Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Червонная С.А.

То, что мы слышали за последний час, похоже на уравнение, в котором отношения с США сведены к отношениям с администрацией Буша. Это идет от старого советского, а может, еще глубже – от российского имперского миросознания с его гипертрофированной ролью государства. Но в американском – и вообще в западном – контексте администрация, какой бы она ни была – республиканской Буша или демократической – никак не равна управляемой ею стране. В США, в отличие от России, государство вообще не равно обществу. И оно ни в коей мере его не перекрывает. Поэтому исходной точкой для построения двусторонних отношений должно быть осознание, что страна намного больше, чем пришедшая по воле случая к власти администрация. Тем более это необходимо в отношении администрации, которая пришла к власти не совсем обычным путем, представляющимся неприемлемым с точки зрения не проголосовавшего за нее большинства населения.

Мои частые "прогулки" по американским интернетовским чатам на протяжении декабря-января минувшего года дали картину интересного консенсуса на широком идеологическом спектре – от леволиберального и до весьма респектабельно умеренного – относительно прихода к власти администрации Буша. Этот консенсус заключается в оценке произошедшего как своего рода государственного переворота с приходом к власти "реставрационного режима" со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Сегодня прозвучал очень интересный тезис насчет совпадения политических циклов в США и России. С моей точки зрения, произошло не простое, а двойное совпадение циклов – причем, разнонаправленных: и тут, и там мы имеем консервативные администрации, навязанные левоцентристскому большинству общества. Причем, в отношении США наличие на сегодняшний день этого левоцентристского (разумеется, в американском контексте) большинства подтверждается раскладом голосования на последних президентских выборах и исследованиями партийно-политической и идеологической приверженности электората, проводившимися рядом опросных служб накануне и во время выборов. В них прослеживается довольно четкая арифметика: свыше 70% демократического электората (составляющего 33% всех избирателей), около 65% независимого (соответственно, 38% всех избирателей) и треть республиканского(26% всех избирателей) относят себя к "либералам" и "умеренным" (в американском контексте лево-центристам) – то есть в сумме абсолютное большинство. Это большинство отдало голоса кандидату демократов Альберту Гору (получившему на 300 тыс. голосов больше своего соперника) и кандидату "зеленых" Ральфу Нейдеру – либо осталось дома.

Превращение Республиканской партии с ее консервативным большинством в партию меньшинства – значительный сдвиг, произошедший в политической жизни США с середины 90-х годов, который, к сожалению, не укладывается в рамки 10-минутного выступления.

Указанная арифметика говорит об опасности "государственной монополизации" российско-американских отношений и сведения их к некоей скроенной по республиканскому лекалу повестке дня. Представляется, что в условиях некоторой "неукорененности" администрации (да еще учитывая возможную перспективу прихода уже на следующих промежуточных выборах демократического большинства в Конгрессе США) желательно возвращение к модели общественного диалога образца конца 80-х – начала 90-х годов, который мог бы как-то скорректировать опасные перекосы в позициях элит.

Но пока у нас официальная Америка Буша заслоняет другую Америку – Америку частного интереса, общественных организаций и общественного активизма, весьма неоднозначно относящуюся к исходящим из Белого дома инициативам. Сегодня, как свидетельствуют данные опросов общественного мнения, только 46% американцев удовлетворены положением дел в стране. Это – самый низкий показатель за последние четыре года: на пике клинтоновского импичмента процент удовлетворенных составлял 71%, ко дню инаугурации Буша упав до 56%.

