Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

О возможных вариантах будущего развития российской экономики

Закономерности современного социально-экономического и научно-технического развития диктуют свою жесткую логику поведения народам и странам. Не способные или не желающие их понять государственные руководители обрекают свои страны на отставание и утрату суверенитета, а своих граждан - на прозябание в нищете и невежестве. Мы убедились в этом на собственном опыте последнего десятилетия, в течение которого Россия была отброшена по основным показателям уровня экономического развития на 25-30 лет назад. В результате стратегически неверных решений в осуществлении радикальных реформ Россия оказалась за критической чертой практически по всем показателям экономической безопасности; процессы деградации научно-производственного потенциала принимают необратимый характер, под вопросом находится сама способность страны к самостоятельному развитию. Двукратное падение производства, пятикратное сокращение инвестиций, вывоз за рубеж более 300 млрд. долл. капитала, более чем сто миллиардный ущерб от утечки умов, позорное банкротство государства - результаты ошибочной политики, с которых сегодня приходится начинать восстановление страны.

В этом году в российских властных структурах - парламенте , правительстве , Государственном совете - проходили дискуссии о выборе стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. Несмотря на чудовищные провалы, допущенные радикальными либералами, последние при поддержке международных финансовых организаций настаивают на продолжении прежней линии самоустранения государства из экономики. Об этом свидетельствует и одобренная Правительством долгосрочная программа социально-экономического развития страны, одной из ключевых идей которой является дерегулирование экономики. Хотя для каждого непредвзятого исследователя очевидно, что проблема заключается не в избыточном вмешательстве государства, а в его неэффективности, подчинении государственной политики частным интересам, противоречащим целям социально-экономического развития страны. Разложение государства, в свою очередь, сделало невозможным нормальное функционирование механизмов рыночной самоорганизации. В отсутствие действенного государственного регулирования рынки оказались под контролем организованной преступности, заблокировавшей механизмы свободной конкуренции.

Провал реформы стал следствием неправильной макроэкономической политики и криминализации экономики, подчинения государственной политики интересам обогащения придворных коммерсантов. Расстройство системы денежного обращения, крупномасштабный вывоз капитала, ценовые диспропорции, завышенные процентные ставки, кризис ликвидности, дезинтеграция экономики, неэффективность ее структуры - эти и другие проблемы, затрудняющие оживление производства, стали закономерным результатом проводившейся экономической политики.

Если всерьез говорить о стратегиях экономической политики, определяющих соответствующие сценарии будущего развития страны, то их всего две. Первая реализовывалась до сих пор по принципам "Вашингтонского консенсуса", разработанных в целях "зачистки" развивающихся стран для свободного движения крупного международного капитала. И вторая, исходящая из национальных интересов и основанная на создании максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала и подъема народного благосостояния, сочетающая в себе принципы экономической эффективности и социальной справедливости, опоры на собственные ресурсы и повышения конкурентоспособности национальной экономики в масштабах мирового рынка, активизации имеющихся и максимально быстром развитии новых возможностей экономического роста.

Этим двум стратегиям соответствуют и два сценария будущего развития. Первый состоит в продолжении сложившихся тенденций деградации научно-производственного и интеллектуального потенциала страны и ее быстром превращении в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом. И второй, предполагающий быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе самых современных и эффективных технологий, сочетающий в себе быстрый рост производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни.

Специфика текущего момента заключается в его переломном характере. Выбор стратегии сегодня предопределит будущее развитие страны на многие годы и, может быть, даже на десятилетия. Это связано с особенностями нынешнего состояния научно-производственного потенциала. Если сегодня его недогруженность позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста (до 10% в год) за счет загрузки простаивающих производственных мощностей, то через несколько лет лавинообразное выбытие устаревшего оборудования "посадит" экономику в объективно жесткие ресурсные ограничения. Если выбор будет сделан в пользу продолжения первой стратегии, то при сохранении сложившегося уровня инвестиционной активности уже через три года объем основных производственных фондов сократится на четверть, а еще через три года - наполовину. Будет закреплена сырьевая специализация нашей экономики с характерной для нее зависимостью от внешнего рынка, низкими темпами роста, деградацией имеющегося сегодня научно-промышленного потенциала и, соответственно, утратой внутренних возможностей самостоятельного развития. После этого выбирать будет не из чего - развитие российской экономики в решающей степени будет определяться извне в зависимости от предпочтений иностранных инвесторов.

Поскольку первый сценарий не предполагает сколько-нибудь активной политики государства и реализуется сам собой при постепенном самоустранении последнего от регулирования экономики, его анализ не представляет особого интереса. Расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН показывают, что развитие экономики по этому сценарию характеризуется следующим прогнозом: "Общие темпы роста экономики за период 2000-2006 гг. не превысят 1% в год (в 2007-2010 гг. - 1,5%). Основной вклад в экономическую динамику внесут энерго-сырьевые отрасли промышленности, обладающие экспортным потенциалом - их ежегодные темпы роста составят 1,6 - 1,8%. В потребительски ориентированных отраслях (легкая и пищевая промышленность) темпы будут близки к нулю" .

Второй сценарий - политики экономического роста - основывается на активизации имеющегося научно-производственного потенциала и сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики. Он предполагает проведение активной инвестиционной, структурной, инновационной и промышленной политики, осуществление регулирования цен и доходов, переориентацию макроэкономической политики на создание необходимых условий для роста производства и инвестиций. Стратегия экономического роста содержится в экономической программе народно-патриотических сил "Путем созидания", в Программе развития реального сектора экономики, принятой 25 апреля II Всероссийским съездом товаропроизводителей, в докладе рабочей группы Государственного совета по подготовке стратегии государственного развития России до 2010 года, основанных на рекомендациях ведущих институтов Российской академии наук, деловых кругов и общественных объединений.

Среди ведущих российских ученых и представителей деловых кругов достигнуто взаимопонимание в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала роста российской экономики. К таким направлениям относятся следующие.

  1. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:
    • снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
    • снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;
    • поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;
    • регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.
  2. Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:
    • декриминализация хозяйственных отношений;
    • активизация антимонопольного регулирования;
    • упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;
    • устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;
    • обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.
  3. Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий:
    • создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
    • принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
    • формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, становления современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;
    • всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
    • создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
    • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.
  4. Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы:
    • приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;
    • повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда;
    • принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;
    • совершенствование отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
    • налоговое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях всех форм собственности;
    • осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест;
    • развитие конкурентной среды, поддержка малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов;
    • поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда;
    • развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий, расширение прав трудящихся в управлении предприятиями.
  5. Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:
    • пресечения нелегального вывоза капитала;
    • природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;
    • прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;
    • резкого повышения эффективности использования государственного имущества при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;
    • усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения госмонополии на оборот этилового спирта;
    • отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.

    Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует согласованного решения задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры роста современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики. Необходимо создать благоприятную для подъема инвестиционной и инновационной активности макроэкономическую среду и сформировать адекватные мотивы предпринимательского поведения на микроуровне.

    Экономическая политика должна стать комплексной и системной, включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, необходимые для создания предпосылок экономического роста в сложившихся условиях. Она призвана обеспечить преодоление дезинтеграции экономической системы, трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технической основе и повышение конкурентоспособности российских производственных структур, социальную ориентацию экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.

    Государственная экономическая политика должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ российской промышленности. Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка.

    Требования, которые сегодня должны предъявляться к экономической политике, очень высоки. Расчеты показывают, что после обвального сокращения производства и инвестиций, для нейтрализации нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее, чем трехкратному увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны. При этом инвестиции должны быть качественными - они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и открывать новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики.

    Для вывода страны на траекторию устойчивого развития, преодоления инерции спада производства и разрушения научно-промышленного потенциала, темпы роста валового внутреннего продукта должны составлять не менее 7% в год, инвестиционной активности - не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 20% в год, заработной платы - 12% в год, эффективности производства - не менее чем 10% в год при ограничении инфляции до 25% в год. Это возможно, если следовать рекомендациям отечественной науки в интересах общества, а не обслуживать интересы властвующей олигархии.


     
     
     

    Новости

    «Ветер Перестройки»
    IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» состоится 28–31 октября 2024 года 25 октября 2024
    «Память женского рода». Круглый стол.
    Круглый стол состоялся в Горбачев-Фонде в рамках проекта «Клуб Раисы Максимовны Горбачевой». 22 октября 2024
    Новый номер «Горби» рассказывает о трудном пути к саммиту в Рейкьявике
    Неожиданно возникший в конце лета 1986 года шпионский скандал едва не погубил встречу на высшем уровне. Центральный материал номера посвящен способности лидеров идти на уступки ради сохранения мира 15 октября 2024
    Сборник «Распад Югославии. Тридцать лет спустя»
    В сборнике опубликована статья П.Р. Палажченко 11 октября 2024

    СМИ о М.С.Горбачеве

    В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
    В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

    Книги