Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

А.Кэмпбелл

Спасибо большое. Добрый день, дамы и господа! Во-первых, хочу сказать, что мне очень приятно участвовать в этом семинаре в Фонде Горбачева. Я представляю Бирмингемский университет. Я знаком с вопросами, в частности, управления и самоуправления в России уже много лет. И в последнее время я имел возможность участвовать в обсуждении при Совете Европы проекта закона комиссии Козака.

 

Свое выступление мне хотелось бы начать с обзора работы Президентской комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. После этого я остановлюсь более подробно на реформе местного самоуправления в свете новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По мнению автора, этот закон является ключевым элементом в развитии новой системы федерализма в России. Более ранние реформы, такие как реформа Совета Федерации и создание федеральных округов, имели большое значение для  установления баланса полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, однако они не представляли собой систематического подхода к решению вопроса о том, как должен развиваться российский федерализм. Комиссия Козака  стремится сделать то, что в 90-е гг.  осуществить было нереально, т.е. установить принципы, которые являются основой всесторонней законодательной программы и находят в ней свое отражение. Первый и, возможно, самый трудный этап этого процесса завершен. Однако чтобы воплотить в жизнь все его наработки, потребуются годы упорного труда. Итак, разработана четкая и всесторонняя политика развития федеративных отношений в России и определены полномочия каждого уровня власти, что также последовательно отражено в законодательстве. Многое, разумеется, зависит от того, сумеют ли субъекты федерации разработать свое региональное законодательство в дополнение и во исполнение федерального законодательства. 

 

Прежде чем перейти к оценке того нового федерализма, который Комиссия Козака стремится создать, важно посмотреть, что именно она старалась упразднить. В России реформы часто критикуют за то, что в результате их проведения разрушается созданное ранее. Однако в данном случае, как мне представляется,  мы имеем дело с теми связанными между собой недостатками российского федерализма 90-х гг., которые нуждались в систематическом исправлении. Эти недостатки заключались в следующем:

 

1                    Дублирование предметов ведения, полномочий и обязательств, которое берет свое начало в статье 72 Конституции РФ.

 

1                    Наличие нефинансируемых мандатов, причиной которых являются как расплывчатые формулировки федерального законодательства, не учитывавшего всего объема сопутствующей информации, так и  неясные полномочия и обязательства каждого уровня власти. 

 

1                    Распределение финансовых средств и финансовых источников  не было увязано  с функциями и полномочиями органов власти каждого уровня. 

 

1                    Чрезмерное неравенство (как реальное, так и воображаемое), существовавшее между субъектами федерации, а также нежизнеспособные аномальные образования (такие как вхождение субъектов федерации в состав другого субъекта федерации).

 

1                    Отсутствие сдержек и противовесов на уровне субъектов федерации, когда  местные органы власти  находились в слишком большой зависимости от региона в финансовом смысле и когда имелось большое число неэффективно работавших (как утверждалось) федеральных ведомств. 

 

Комиссия Козака поставила перед собой задачу исправить все вышеперечисленные недостатки, в результате чего:

 

1)       Каждая из функций, указанных в списке предметов ведения статьи 72 Конституции РФ, закреплена за определенным уровнем власти (благодаря чему удалось избежать внесения поправок в Конституцию).

 

2)       Все отраслевое законодательство закрепило полномочия и обязательства, включая финансовые обязательства, за конкретными уровнями власти. 

 

3)       За каждой из функций будет закреплен (в пределах разумного) конкретный источник финансирования. 

 

4)       Специальные договоренности между федеральным центром и регионами должны свестись к минимуму, и ни одна из них, кроме как в исключительных случаях, не должна иметь статуса договора. 

 

5)       Укрепление местного самоуправления как участника политического процесса и как уровня власти, получающего необходимое финансирование и предоставляющего значительный набор услуг. 

 

Мне представляется знаменательным тот факт, что Комиссия уделила так много внимания вопросу  развития местного самоуправления. Вполне вероятно, что, приступая к своей работе, она не предполагала, что вопрос о местном самоуправлении займет такое место, однако то, что это случилось, свидетельствует о том, что Комиссия подошла к выполнению своей работы правильно с точки зрения логики и систематично, поскольку ничего не определила заранее. Было очевидно, что количество обязательств федеральных властей было чрезмерным (их было гораздо больше, чем федеральный бюджет мог профинансировать) и что дальнейшая их централизация будет неразумна. Также было ясно, что увеличение числа отделений федеральных ведомств на региональном уровне совсем необязательно будет способствовать большей эффективности. В то же время вариант наделения региональных властей еще большим объемом полномочий, при отсутствии системы сдержек и противовесов, также не представлялся удачным выходом из создавшегося положения. Таким образом, стало очевидно, что местные органы власти следует укрепить в институциональном смысле, а это требовало существенных изменений «Закона об общих принципах организации местного самоуправления» 1995 г., т.к. органы власти, созданные этим законом, были слишком слабы и лишены необходимого финансирования. Продолжение работы на совершенствованием системы бюджетного федерализма означало также, что изменений и дополнений потребуют Налоговый и Бюджетный кодексы. Все это было проделано за относительно короткий промежуток времени. При этом Комиссия продемонстрировала, что умеет работать гибко, четко и последовательно. Мое личное мнение заключается в том, что я бы сделал упор на городах и районах, нежели на  тысячах мелких муниципалитетов, поскольку  они в данной ситуации не совсем вписываются в стоящую задачу, которая заключается в том, чтобы укрепить местные органы власти в качестве агентов по предоставлению услуг и как полноценный уровень власти.   


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги