Третьяков В.Т. Путин, два года президентства: переход от наследованной повестки дня к собственнойХорошо составленные вопросы вызывают желание или даже заставляют (точнее: побуждают) следовать именно их логике, не отклоняясь в сторону. Это как раз и есть проблемы повестки дня. Правильно или неправильно сформулированной. Поскольку вопросы к данному заседанию круглого стола составлены очень хорошо, они побуждают меня, неотступно следуя за ними, идти к цели, отвечая на каждый. 1. Какую общественную повестку дня принял президент Путин, вступая в должность, и в какой мере промежуточные результаты его президентства соответствуют повестке дня? Повестка дня задается субъектами общественно-политической жизни. В России сегодня это: 1) обладатели центральной власти (Кремль); 2) бюрократия – верхняя палата правящего класса; 3) олигархи или крупные собственники; 4) общество (население). Можно выделить еще(5) региональную бюрократию, сросшуюся с местными бизнес группами, но это слишком усложнит наши рассуждения, поэтому фактом присутствия этого субъекта я пренебрегу. Коротко говоря, все четыре субъекта сформировали для Путина, будущего президента, повестку дня из одного пункта: ПОРЯДОК. Правда, в это слово каждый вкладывал свое содержание. Ниже я укажу, какие пункты повестки дня каждого субъекта российской политики выполнил Путин за первые два года. Кремль (Ельцин, Семья) а) Преемственность курса +
б) Личная безопасность+ в) Сохранение основных кадров в течение определенного срока + Бюрократия
а) Сохранение ее власти+ б) минимум кадровых перестановок + в) Сохранение возможности сочетать службу с бизнесом+ Олигархи
а) Преемственность курса+ б) Сохранность состояний+ в)Сохранение политического влияния на власть+ - г) Улучшение отношений с Западом+ д) Политическая стабильность+ е) Умиротворение населения+ Общество (в него я включаю все группы населения, в том числе и власть, бюрократию и олигархов) а) отказ от ельцинизма как анархии, нестабильности и прочих «загогулин»+ б) повышение внешнего и внутреннего статуса России (возрождение самоощущения великой державы)+ в) снятие чеченского синдрома+ г) решение проблемы задолженности по зарплатам, пенсиям (ради выживания для одних, ради снятия проблемы политических потрясений для других)+ д) обуздание преступности – е) сохранение рынка (для масс – как единственной возможности зарабатывать)+ И то, как мы видим, очень неплох, более того, можно сказать, что блестящ. Так продолжалось до осени прошлого года. К середине формального срока своего пребывания у власти Путин подошел уже с другими результатами – начался дрейф в «неизведанное». NB. Надо заметить, что у Путина была еще собственная повестка дня. Но с ней он справился гораздо хуже.
Личная повестка дня Путина
а) повышение (как можно более стремительно) внешнего и внутреннего статуса России+ б) максимальный отрыв от Семьи+ - в) деприватизация власти + - г) ликвидация чеченской проблемы + - д) подавление власти некоторых конкретных олигархов + е) формирование своей команды+ - ж) экономический подъем + з) вхождение в команду мировых лидеров в личном качестве+ и) сохранение высокого личного рейтинга внутри страны ++ 2. Что можно считать самым крупным достижением и самой большой неудачей президентства Путина? (Насколько успешными оказались социальные и фискальные реформы, проводимые в последние два года; удалось ли создать в России «властную вертикаль» и повысить эффективность отечественной бюрократии; каковы итоги армейской и федеративной реформ; насколько устойчива и долговременна политическая консолидация российского общества?) Для ответа на этот вопрос важно отметить следующее: в первые два года своего президентства Путин решал очевидными методами очевидно стоящие перед обществом проблемы. Ярчайший пример – Чечня. Ясно было, чего ждало общество. Ясно было, как можно достичь цели. Во второй период своего президентства (начавшийся осенью 2001 года) Путину нужно решать уже неочевидные проблемы неочевидными методами. Пример – США (отношения с ними). Не вполне ясно всем, проблема ли это. Особенно неясно, как эту проблему решать. Самые крупные достижения Путина – 1) восстановление в значительной степени внутренней и отчасти внешней субъективности России, восстановление управляемости страны, 2) политическая стабильность; 3) высокий личный рейтинг; 4) экономический рост (при нем, значит и благодаря ему). Крупнейшие неудачи – совершенно не решил проблему бюрократии; не сформулировал за пределами общих лозунгов стратегическую линию своего курса и обслуживающую его политику; кадры. В конкретных реформах – сочетание успехов (довольно много) и неудач и даже провалов. 3. Сформировался ли в стране социально-политический субъект модернизации? Нет. Сформирован механизм – управляемая демократия. Но он на 70% обслуживает себя, лишь на 30% - страну, реформы, модернизацию. Субъекта модернизации нет – это лишь сам Путин (с тем, что у него в голове) и различные, социально и политические, не консолидированные просто субъекты в разных слоях общества и бюрократического аппарата. Внешнее проявление этого – неудача с созданием президентской партии. 4. Какова динамика отношения к Путину в элитных кругах и в обществе в целом? Ответ очевиден: в обществе в целом Путин по-прежнему популярен, ему не видят альтернативы (да и в жизни-то ее не просматривается), но, конечно же, выгодная Путину дихотомия первых двух лет его президентства: Ельцин-Путин – постепенно уходит в прошлое. Современного Путина начинают сравнивать с «Путиным ранним». И здесь намечаются (пока еще только намечаются) разочарования. В элите этот процесс (вспомним классика) уже пошел. Наша беда в том, что у нас совершенно отсутствует нормальный механизм выращивания альтернатив лидерам. Либо это механизм бунта, бессмысленного и беспощадного (Ельцин), либо механизм престолонаследия (сам Путин). Элита ищет глазами альтернативу – и не видит, не находит. Как политика Путина, при всех его слабостях, никто не может оспорить. Альтернативный проект есть только у коммунистов, но и он не блещет новизной. Но справедливости ради надо сказать, что за «,5 года своего лидерства Путин сделал чрезвычайно много, особенно если учесть его неопытность. Больше и лучше мог бы, наверное, сделать лишь политический гений типа Ленина или Сталина (знак я в расчет не беру). Россия весны 2002 года на порядок жизнеспособнее России весны 1999-го. 5. Как можно оценить внешнюю политику президента? Как реактивную – вынужденно. Как умеренно слабую. Как не структурированную. Как зашифрованную. Возможно, Путин знает, чего хочет, и как к этой цели он будет идти. Но ни разу мы не слышали (и не видели) развернуто изложенную внешнеполитическую доктрину Путина. Это – плохо. И это, видимо, потому, что ее нет. 6. Как выглядит сценарий дальнейшего президентства Путина? Каковы ресурсы и границы возможности президента? Сценарий таков: До 2004 года – все то же; по результатам думских выборов 2003 года – решение о президентской партии И. Видимо, резкая смена команды; 2004 – 2006 годы: форсирование реформ. 2007 год: поиск и раскручивание преемника. Ресурсы вроде бы все налицо. Новых не предвидится. Разве что в «кадровой революции». Но на нее Путин все не решается. А зря. Границы возможностей. Их прочерчивают бюрократия, инерция успешности двух первых лет, заурядность кадров, страх сделать хуже, а потому отказ от часто необходимого радикализма (не путать с большевизмом). И еще, судя по всему, наличествуют элементы бонапартизма, точнее – излишней самоуверенности. Нельзя не отметить и то, что Путин, видимо, опасается народа (Ельцин презирал его). Ни шага не сделано в направлении возрождения местного самоуправления – хотя бы в советских границах. А тогда оно было – порядка на два больше, чем сейчас. Мелкие чиновники съедают абсолютно все достижения реформ, точнее, то, что не съедено олигархами, крупными чиновниками и прямо преступными кланами сверху. Путин не решил проблему бюрократии сверху, ни проблему местного самоуправления снизу. Верхний конец вертикали власти в его руках, но нижний – лишь месит болото регионального и местного чиновничества. Путин смёл Гусинского и Березовского – но сотни тысяч сидоровых, сидорчуков, мамедовых и рабиновичей на местах стоят насмерть. И побеждают. Не столько лично Путина, сколько страну, которую он возглавляет. |
|