Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Третьяков В.Т. Путин, два года президентства: переход от наследованной повестки дня к собственной

Хорошо составленные вопросы вызывают желание или даже заставляют (точнее: побуждают) следовать именно их логике, не отклоняясь в сторону. Это как раз и есть  проблемы повестки дня. Правильно или неправильно сформулированной.

 

Поскольку вопросы к данному заседанию круглого стола составлены очень хорошо, они побуждают меня, неотступно следуя за ними, идти к цели, отвечая на каждый.

 

1. Какую общественную повестку дня принял президент Путин, вступая в должность, и в какой мере промежуточные результаты его президентства соответствуют повестке дня?

 

Повестка дня задается субъектами общественно-политической жизни. В России сегодня это: 1) обладатели центральной власти (Кремль); 2) бюрократия – верхняя палата правящего класса; 3) олигархи или крупные собственники; 4) общество (население). Можно выделить еще(5) региональную бюрократию, сросшуюся с местными бизнес группами, но это слишком усложнит наши рассуждения, поэтому фактом присутствия этого субъекта я пренебрегу.

 

Коротко говоря, все четыре субъекта сформировали для Путина, будущего президента, повестку дня из одного пункта: ПОРЯДОК. Правда, в это слово каждый вкладывал свое содержание.

 

Ниже я укажу, какие пункты повестки дня каждого субъекта российской политики выполнил Путин за первые два года.

 

 

 

Кремль (Ельцин, Семья)

 

а) Преемственность курса +

 

б) Личная безопасность+

 

в) Сохранение основных кадров в течение определенного срока +

 

Бюрократия

 

а) Сохранение ее власти+

 

б) минимум кадровых перестановок +

 

в) Сохранение возможности сочетать службу с бизнесом+

 

Олигархи

 

а) Преемственность курса+

 

б) Сохранность состояний+

 

в)Сохранение политического влияния на власть+   -

 

г) Улучшение отношений с Западом+

 

д) Политическая стабильность+

 

е) Умиротворение населения+

 

Общество (в него я включаю все группы населения, в том числе и власть, бюрократию и олигархов)

 

а) отказ от ельцинизма как анархии, нестабильности и прочих «загогулин»+

 

б) повышение внешнего и внутреннего статуса России (возрождение самоощущения великой державы)+

 

в) снятие чеченского синдрома+

 

г) решение проблемы задолженности по зарплатам, пенсиям (ради выживания для одних, ради снятия проблемы политических потрясений для других)+

 

д) обуздание преступности –

 

е) сохранение рынка (для масс – как единственной возможности зарабатывать)+

 

И то, как мы видим, очень неплох, более того, можно сказать, что блестящ.

 

Так продолжалось до осени прошлого года. К середине формального срока своего пребывания у власти Путин подошел уже с другими результатами – начался дрейф в «неизведанное».

 

 

 

NB. Надо заметить, что у Путина была еще собственная повестка дня. Но с ней он справился гораздо хуже.

 

 

 

Личная повестка дня Путина

 

а) повышение (как можно более стремительно) внешнего и внутреннего статуса России+

 

б) максимальный отрыв от Семьи+ -

 

в) деприватизация власти + -

 

г) ликвидация чеченской проблемы + -

 

д) подавление власти некоторых конкретных олигархов +

 

е) формирование своей команды+ -

 

ж) экономический подъем +

 

з) вхождение в команду мировых лидеров в личном качестве+

 

и) сохранение высокого личного рейтинга внутри страны ++

 

2. Что можно считать самым крупным достижением и самой большой неудачей президентства Путина? (Насколько успешными оказались социальные и фискальные реформы, проводимые в последние два года; удалось ли создать в России «властную вертикаль» и повысить эффективность отечественной бюрократии; каковы итоги армейской и федеративной реформ; насколько устойчива и долговременна политическая консолидация российского общества?)

 

Для ответа на этот вопрос важно отметить следующее: в первые два года своего президентства Путин решал очевидными методами очевидно стоящие перед обществом проблемы. Ярчайший пример – Чечня. Ясно было, чего ждало общество. Ясно было, как можно достичь цели.

 

Во второй период своего президентства (начавшийся осенью 2001 года) Путину нужно решать уже  неочевидные проблемы неочевидными методами. Пример – США (отношения с ними). Не вполне ясно всем, проблема ли это. Особенно неясно, как эту проблему решать.

 

Самые крупные достижения Путина – 1) восстановление в значительной степени внутренней и отчасти внешней субъективности России, восстановление управляемости страны, 2) политическая стабильность; 3) высокий личный рейтинг; 4) экономический рост (при нем, значит и благодаря ему).

 

Крупнейшие неудачи – совершенно не решил проблему бюрократии; не сформулировал за пределами общих лозунгов стратегическую линию своего курса и обслуживающую его политику; кадры.

 

В конкретных реформах – сочетание успехов (довольно много) и неудач и даже провалов.

 

3. Сформировался ли в стране социально-политический субъект модернизации?

 

Нет.

 

Сформирован механизм – управляемая демократия. Но он на 70% обслуживает себя, лишь на 30% - страну, реформы, модернизацию.

 

Субъекта модернизации  нет – это лишь сам Путин (с тем, что у него в голове) и различные, социально и политические, не консолидированные просто субъекты в разных слоях общества и бюрократического аппарата.

 

Внешнее проявление этого – неудача с созданием президентской партии.

 

4. Какова динамика отношения к Путину в элитных кругах и в обществе в целом?

 

Ответ очевиден: в обществе в целом Путин по-прежнему популярен, ему не видят альтернативы (да и в жизни-то ее не просматривается), но, конечно же, выгодная Путину дихотомия первых двух лет его президентства: Ельцин-Путин – постепенно уходит в прошлое. Современного Путина начинают сравнивать с «Путиным ранним». И здесь намечаются (пока еще только намечаются) разочарования.

 

В элите этот процесс (вспомним классика) уже пошел. Наша беда в том, что у нас совершенно отсутствует нормальный механизм выращивания альтернатив лидерам. Либо это механизм бунта, бессмысленного и беспощадного (Ельцин), либо механизм престолонаследия (сам Путин).

 

Элита ищет глазами альтернативу – и не видит, не находит. Как политика Путина, при всех его слабостях, никто не может оспорить. Альтернативный проект есть только у коммунистов, но и он не блещет новизной.

 

Но справедливости ради надо сказать, что за «,5 года своего лидерства Путин сделал чрезвычайно много, особенно если учесть его неопытность. Больше и лучше мог бы, наверное, сделать лишь политический гений типа Ленина или Сталина (знак я в расчет не беру).  Россия весны 2002 года на порядок жизнеспособнее России весны 1999-го.

 

5. Как можно оценить внешнюю политику президента?

 

Как реактивную – вынужденно.

 

Как умеренно слабую.

 

Как не структурированную.

 

Как зашифрованную. Возможно, Путин знает,  чего хочет, и как к этой цели он будет идти. Но ни разу мы не слышали (и не видели) развернуто изложенную внешнеполитическую доктрину Путина. Это – плохо. И это, видимо, потому, что ее нет.

 

6. Как выглядит сценарий дальнейшего президентства Путина? Каковы ресурсы и границы возможности президента?

 

Сценарий таков:

 

До 2004 года – все то же;

 

по результатам  думских выборов 2003 года – решение о президентской партии И. Видимо, резкая смена команды;

 

2004 – 2006 годы: форсирование реформ.

 

2007 год: поиск и раскручивание преемника.

 

Ресурсы вроде бы все налицо. Новых не предвидится. Разве что в «кадровой революции». Но на нее Путин все не решается. А зря.

 

Границы возможностей. Их прочерчивают бюрократия, инерция успешности двух первых лет, заурядность кадров, страх сделать хуже, а потому отказ от часто необходимого радикализма (не путать с большевизмом).

 

И еще, судя по всему, наличествуют элементы бонапартизма, точнее – излишней самоуверенности.

 

Нельзя не отметить и то, что Путин, видимо, опасается народа (Ельцин презирал его). Ни шага не сделано в направлении возрождения местного самоуправления – хотя бы в советских границах. А тогда оно было – порядка на два больше, чем сейчас. Мелкие чиновники съедают абсолютно все достижения реформ, точнее, то, что не съедено олигархами, крупными чиновниками и прямо преступными кланами сверху.

 

Путин не решил проблему бюрократии сверху, ни проблему местного самоуправления снизу. Верхний конец вертикали власти в его руках, но нижний – лишь месит болото регионального и местного чиновничества.

 

Путин смёл Гусинского и Березовского – но сотни тысяч сидоровых, сидорчуков, мамедовых и рабиновичей на местах стоят насмерть.

 

И побеждают. Не столько лично Путина, сколько страну, которую он возглавляет.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги