Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Федоров А.В. Два года президентства В.Путина: первые результаты и десять главных проблем на перспективу

1. Основной результат двух лет президентства В.Путина – это то, что он состоялся как президент. Два года назад  в стране, прежде всего в политической элите, существовали серьезные сомнения в отношении того, сумеет ли Путин реально управлять страной. Сегодня таких сомнений практически нет и значительная часть элиты объективно сконцентрировалась вокруг Путина и считает, что он на нынешнем моменте максимально отвечает  национальным интересам страны. В целом складывается впечатление, что она готова к тому, чтобы период нахождения Путина у власти продолжался как минимум восемь лет.

 

2. Главное, что Путин дал стране – психологическую устойчивость населения и впечатление, что общее положение дел в стране меняется к лучшему. Эта устойчивость, с одной стороны, дает возможность власти выстраивать свою политику без особой оглядки на население, с другой – при необходимости достаточно быстро мобилизовать это население в поддержку президента вне зависимости от реальной ситуации. Высокий рейтинг Путина в течение двух лет объясняется, прежде всего тем, что он воспринимается как основной (даже единственный) гарант спокойствия в стране. Кроме того, в силу своей политической осторожности он совершил минимум ошибок, очевидных стране в целом.

 

Однако следует все же иметь в виду, что ситуация начинает меняться. Вопрос о том, кто такой Путин все больше трансформируется в вопрос – что сделал Путин? Именно этот вопрос станет ключевым на ближайшие год-полтора и определит как характер парламентских, так и президентских выборов.  Особенность ситуации состоит в том, что критический анализ этой проблемы пока не делается и в основном в открытом виде дискуссия идет, прежде всего, о внешнеполитической сфере, а не о внутренних проблемах.  И дискуссия идет в основном среди элиты, тогда как на массовом уровне превалирует по-прежнему эмоциональная оценка деятельности президента.

 

Основная проблема В.Путина состоит в том, что за прошедшие два года он не сумел создать режим власти в широком понимании этого слова. Страна по-прежнему остается в промежуточном состоянии, когда власть частично сохраняет элементы ельцинского режима (и его носителей)  и одновременно пытается сформировать свою, достаточно замкнутую, систему управления страной. Это во многом связано с тем, что Путин и на сегодняшний день не обладает достаточным кадровым ресурсом, который может обеспечить эффективный механизм управления государством (профессиональная и географическая узость выбора кадров все больше становится политической проблемой). Таким образом, объективно задача завершения выстраивания режима становится в настоящее время самой главной, даже более важной, чем собственно развитие государства. Без такого режима Путину будет трудно перейти к серьезным политическим действиям, которые должны стать сердцевиной его политики на ближайшие два года.

 

Вторая проблема – незавершенность реформы вертикали власти. Начатая как активное наступление она во многом превратилась в систему не совсем внятных бюрократических шагов, причем в большинстве своем половинчатых. Прежде всего, речь идет о федеральных округах и о реформе Совета Федерации. Дальнейшие  шаги требуют серьезных обоснований, особенно в случаях, когда необходимо затрагивать Конституцию.

 

Третья проблема – власть работает как власть Путина, а не как механизм власти. Фактически без выражения его позиции многие вопросы просто зависают. Государственная Дума стала управляемой, но эффективность законотворчества остается крайне низкой. Совет Федерации и после своего реформирования не нашел своего места. Государственный совет «подвешен» в своем статусе и мало эффективен. Если вдруг по каким-то причинам Путин уйдет из власти, то вся выстраиваемая сегодня конструкция может рухнуть одномоментно и создать огромные сложности для страны.

 

Четвертая проблема – с одной стороны идет формирование партийной системы, что в принципе позитивно. С другой стороны – партия власти вновь создается сверху и поразительно напоминает те конструкции, которые имели место ранее. При этом интересно то, что для проведения своей политики собственно Путину партия не нужна, ибо эта политика может реализовываться без партийной работы в ее классическом понимании. Поэтому очень трудно ожидать, что он в обозримом будущем определится в своей партийной принадлежности и будет готов выступать как партийный президент.

 

Пятая проблема – ни одна из реформ – ни экономических, ни политических или социальных – не завершена. Более того, на ряде направлений (ЖКЧ, военная реформа) наблюдается движение в обратную сторону. Четкого видения того, что делать по каждому из направлений, так до сих пор и нет.  Это во многом связано с тем, что правительство стало крайне несамостоятельным? по сути, хотя по форме достаточно свободным. Оторванность президента от экономических преобразований становится все более очевидной. Есть реальная опасность того, что уже в ближайшее время между президентом и правительством начнутся серьезные разногласия в отношении экономического курса, в том числе в силу того, что объективно экономическая ситуация будет иметь тенденцию к ухудшению (исчерпанность резервов в широком смысле слова). Социальная обстановка во многих регионах заметно хуже, чем два года назад.

 

Шестая проблема – по мнению значительной части российской элиты Путин «слишком далеко ушел на Запад» в своей политике и существует реальная опасность того, что в конечном итоге его ожидания и ожидания страны окажутся обманутыми. Борьба с терроризмом – слишком узкая основа для того, чтобы Россия реально интегрировалась в мир. Уже в этом году, по всей видимости, ему придется находить трудный ответ перед российским обществом, по крайней мере, по двум вопросам – расширение НАТО и Ирак.  Кроме того, становится очевидным, что на постсоветском пространстве в целом процесс политического размежевания набирает темпы в то время как интеграционные тенденции в отношении Белоруссии сходят на нет.  Путин, безусловно, становится мировым политиком, но этого явно недостаточно, чтобы сделать реальные изменения внутри страны.

 

Седьмая проблема – страна продолжает жить без идеологии развития. Четко была выстроена лишь идеология «мочить в сортире», но на этой основе государственность укреплять более чем трудно.  Нет ясного понимания по-прежнему, куда идем. Где-то складывается впечатление, что Путин даже сознательно старается сохранить эту неопределенность, чтобы оставить себе поле для маневра в случае неудачи очередного этапа «реформ».

 

Восьмая проблема – Чечня. Ситуация сегодня по-прежнему остается тупиковой и возможности ее решения крайне ограниченными. Для Путина Чечня – во многом личный вызов, на который он не в состоянии дать сколь либо продуманный ответ. Есть реальная опасность того, что Чечня может быть вновь использована как предвыборный элемент и не более.

 

Девятая проблема – взаимоотношения со СМИ. Они остаются достаточно сложными. Критика действий Путина – по-прежнему «табу» для практически всех средств массовой информации. Самоцензура стала повседневной реальностью.

 

Десятая проблема – бюрократия и коррупция де-факто оказались сильнее Путина. Ни на одном из направлений президент не может похвалиться позитивными результатами. Наоборот, в обществе усиливаются настроения, что бюрократии и казнокрадства стало даже больше чем ранее.

 

При всем этом Путину пока нет серьезной оппозиции. И, видимо, пока и не будет. Психологический настрой масс не позволяет ни одной политической силе, включая КПРФ, проводить линию на жесткую оппозицию. Тем не менее, есть основания считать, что в ближайшее время пойдет формирование оппозиции не по линии нахождения антиПутина, а по линии формирования Альтер-Путина, то есть показа того, что-то, что делает Путин, можно делать быстрее и эффективнее. А человека под такую идею на место президента, как показал 2000 год, найти можно всегда.

 

Путин самообучаем, причем в достаточно высокой степени. У него есть запас времени и средств для того, чтобы сохранить абсолютное лидерство на политической сцене России. Вместе с тем часы начинают обратный ход, и по мере приближения президентских выборов ему придется уже на практическом уровне доказывать, что он президент, действительно меняющий страну. Это сложнее всего.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги