РЕЗЮМЕ
ЭВОЛЮЦИЯ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В процессе политических изменений 90-х годов в России так и не сложилась эффективная и влиятельная многопартийная система. Подавляющее большинство российских партий представляет собой мелкие, неустойчивые, не укорененные в политической системе образования. Их коалиции также носят главным образом нестабильный, ситуативный характер. Партии не выполняют программно-целевых, идеологических функций, практически не оказывая влияния на выработку стратегии развития общества и его приоритетов. Электоральная функция партий также ограничена, поскольку их роль в выборах исполнительной власти не велика. И, наконец, мало заметна коммуникативная функция партий как связующего звена между властными институтами и обществом в российских условиях
Это положение не является случайным. Слабость и неразвитость многопартийной системы в современной России стала возможной в результате совместного действия нескольких факторов.
Во-первых, она обусловливается неразвитостью институтов представительной власти. Партии не участвуют в формировании правительства, которое в свою очередь не несет политической ответственности перед парламентом. Роль партий в избрании президента вторична. Следствием этого является то, что избиратели не понимают, зачем нужны партии и не отождествляют понятие «власть» с парламентом.
Во-вторых, представительство через партии различных групп интересов, существующих в обществе, затруднено, поскольку сами эти интересы еще не достаточно артикулированы.
В-третьих, в российском обществе отсутствуют традиции партийной культуры. Значимость партий как политического института, с точки зрения массового сознания, не велика.
В-четвертых, некоторые аспекты российского законодательства, такие, как например, запрет на членство в партиях для государственных служащих, снижают привлекательность партий как политического института для наиболее активных слоев населения.
Вместе с тем, нельзя не отметить тенденций к постепенной структуризации партийно-политического поля на протяжении последнего десятилетия. В России за это время сложились относительно устойчивые группы электората («социал-традиционалистский» или «коммунистический», демократический, избиратели «партии власти», национал-протестный). На каждом из этих электоральных полей утвердились 1-2 партии (КПРФ – на «социал-традиицоналистском», СПС и «Яблоко» – на демократическом). Но они пока выражают не сложившиеся группы интересов, а скорее, системы политических ценностей. Это позволяет предположить, что в процессе естественного развития российские политические партии имеют перспективы для превращения во влиятельный политический институт.
Однако утвержденный в первом чтении Государственной думой закон о политических партиях не способствует решению этих задач. Он никак не влияет и не может повлиять на «конституционный дизайн», значительно усиливает административный контроль за деятельностью партий, ведет к превращению большинства нынешних крупных партий в замкнутую элитную корпорацию. По мнению участников Круглого стола, максимум, на что можно рассчитывать после введения этого закона, – это сокращение числа реально действующих партий до 4-8 или 10-15. При этом состав партий, представленных в парламенте, практически не изменится. Скорее всего, это будет 4-5-партийная система. Система с доминирующей партией в России вряд ли возможна. Для этого правящая элита должна согласиться на то, что доминирующая партия обретает функции контроля над президентом, а сам президент возглавляет партию, выдвигающую кандидата на пост главы государства. Двухпартийная система также невозможна, поскольку властвующая элита современной России не готова к тому, чтобы допустить возможность прихода к власти КПРФ.
С точки зрения участников Круглого стола, позитивное воздействие на укрепление многопартийной системы может оказать совершенствование избирательной системы, в частности, внесение в нее положений, согласно которым партии выдвигают кандидатов в депутаты в мажоритарных округах, а также губернаторов. Одновременно нужно постепенно расширять полномочия представительных органов власти. В частности, новые условия для усиления роли партий в политическом процессе может создать введение института политической ответственности правительства перед парламентом, формирования кабинета на основании итогов парламентских выборов. Но это можно сделать только путем соответствующих конституционных изменений. Что же касается дальнейшей работы над текстом закона о политических партиях, то здесь в первую очередь следовало бы отказаться от жестких положений, позволяющих в административном порядке осуществлять дерегистрацию партий, надо установить льготный правовой режим для создания новых партий и т.д.
В отношении таких положений, как государственное финансирование и обязательное индивидуальное членство, мнения экспертов разделились. По мнению одних, введение этих положений будет способствовать укреплению института партий. Согласно другой точке зрения, это лишь усилит бюрократический контроль исполнительной власти над партиями.