Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

О возможных вариантах будущего развития российской экономики

Закономерности современного социально-экономического и научно-технического развития диктуют свою жесткую логику поведения народам и странам. Не способные или не желающие их понять государственные руководители обрекают свои страны на отставание и утрату суверенитета, а своих граждан - на прозябание в нищете и невежестве. Мы убедились в этом на собственном опыте последнего десятилетия, в течение которого Россия была отброшена по основным показателям уровня экономического развития на 25-30 лет назад. В результате стратегически неверных решений в осуществлении радикальных реформ Россия оказалась за критической чертой практически по всем показателям экономической безопасности; процессы деградации научно-производственного потенциала принимают необратимый характер, под вопросом находится сама способность страны к самостоятельному развитию. Двукратное падение производства, пятикратное сокращение инвестиций, вывоз за рубеж более 300 млрд. долл. капитала, более чем сто миллиардный ущерб от утечки умов, позорное банкротство государства - результаты ошибочной политики, с которых сегодня приходится начинать восстановление страны.

В этом году в российских властных структурах - парламенте , правительстве , Государственном совете - проходили дискуссии о выборе стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. Несмотря на чудовищные провалы, допущенные радикальными либералами, последние при поддержке международных финансовых организаций настаивают на продолжении прежней линии самоустранения государства из экономики. Об этом свидетельствует и одобренная Правительством долгосрочная программа социально-экономического развития страны, одной из ключевых идей которой является дерегулирование экономики. Хотя для каждого непредвзятого исследователя очевидно, что проблема заключается не в избыточном вмешательстве государства, а в его неэффективности, подчинении государственной политики частным интересам, противоречащим целям социально-экономического развития страны. Разложение государства, в свою очередь, сделало невозможным нормальное функционирование механизмов рыночной самоорганизации. В отсутствие действенного государственного регулирования рынки оказались под контролем организованной преступности, заблокировавшей механизмы свободной конкуренции.

Провал реформы стал следствием неправильной макроэкономической политики и криминализации экономики, подчинения государственной политики интересам обогащения придворных коммерсантов. Расстройство системы денежного обращения, крупномасштабный вывоз капитала, ценовые диспропорции, завышенные процентные ставки, кризис ликвидности, дезинтеграция экономики, неэффективность ее структуры - эти и другие проблемы, затрудняющие оживление производства, стали закономерным результатом проводившейся экономической политики.

Если всерьез говорить о стратегиях экономической политики, определяющих соответствующие сценарии будущего развития страны, то их всего две. Первая реализовывалась до сих пор по принципам "Вашингтонского консенсуса", разработанных в целях "зачистки" развивающихся стран для свободного движения крупного международного капитала. И вторая, исходящая из национальных интересов и основанная на создании максимально благоприятных условий для восстановления и развития отечественного научно-производственного потенциала и подъема народного благосостояния, сочетающая в себе принципы экономической эффективности и социальной справедливости, опоры на собственные ресурсы и повышения конкурентоспособности национальной экономики в масштабах мирового рынка, активизации имеющихся и максимально быстром развитии новых возможностей экономического роста.

Этим двум стратегиям соответствуют и два сценария будущего развития. Первый состоит в продолжении сложившихся тенденций деградации научно-производственного и интеллектуального потенциала страны и ее быстром превращении в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом. И второй, предполагающий быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе самых современных и эффективных технологий, сочетающий в себе быстрый рост производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни.

Специфика текущего момента заключается в его переломном характере. Выбор стратегии сегодня предопределит будущее развитие страны на многие годы и, может быть, даже на десятилетия. Это связано с особенностями нынешнего состояния научно-производственного потенциала. Если сегодня его недогруженность позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста (до 10% в год) за счет загрузки простаивающих производственных мощностей, то через несколько лет лавинообразное выбытие устаревшего оборудования "посадит" экономику в объективно жесткие ресурсные ограничения. Если выбор будет сделан в пользу продолжения первой стратегии, то при сохранении сложившегося уровня инвестиционной активности уже через три года объем основных производственных фондов сократится на четверть, а еще через три года - наполовину. Будет закреплена сырьевая специализация нашей экономики с характерной для нее зависимостью от внешнего рынка, низкими темпами роста, деградацией имеющегося сегодня научно-промышленного потенциала и, соответственно, утратой внутренних возможностей самостоятельного развития. После этого выбирать будет не из чего - развитие российской экономики в решающей степени будет определяться извне в зависимости от предпочтений иностранных инвесторов.

Поскольку первый сценарий не предполагает сколько-нибудь активной политики государства и реализуется сам собой при постепенном самоустранении последнего от регулирования экономики, его анализ не представляет особого интереса. Расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН показывают, что развитие экономики по этому сценарию характеризуется следующим прогнозом: "Общие темпы роста экономики за период 2000-2006 гг. не превысят 1% в год (в 2007-2010 гг. - 1,5%). Основной вклад в экономическую динамику внесут энерго-сырьевые отрасли промышленности, обладающие экспортным потенциалом - их ежегодные темпы роста составят 1,6 - 1,8%. В потребительски ориентированных отраслях (легкая и пищевая промышленность) темпы будут близки к нулю" .

Второй сценарий - политики экономического роста - основывается на активизации имеющегося научно-производственного потенциала и сравнительных конкурентных преимуществ российской экономики. Он предполагает проведение активной инвестиционной, структурной, инновационной и промышленной политики, осуществление регулирования цен и доходов, переориентацию макроэкономической политики на создание необходимых условий для роста производства и инвестиций. Стратегия экономического роста содержится в экономической программе народно-патриотических сил "Путем созидания", в Программе развития реального сектора экономики, принятой 25 апреля II Всероссийским съездом товаропроизводителей, в докладе рабочей группы Государственного совета по подготовке стратегии государственного развития России до 2010 года, основанных на рекомендациях ведущих институтов Российской академии наук, деловых кругов и общественных объединений.

Среди ведущих российских ученых и представителей деловых кругов достигнуто взаимопонимание в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала роста российской экономики. К таким направлениям относятся следующие.

  1. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:
    • снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
    • снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;
    • поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;
    • регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.
  2. Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:
    • декриминализация хозяйственных отношений;
    • активизация антимонопольного регулирования;
    • упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;
    • устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;
    • обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.
  3. Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий:
    • создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
    • принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
    • формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, становления современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;
    • всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
    • создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
    • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.
  4. Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы:
    • приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;
    • повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда;
    • принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;
    • совершенствование отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
    • налоговое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях всех форм собственности;
    • осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест;
    • развитие конкурентной среды, поддержка малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов;
    • поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда;
    • развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий, расширение прав трудящихся в управлении предприятиями.
  5. Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:
    • пресечения нелегального вывоза капитала;
    • природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;
    • прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;
    • резкого повышения эффективности использования государственного имущества при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;
    • усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения госмонополии на оборот этилового спирта;
    • отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.

    Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует согласованного решения задач формирования технологической, институциональной и организационной структур, способных соединить все необходимые элементы в целостные воспроизводственные контуры роста современного технологического уклада, создать условия для модернизации и повышения эффективности экономики. Необходимо создать благоприятную для подъема инвестиционной и инновационной активности макроэкономическую среду и сформировать адекватные мотивы предпринимательского поведения на микроуровне.

    Экономическая политика должна стать комплексной и системной, включать в себя не только монетарную политику, но также инвестиционную, структурную, промышленную, внешнеторговую, научно-техническую и прочие составляющие, необходимые для создания предпосылок экономического роста в сложившихся условиях. Она призвана обеспечить преодоление дезинтеграции экономической системы, трансформацию сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технической основе и повышение конкурентоспособности российских производственных структур, социальную ориентацию экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.

    Государственная экономическая политика должна ориентироваться на реализацию конкурентных преимуществ российской промышленности. Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабах мирового рынка.

    Требования, которые сегодня должны предъявляться к экономической политике, очень высоки. Расчеты показывают, что после обвального сокращения производства и инвестиций, для нейтрализации нарастающей волны выбытия основных фондов необходимы экстраординарные усилия по не менее, чем трехкратному увеличению объема ежегодных инвестиций в обновление и развитие производственного потенциала страны. При этом инвестиции должны быть качественными - они должны повышать конкурентоспособность отечественного производства и открывать новые возможности для экономического роста в масштабах мировой экономики.

    Для вывода страны на траекторию устойчивого развития, преодоления инерции спада производства и разрушения научно-промышленного потенциала, темпы роста валового внутреннего продукта должны составлять не менее 7% в год, инвестиционной активности - не менее 15% в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 20% в год, заработной платы - 12% в год, эффективности производства - не менее чем 10% в год при ограничении инфляции до 25% в год. Это возможно, если следовать рекомендациям отечественной науки в интересах общества, а не обслуживать интересы властвующей олигархии.


     
     
     

    Новости

    Памяти Виталия Семеновича Гусенкова
    Ушел из жизни Виталий Семенович Гусенков (17.11.1935 – 29.11.2024) 29 ноября 2024
    Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
    Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
    Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024

    СМИ о М.С.Горбачеве

    В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
    В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

    Книги