихся стран для свободного движения крупного международного капитала. И вторая, исходящая из национальных интересов и основанная на создании максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала и подъема народного благосостояния, сочетающая в себе принципы экономической эффективности и социальной справедливости, опоры на собственные ресурсы и повышения конкурентоспособности национальной экономики в масштабах мирового рынка, активизации имеющихся и максимально быстром развитии новых возможностей экономического роста. Этим двум стратегиям соответствуют и два сценария будущего развития. Первый состоит в продолжении сложившихся тенденций деградации научно-производственного и интеллектуального потенциала страны и ее быстром превращении в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом. И второй, предполагающий быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе самых современных и эффективных технологий, сочетающий в себе быстрый рост производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни. Специфика текущего момента заключается в его переломном характере. Выбор стратегии сегодня предопределит будущее развитие страны на многие годы и, может быть, даже на десятилетия. Это связано с особенностями нынешнего состояния научно-производственного потенциала. Если сегодня его недогруженность позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста (до 10% в год) за счет загрузки простаивающих производственных мощностей, то через несколько лет лавинообразное выбытие устаревшего оборудования "посадит" экономику в объективно жесткие ресурсные ограничения. Если выбор будет сделан в пользу продолжения первой стратегии, то при сохранении сложившегося уровня инвестиционной активности уже через три года объем основных производственных фондов сократится на четверть, а еще через три года - наполовину. Будет закреплена сырьевая специализация нашей экономики с характерной для нее зависимостью от внешнего рынка, низкими темпами роста, деградацией имеющегося сегодня научно-промышленного потенциала и, соответственно, утратой внутренних возможностей самостоятельного развития. После этого выбирать будет не из чего - развитие российской экономики в решающей степени будет определяться извне в зависимости от предпочтений иностранных инвесторов. Поскольку первый сценарий не предполагает сколько-нибудь активной политики государства и реализуется сам собой при постепенном самоустранении последнего от регулирования экономики, его анализ не представляет особого интереса. Расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН показывают, что развитие экономики по этому сценарию характеризуется следующим прогнозом: "Общие темпы роста экономики за период 2000-2006 гг. не превысят 1% в год (в 2007-2010 гг. - 1,5%). Основной вклад в экономическую динамику внесут энерго-сырьевые отрасли промышленности, обладающие экспортным потенциалом - их ежегодные темпы роста составят 1,6 - 1,8%. В потребительски ориентированных отраслях (легкая и пищевая промышленность) темпы будут близки к нулю" . Второй сценарий - политики экономического роста - основывается на активизации имеющегося научно-производственного потенциала и сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики. Он предполагает проведение активной инвестиционной, структурной, инновационной и промышленной политики, осуществление регулирования цен и доходов, переориентацию макроэкономической политики на создание необходимых условий для роста производства и инвестиций. Стратегия экономического роста содержится в экономической программе народно-патриотических сил "Путем созидания", в Программе развития реального сектора экономики, принятой 25 апреля II Всероссийским съездом товаропроизводителей, в докладе рабочей группы Государственного совета по подготовке стратегии государственного развития России до 2010 года, основанных на рекомендациях ведущих институтов Российской академии наук, деловых кругов и общественных объединений. Среди ведущих российских ученых и представителей деловых кругов достигнуто взаимопонимание в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала роста российской экономики. К таким направлениям относятся следующие.
Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует согласованного решения задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры роста современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики. Необходимо создать благоприятную для подъема инвестиционной и инновационной активности макроэкономическую среду и сформировать адекватные мотивы предпринимательского поведения на микроуровне. Экономическая политика должна стать комплексной и системной, включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, необходимые для создания предпосылок экономического роста в сложившихся условиях. Она призвана обеспечить преодоление дезинтеграции экономической системы, трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технической основе и повышение конкурентоспособности российских производственных структур, социальную ориентацию экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты. Государственная экономическая политика должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ российской промышленности. Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка. Требования, которые сегодня должны предъявляться к экономической политике, очень высоки. Расчеты показывают, что после обвального сокращения производства и инвестиций, для нейтрализации нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее, чем трехкратному увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны. При этом инвестиции должны быть качественными - они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и открывать новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики. Для вывода страны на траекторию устойчивого развития, преодоления инерции спада производства и разрушения научно-промышленного потенциала, темпы роста валового внутреннего продукта должны составлять не менее 7% в год, инвестиционной активности - не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 20% в год, заработной платы - 12% в год, эффективности производства - не менее чем 10% в год при ограничении инфляции до 25% в год. Это возможно, если следовать рекомендациям отечественной науки в интересах общества, а не обслуживать интересы властвующей олигархии. |
|