Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Лысенко В.Н.

Уважаемые коллеги! Я как историк думаю, что сегодня у нас эпоха Александра III. Хотя многие сравнивают Путина с Александром II, я думаю, что как раз эпоха Александра II - это был Горбачев и Ельцин. А то, что сегодня, это явный откат и совершенно неизбежный. Я в этом плане поддерживаю Сергея Маркова с определением нынешнего политического режима как управляемой демократией и считаю, что это неизбежный период полуавторитарного режима.

 

Думаю, что сегодня у Путина три главных задачи. И самая основная - это завершение неудачных экономических реформ, которые Борис Николаевич так и не успел за 10 лет нормально провести, - с тем, чтобы накормить страну. Тогда люди на демократию будут совершенно по-другому смотреть, и будут востребованы гражданское общество и многие другие институты.

 

Вторая задача все-таки не скатиться окончательно к авторитарному режиму, а удержаться между псевдодемократией и авторитаризмом. И, в-третьих, - это подготовить «наследника» к 2008 году, чтобы это был не Николай II, а человек, который мог бы дальше перейти к политической демократии.

 

И в этой связи, я считаю, что В.В.Путин за два года  выполнил, главную задачу, которую он  поставил в Послании Федеральному собранию в 2001 г., - это восстановление сильного государства. Я думаю, что сегодня это государство восстановлено, но оно получилось бюрократическим, о чем здесь уже сказали. И практически мы вернулись к традиционному государству, которое было в России в течение последних трехсот лет, когда бюрократия правила страной, тем более, сегодня она насквозь коррумпирована снизу доверху. И более того, мы перешли, по-моему, к новой системе, когда у нас, как на Востоке, стали продаваться и покупаться основные должности во всех высших структурах власти. Это уже новое веяние, которое говорит о том, что мы все-таки  движемся в политическом отношении не столько на Запад, сколько на Восток.

 

В этой связи, я думаю, что движущей силой реформ при Путине был узкий слой либеральной бюрократии, как и во все другие времена, и олигархи. Но если либеральная бюрократия, особенно в правительстве, заинтересована в демократических и политических реформах, то олигархи заинтересованы сугубо в экономическом продвижении вперед. А в политической сфере - та система власти, которая была при Борисе Николаевиче Ельцине. Их полностью устраивает такая семейная, клановая система, которая позволяет в узком кругу решать все основные вопросы, сохраняя формально и другие институты.

 

Я должен сказать, что, к сожалению, гражданское общество так и не смогло за эти два года активно включиться в управление, в контроль над властью. Единственное, в чем я вижу сегодня проявление гражданского общества -  это Закон «Об альтернативной гражданской службе», который, наконец, рассматривается в Думе. Это явное проявление, когда гражданское общество сумело заставить Министерство обороны коренным образом изменить этот закон. Сейчас решается вопрос, сможем ли мы сделать эту службу действительно нормальной для страны и приемлемой для граждан, либо этот закон будет совершенно пустым, холостым и  фактически не сработает.

 

Я должен также сказать, что вот уже 8 лет мы не можем провести закон о лоббизме через Думу. Насмерть стоят и правые, и левые. Совершенно не нужен сегодня механизм прозрачного лоббирования, поскольку все  финансовые потоки идут теневым образом, и это всех устраивает.

 

Нами подготовлен Кодекс поведения госслужащего, который тоже вызвал у многих отторжение. А мы наконец-то пытаемся нашего чиновника ограничивать с разных сторон, к европейским  стандартам приводить. Такой подход  оказался совершенно не принят ни президентской администрацией, ни Правительством, ни целым рядом  фракций в Государственной Думе.

 

 Я вижу, что в средствах массовой информации (здесь я согласен с Г.А.Явлинским), что мы  идем по пути ограничения свободы слова. Когда  весной этого года оппозиционную «Новую газету» оштрафовали на 15-20 млн. рублей, это  говорит о том, что экономически сегодня можно с любым средством массовой информации быстро разделаться. И фактически все центральные каналы, в том числе и 6-й, сегодня контролируются администрацией президента.

 

Я с депутатами Комитета Госдумы по делам Федерации готовим большие слушания 23 апреля по федеральным округам и побывали в большинстве округов. Хотя формально у полпредов только координирующие и контрольные функции, но реально они себя считают или ощущают в большинстве генерал-губернаторами. Реально они говорят о том, что укрупнение грядет. И то, что сегодня А.И.Лисицын – ярославский губернатор и целый ряд других губернаторов начинают выступать с инициативой укрупнения, я думаю, что это даже не столько мечта В.В.Путина, сколько Александра Сталиевича Волошина, который видит себя эдаким канцлером, делающим  Россию Великой гигантской пертурбации всего, что сложилось в течение многих веков. Думаю, что это одна из опаснейших иллюзий, что можно увести общественное мнение сейчас от насущных экономических и политических проблем, начав очередную федеративную реформу, такая политика может привести к совершенно непредсказуемым результатам.

 

Хотел бы отметить, что Центр спокойно сохраняет все авторитарные режимы субъектов федерации. Какой-то попытки изменить ситуацию здесь фактически не происходит. Кроме того, я бы сказал, что весенний передел власти в Государственной Думе показывает, что ликвидированы последние сдержки и противовесы в парламенте. Сегодня коммунисты будут в глухой оппозиции в парламенте. Реальную консолидацию СПС и «Яблоко» с четырьмя центристскими фракциями я считаю величайшей ошибкой, ибо они «продались»  за эти три комитета, поддержав фактически весь этот передел. Я думаю, что это означает, что мы сегодня теряем  независимую правую оппозицию, которая реально сегодня уже не может выступать с достаточно самостоятельных позиций, как это было раньше.

 

Мне кажется, что Путин очень сильно опаздывает с экономическими реформами. Ясно, что в последний или предпоследний год до президентских выборов проводить реформы ЖКХ уже поздно. Кроме того, А.П.Починок предлагал еще в прошлом году перевести все льготы на денежные компенсации, сделав один раз народу больно. К президентским выборам это забылось бы, теперь за два года до выборов не успеваем эту важнейшую социально-экономическую реформу провести. Полагаю, что в этом отношении  ситуация в социально-экономической сфере будет обостряться. И то, что по телевидению мы вчера видели в фильме, показывает, что вроде бы все спокойно, 80% поддерживают, но ситуация может  очень быстро резко измениться, и может появиться лидер достаточно авторитетный, не из тех, кто сегодня в фаворе или где-то наверху. Думаю, что могут появиться и структуры, которые активно все эти недостатки будут использовать.

 

Я направил Путину письмо со своими предложениями к президентскому посланию Федеральному собранию. Я считаю, что нужно активно пробивать политическую реформу,  а для того, чтобы институционализировать целый ряд институтов высшей власти, которые в последующем можно было бы уже реально использовать для демократического строя.

 

Это четыре предложения. Первое. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах или блоком, победившим на парламентских выборах. Я думаю, что при любом раскладе в следующей Думе большинство будет у партий,   поддерживающих В.В.Путина. Здесь фактически Путин ничем не рискует. Но механизм реальный создается и в дальнейшем он может иметь достаточно позитивный эффект.

 

Во-вторых, я думаю, что нужно настаивать, чтобы президент себя все-таки ассоциировал себя с какой-то политической партией, или войдя в «Единую Россию», или фактически создав новую партию.

 

В-третьих, я думаю, что нужно перейти к выборам в Думу по партийным спискам, как было сделано во всех восточноевропейских странах. Иначе мы так никогда и не воссоздадим нормальные политические партии, а мажоритарные депутаты в Думе будут постоянно путать всю политическую картину и мешать созданию нормальной многопартийной системы. А вот в Совет Федерации два сенатора должны избираться - по мажоритарке от населения субъектов федерации.

 

И последнее предложение. Пока администрация президента  будет главным правительством, я думаю, что наше основное правительство работать не сможет. Поэтому это важнейшая тема. Можно ли из администрации президента сделать все-таки секретариат президента, который бы был канцелярией президента. Либо, как предлагал Вячеслав Никонов, наоборот, нужно, сделать как в США, чтобы президент имел правительство, равное администрации президента и сам лично его возглавлял и за него отвечал.

 

Я думаю, что вот последняя тема сегодня одна из самых больных и самых сложных, но без решения ее серьезных политических сдвигов в ближайшее время сделать будет невозможно.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги