Федоров А.В. Два года президентства В.Путина: первые результаты и десять главных проблем на перспективу1. Основной результат двух лет президентства В.Путина – это то, что он состоялся как президент. Два года назад в стране, прежде всего в политической элите, существовали серьезные сомнения в отношении того, сумеет ли Путин реально управлять страной. Сегодня таких сомнений практически нет и значительная часть элиты объективно сконцентрировалась вокруг Путина и считает, что он на нынешнем моменте максимально отвечает национальным интересам страны. В целом складывается впечатление, что она готова к тому, чтобы период нахождения Путина у власти продолжался как минимум восемь лет. 2. Главное, что Путин дал стране – психологическую устойчивость населения и впечатление, что общее положение дел в стране меняется к лучшему. Эта устойчивость, с одной стороны, дает возможность власти выстраивать свою политику без особой оглядки на население, с другой – при необходимости достаточно быстро мобилизовать это население в поддержку президента вне зависимости от реальной ситуации. Высокий рейтинг Путина в течение двух лет объясняется, прежде всего тем, что он воспринимается как основной (даже единственный) гарант спокойствия в стране. Кроме того, в силу своей политической осторожности он совершил минимум ошибок, очевидных стране в целом. Однако следует все же иметь в виду, что ситуация начинает меняться. Вопрос о том, кто такой Путин все больше трансформируется в вопрос – что сделал Путин? Именно этот вопрос станет ключевым на ближайшие год-полтора и определит как характер парламентских, так и президентских выборов. Особенность ситуации состоит в том, что критический анализ этой проблемы пока не делается и в основном в открытом виде дискуссия идет, прежде всего, о внешнеполитической сфере, а не о внутренних проблемах. И дискуссия идет в основном среди элиты, тогда как на массовом уровне превалирует по-прежнему эмоциональная оценка деятельности президента. Основная проблема В.Путина состоит в том, что за прошедшие два года он не сумел создать режим власти в широком понимании этого слова. Страна по-прежнему остается в промежуточном состоянии, когда власть частично сохраняет элементы ельцинского режима (и его носителей) и одновременно пытается сформировать свою, достаточно замкнутую, систему управления страной. Это во многом связано с тем, что Путин и на сегодняшний день не обладает достаточным кадровым ресурсом, который может обеспечить эффективный механизм управления государством (профессиональная и географическая узость выбора кадров все больше становится политической проблемой). Таким образом, объективно задача завершения выстраивания режима становится в настоящее время самой главной, даже более важной, чем собственно развитие государства. Без такого режима Путину будет трудно перейти к серьезным политическим действиям, которые должны стать сердцевиной его политики на ближайшие два года. Вторая проблема – незавершенность реформы вертикали власти. Начатая как активное наступление она во многом превратилась в систему не совсем внятных бюрократических шагов, причем в большинстве своем половинчатых. Прежде всего, речь идет о федеральных округах и о реформе Совета Федерации. Дальнейшие шаги требуют серьезных обоснований, особенно в случаях, когда необходимо затрагивать Конституцию. Третья проблема – власть работает как власть Путина, а не как механизм власти. Фактически без выражения его позиции многие вопросы просто зависают. Государственная Дума стала управляемой, но эффективность законотворчества остается крайне низкой. Совет Федерации и после своего реформирования не нашел своего места. Государственный совет «подвешен» в своем статусе и мало эффективен. Если вдруг по каким-то причинам Путин уйдет из власти, то вся выстраиваемая сегодня конструкция может рухнуть одномоментно и создать огромные сложности для страны. Четвертая проблема – с одной стороны идет формирование партийной системы, что в принципе позитивно. С другой стороны – партия власти вновь создается сверху и поразительно напоминает те конструкции, которые имели место ранее. При этом интересно то, что для проведения своей политики собственно Путину партия не нужна, ибо эта политика может реализовываться без партийной работы в ее классическом понимании. Поэтому очень трудно ожидать, что он в обозримом будущем определится в своей партийной принадлежности и будет готов выступать как партийный президент. Пятая проблема – ни одна из реформ – ни экономических, ни политических или социальных – не завершена. Более того, на ряде направлений (ЖКЧ, военная реформа) наблюдается движение в обратную сторону. Четкого видения того, что делать по каждому из направлений, так до сих пор и нет. Это во многом связано с тем, что правительство стало крайне несамостоятельным? по сути, хотя по форме достаточно свободным. Оторванность президента от экономических преобразований становится все более очевидной. Есть реальная опасность того, что уже в ближайшее время между президентом и правительством начнутся серьезные разногласия в отношении экономического курса, в том числе в силу того, что объективно экономическая ситуация будет иметь тенденцию к ухудшению (исчерпанность резервов в широком смысле слова). Социальная обстановка во многих регионах заметно хуже, чем два года назад. Шестая проблема – по мнению значительной части российской элиты Путин «слишком далеко ушел на Запад» в своей политике и существует реальная опасность того, что в конечном итоге его ожидания и ожидания страны окажутся обманутыми. Борьба с терроризмом – слишком узкая основа для того, чтобы Россия реально интегрировалась в мир. Уже в этом году, по всей видимости, ему придется находить трудный ответ перед российским обществом, по крайней мере, по двум вопросам – расширение НАТО и Ирак. Кроме того, становится очевидным, что на постсоветском пространстве в целом процесс политического размежевания набирает темпы в то время как интеграционные тенденции в отношении Белоруссии сходят на нет. Путин, безусловно, становится мировым политиком, но этого явно недостаточно, чтобы сделать реальные изменения внутри страны. Седьмая проблема – страна продолжает жить без идеологии развития. Четко была выстроена лишь идеология «мочить в сортире», но на этой основе государственность укреплять более чем трудно. Нет ясного понимания по-прежнему, куда идем. Где-то складывается впечатление, что Путин даже сознательно старается сохранить эту неопределенность, чтобы оставить себе поле для маневра в случае неудачи очередного этапа «реформ». Восьмая проблема – Чечня. Ситуация сегодня по-прежнему остается тупиковой и возможности ее решения крайне ограниченными. Для Путина Чечня – во многом личный вызов, на который он не в состоянии дать сколь либо продуманный ответ. Есть реальная опасность того, что Чечня может быть вновь использована как предвыборный элемент и не более. Девятая проблема – взаимоотношения со СМИ. Они остаются достаточно сложными. Критика действий Путина – по-прежнему «табу» для практически всех средств массовой информации. Самоцензура стала повседневной реальностью. Десятая проблема – бюрократия и коррупция де-факто оказались сильнее Путина. Ни на одном из направлений президент не может похвалиться позитивными результатами. Наоборот, в обществе усиливаются настроения, что бюрократии и казнокрадства стало даже больше чем ранее. При всем этом Путину пока нет серьезной оппозиции. И, видимо, пока и не будет. Психологический настрой масс не позволяет ни одной политической силе, включая КПРФ, проводить линию на жесткую оппозицию. Тем не менее, есть основания считать, что в ближайшее время пойдет формирование оппозиции не по линии нахождения антиПутина, а по линии формирования Альтер-Путина, то есть показа того, что-то, что делает Путин, можно делать быстрее и эффективнее. А человека под такую идею на место президента, как показал 2000 год, найти можно всегда. Путин самообучаем, причем в достаточно высокой степени. У него есть запас времени и средств для того, чтобы сохранить абсолютное лидерство на политической сцене России. Вместе с тем часы начинают обратный ход, и по мере приближения президентских выборов ему придется уже на практическом уровне доказывать, что он президент, действительно меняющий страну. Это сложнее всего. |
|