Что касается общественного фона российско-американских отношений, то надо отдавать себе отчет в весьма низком месте внешнеполитических и военных вопросов в списке национальных приоритетов. Падение их приоритетности в глазах американцев шло на протяжении более четверти века и сегодня достигло низшей точки за весь послевоенный период. Сравнение данных опросов ведущих служб показывает, что внешнеполитические вопросы занимают примерно восьмое-десятое место в списке первоочередных проблем, стоящих перед страной. Неоспоримый приоритет в нем сегодня принадлежит проблеме обеспечения энергоресурсов. Следом с небольшими вариациями идут экономика, налоги и образование. Далее – социальное обеспечение и здравоохранение, а за ними – экология. Только после экологии американцы позволяют себе задуматься о внешнем мире, а затем, причем, далеко не сразу – о своей военной безопасности. И в абсолютном большинстве опросов внешняя политика и оборона не попадают в число первых шести приоритетных проблем.

Горбачев М.С. То есть у них, как и у нас, чем дальше от столицы, тем совершенно другая страна и другие проблемы.

Червонная С.А. Но у них есть Конгресс, который отражает проблемы, волнующие его избирателей. И если конгрессмен или сенатор не будет голосовать в соответствии с интересами своих избирателей, это неминуемо отзовется ему на следующих же выборах. Конгресс – инструмент весьма чуткий.

Возвращаясь к приоритетам, интересно, на каком месте, по данным опросов, находятся те или иные внешнеполитические проблемы в глазах американцев. Безусловное первенство (по мнению свыше 80% опрошенных) принадлежит предотвращению распространения ядерного оружия. Далее (по мнению почти 80%) следует проблема обеспечения достаточных энергоносителей, которая видится и как внешнеполитическая. На третьем месте (59%) защита безопасности союзников. За ней (чуть более половины опрошенных) – защита прав человека в других странах. Это то, что американцы называют неальтруистическими приоритетами. А дальше, по мере убывания, идет список альтруистических приоритетов. Где-то процентов 30 интересует помощь и развитие демократии в других странах, становление демократических режимов, еще меньше – гуманитарная помощь и т.п. Очевидно, что в сегодняшней Америке больше всего беспокоятся о "близком к телу" дележе профицита; альтруистические же приоритеты явно отходят на задний план. Во всяком случае, ни один из них не имеет поддержки даже половины населения.

С партийной колокольни эти приоритеты смотрятся несколько по-иному. В глазах подавляющего большинства – 70% – республиканцев "чрезвычайно важным" является поддержание военного превосходства. У демократов же озабоченных военным превосходством – 58%, а у независимых – еще меньше, 51%. Если учесть, что сторонники республиканцев составляют сегодня меньше трети избирателей, то это весьма показательные цифры.

Для большинства – 59% – демократов главный приоритет во внешней политике связан с защитой прав человека. У независимых избирателей озабоченных правами человека 50%, а у республиканцев – только 45%.

Но в сегодняшней американской национальной (повторяю, национальной, а не государственной) внешнеполитической повестке дня есть два пункта, по которым существует полный консенсус среди республиканцев, демократов и независимых. Это – предотвращение распространения ядерного оружия и обеспечение энергоносителей. Иногда эти вопросы меняются местами, но консенсус остается.

Что касается отношения к ПРО, то согласно опросам, общество не уделяет особого внимания этому вопросу – и не особенно информировано. Так, трое из десяти опрошенных в 2000 году наивно считали, что у США система противоракетной обороны уже есть. Интересно, что на вопрос: "Вы за ПРО или против?" – 80% отвечает положительно. Но, когда за этим общим вопросом следуют более детализированные, оказывается, что все не так то просто. Во-первых, треть опрашиваемых не знает, что ПРО у США еще нет. Треть считает, что уже есть – и именно это они и одобрили.

Когда у американцев спрашивают, одобрят ли они создание системы ПРО, если у ученых будут сомнения, то уровень одобрения снижается где-то до 50-56%.

В ответ на вопрос об одобрении развертывания ПРО в случае, если оно приведет к новому витку гонки вооружений, число его сторонников падает до 49 - 45%.

Дальше – больше. После вопроса о том, что будет, если ПРО встанет в 60-100 миллиардов долларов, уровень одобрения падает до 45%. Американцы не хотят тратить столько денег на далекий противоракетный щит, когда можно распорядиться ими "ближе к телу".

Если же к этому прибавляют угрозу разрыва Договора с Россией 1972 года, то число сторонников ПРО падает до 37 - 28%. Американцы явно не хотят – или боятся – одностороннего выхода из договора, и это весьма интересный момент.

К тому же на это накладываются и финансовые соображения. Президент Буш предлагал сокращение налогов на 1,6 триллиона долларов за 11-летний период. Конгресс, пока в Сенате было республиканское большинство, оставил ему 1,35 триллионов за 11 лет, и в таком размере эта программа была только что окончательно принята. По оценкам американских экономистов, после того как налоги уменьшатся на эту сумму, у законодателей будут другие проблемы, то есть говорить будет уже больше не о чем. ПРО в бюджете пока что не заложено.

Я говорю это к тому, что зацикливание российской политики сегодня на проблеме ПРО не подкрепляется реальной ситуацией в США.

К этому следует добавить и позицию демократов, которых отнюдь не следует сбрасывать со счетов, – особенно в свете только что свалившегося на них контроля над Сенатом. Интересно, что законодатели-демократы в принципе не против самой идеи ПРО, видя в ней "экономический паровоз" и "зонтик для инвестиций" (то есть повышения привлекательности США для притока инвестиций), и большинство из них в принципе за продолжение научных и технических разработок в этой области. Но при этом они резко критически относятся к предложениям, исходящим от администрации Буша, особенно к выходу в одностороннем порядке из договора 1972 года 20 мая они даже провели специальное совещание за закрытыми дверями по выработке стратегии противодействия планам администрации. Среди около 100 его участников, помимо законодателей, были и аналитики. Решив в принципе не трогать саму идею ПРО, демократы намерены сосредоточить усилия на развале программы Буша в Конгрессе – "свести с рельсов, отсрочить и изменить какой бы то ни было конкретный план, который когда-либо выдвинет администрация в области ПРО".

Учитывая предстоящую смену караула у руководства ключевых сенатских комитетов, в том числе комитета по иностранным делам и по делам вооруженных сил, позиции демократов достойны всяческого внимания.

Произошедшее в Сенате – далеко не случайный эпизод, объясняющийся капризом конкретно взятого сенатора. В основе его – глубокие противоречия в самой республиканской партии между правым консервативным большинством (базой которого являются штаты так называемого "библейского пояса" Юга) и умеренными республиканцами Северо-Востока. Памятуя уроки своего отца, "умеренность" которого обошлась потерей поддержки консервативной партийной базы, Буш-младший, придя в Белый дом, сменил "сострадательный консерватизм" избирательной кампании (рассчитанный на завоевание голосов независимых избирателей) на открыто право консервативный курс. Не просчитав несовместимости позиций сенаторов-республиканцев от либеральных штатов Северо-Востока с курсом администрации, команда Буша потеряла шаткое большинство в верхней палате Конгресса.

Проблема соотношения умеренной и право консервативной части республиканской партии отнюдь не нова и уходит корнями еще в дорузвельтовские времена. На сегодняшний день основной приоритет умеренных республиканцев – это свобода торговли, а правого большинства (или, как их называют в США, "khee-jerk conservatives", т.е. консерваторы, у которых коленка дергается при любом либеральном высказывании) –безопасность в никсоновско-киссинджеровском понимании. И между ними практически нет смычки.

Об этом говорилось еще в раскладках различных американских аналитических центров во время избирательной кампании. При этом отмечалось, что эти части партии держит вместе только желание победы. Интересно, что это противоречие прослеживается и в персональном составе команды Буша: рейгановско-бушевская внешнеполитическая команда и ориентированная на свободу торговли достаточно современная, корпоративная экономическая команда, по мнению многих американских аналитиков, обречены функционировать без смычки друг с другом. Это как Генри Киссинджер и Милтон Фридман одновременно.



 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги