Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Михеев В.В.

Я тоже пройдусь по всем вопросам. А начну я с того, что уточню свою позицию по анти-террористической операции.

 

В любом нормальном правовом обществе тот, кто нарушает закон, изначально имеет преимущество перед теми, кто действует на основе Закона. А в международных отношениях это тем более так. Почему? Потому что существует национальный суверенитет, за которым можно спрятаться. Вот есть принцип невмешательства, и вы меня не достанете. Когда была холодная война, национальный суверенитет и принцип невмешательства способствовали поддержанию глобального мира: чья страна – того и политико-идеологическая и экономическая системы. Иначе было нельзя – иначе был риск довести конфронтацию до войны. Однако внутри зон влияния бывшего СССР и США принцип невмешательства и национальный суверенитет были менее важны, чем идеологические и военно-политические интересы, и потому не редко нарушались. Вспомним Чехословакию и Венгрию, или Кубу, Гренаду и т.д.

 

Сегодня большинство стран строят свою жизнь на принципах рыночной демократии, в основе которой право, закон. Принципы невмешательства и национально-государственный суверенитет в их старом варианте объективно могут мешать распространению законов, обслуживающих рыночную демократию, «вглубь» государств. Заметим, мешать не проникновению вражеской идеологии и образа жизни, а прогрессивного, как показывает опыт передовых стран, закона. Чтобы преодолеть такого рода помеху требуется реформа международно-правовой системы. Реформа в таком направлении, чтобы субъектами международного права были не только суверенные государства, но и сами люди, в том числе политики, лидеры государств, которые должны быть равно ответственны перед общепланетарным законом.

 

Террористические акты в США показывают, что Устав ООН не всегда может служить правовой основой нового мироустройства. По всей вероятности, мировое сообщество нуждается в принятии своего рода Единого кодекса глобальной безопасности.

 

Изначально Единый кодекс безопасности регулировал бы наиболее острые вопросы безопасности, такие как ядерные испытания, распространение ядерного оружия и иных видов средств массового поражения, терроризм, этнические чистки, применение армии против мирного населения и т.п. Кодекс бы четко прописывал, какие преступления как именно и кем именно караются. Субъектами такого рода транснационального права были бы не государства, а люди, организации, правительства и конкретные политики, виновные руководители стран, но не все граждане страны в целом. Процедура применения норм кодекса включала бы суд выбираемых региональным сообществом присяжных с присутствием общественного обвинителя и защитника. Выполнение решений суда возлагалось бы на специальные мировые органы, в том числе на многосторонние миротворческие силы. Исполнение закона носило бы в этом случае транснациональный характер.

 

Сегодня данное предложение выглядит больше как информация для дискуссии и очень не скоро достижимая цель. Однако критики этой идеи поспешат, если скажут, что она выгодна только великим державам. Дело в том, что нормы Единого кодекса безопасности будут распространяться и на последние. И сегодня не только в России и Китае, но и в США, найдется гораздо больше противников такой идеи, чем сторонников. Однако именно такое предложение соответствует логике глобализации и интеграционной мотивации.

 

Пока этого нет, международная правовая система остается несовершенной. И в отношении анти-террористической операции в Афганистане или в отношении ее распространения на другие страны каждый должен полагаться на свое понимание добра и зла, а не на право. С этой точки зрения для меня лично не имеет большого значения, виновен ли в событиях 11 сентября лично бен Ладен  или не виновен. Доказано это в суде или не доказано. Я думаю, виновен. Но это, строго говоря, моя догадка. Смысл же проводимой операции я вижу не в наказании виновного, вина которого была бы доказана в суде. А в том, чтобы использовать нынешнюю ситуацию как возможность нанести удар по всем международным бандитам, для того, чтобы сократить то мировое пространство, которое находится вне правового поля. Я вижу смысл военных действий в том, чтобы уменьшить финансовые, технологические и людские ресурсы тех людей, которые не хотят жить нормальной жизнью. По закону.

 

Это мой отправной тезис в оценке событий после 11 сентября.

 

Далее. Я согласен с Нодари Александровичем, что 11 сентября не замедлило развитие процессов глобализации. Процессов объективного толка. Я бы так сформулировал свое видение: в краткосрочном плане изменения произошли и, причем, весьма существенные. Суть их состоит в том, что сложился новый глобальный военно-политический альянс. Пусть и на время. Многие страны, в том числе Россия и Китай, действуют вместе с США, поддерживают США, неважно, что внутри этих стран есть люди, которые с этим не согласны.

 

В долгосрочном же плане события 11 сентября не стали кризисом глобализации. Мне кажется, что Нодари Александрович совершенно прав, когда говорит, что у глобализации и вообще у мировых процессов есть своя логика, и 11 сентября может немножко эту логику притушить, приглушить, но процессы будут развиваться и в дальнейшем. И здесь важно иметь в виду, что, несмотря на все трудности, глобализация по своей сути и конечной цели ведет к созданию единого мира, единого экономического, политического и правового пространства. Из такого понимания философии мировых процессов полезно исходить при разработке конкретной политики государств, в том числе и России.

 

Теоретически возможен и иной взгляд на развитие ситуации в мире. Взгляд, согласно которому на нашей планете, в том числе и в случае удачи антитеррористической операции, происходит и будет происходить еще активнее усиление позиций «американского гегемонизма». Китай, по мере экономического роста все больше будет превращаться в державу, способную угрожать соседям и, с другой стороны, сдерживать рост влияния США. Экономический потенциал Японии не находит адекватного военно-политического отражения, что делает Японию также потенциально опасной в обозримом будущем.

 

Однако, заметим по этому поводу следующее. Наш сегодняшний мир, как, впрочем, и всегда, находится в состоянии вечного перехода. Сегодня – это переход от агрессивного политического мышления и компромиссного политического мышления, основанного на балансе сил, к компромиссному мышлению, в основе которого закон и его всеобщая обязательность. Это переход от разделенного на социализм и капитализм мира к миру, развивающемуся на принципах рыночной демократии.

 

Переход только еще осуществляемый и далекий от завершения. Такому «вечному» переходу сопутствуют три логики международного поведения. Одна логика – агрессивная, основанная на силе. Это логика борьбы с международным терроризмом и агрессивными режимами (например, с талибами, чеченскими сепаратистами и т.п.). Здесь сила и соответствующие «политические игры» (например, поддержка Северного альянса против Талибана) имеют право на существование. А при сегодняшних обстоятельствах и являются наиболее эффективными средствами устранить общие для мира угрозы и погасить региональные конфликты. Цель здесь состоит в том, чтобы или подавить силой очаги нестабильности или перевести конфликт в другую плоскость, где действует вторая логика.

 

Это логика компромисса на основе баланса силы. Такой логике соответствует перевод боевых действий в плоскость политических переговоров. Примером подобной логики могут служить внутрикорейский диалог, российско-японский территориальный диспут или сохраняющееся статус-кво между Китаем и Тайванем. Задача здесь состоит в том, чтобы либо решить существующие проблемы в рамках этой логики международного поведения. Либо перевести проблему в плоскость действия третьей логики, логики, основанной на интеграционной мотивации.

 

Логика интеграционной мотивации имеет то преимущество, что позволяет ставить задачи экономического, социального, общечеловеческого со-развития и со-процветания выше старых межгосударственных споров. И тем самым, ведя в далекой исторической перспективе к единому миру, позволяет рассчитывать на новые решения многих национальных и международных проблем в духе концепции «безопасности через совместное развитие».

 

Конечно, жизнь сегодня такова, что не все проблемы и конфликты можно по одному лишь желанию Человека «перевести» в плоскость работы третьей логики, логики интеграционной мотивации. С другой стороны, обнадеживает то, что в мире, – во всяком случае, между наиболее мощными странами – достигнут в целом консенсус по вопросу о предпочтительности применения, условно говоря, логики номер два по сравнению с логикой номер один. И этот консенсус определяет сегодня отношение мирового сообщества к ситуации во всех «горячих точках»: политический диалог признается эффективнее военных действий.

 

Террористические акты против США не должны подорвать данный консенсус. Они лишь показывают, что в мире сохраняются политические пространства, находящиеся вне действия логики политического компромисса. И если из этих пространств исходит угроза глобальной безопасности, то мир готов к новому консенсусу – о применении военной силы против тех, кто живет в политическом измерении, где господствует агрессивное мышление.

 

Теракты против США и глобальная борьба с терроризмом не означают начала новой большой войны и ни в коем случае не снимают вопроса о том, как сделать по тем проблемам, где это возможно, еще один шаг – к преобладанию логики интеграционной мотивации. Задача эта трудная, но ставить ее надо, видя именно в социально-экономическом и культурном со-развитии, а не только и не столько в военном паритете, стратегических полюсах, дипломатических играх, наиболее надежные гарантии региональной и глобальной безопасности и стратегической стабильности.

 

Теперь насчет многополярной системы. По-моему, это вопрос восприятия. Я не сторонник восприятия международных отношений через концепцию многополярности по многим причинам. В том числе и по той, что это дискриминационное восприятие мира. Потому что появляются страны-полюсы и страны, группирующиеся вокруг полюса. То есть, как бы второсортные страны. С точки зрения международного права все страны равны. Тут возникает коллизия: стремясь сдержать однополюсное глобальное доминирование одной страны (США), сторонники многополярности подменяют его многополюсным региональным доминированием. Альтернативу я вижу в концепции единого мира как цели, которую рационально поставить человечеству перед самим собой.

 

И в этой связи я бы вот на что обратил еще внимание. В условиях глобализации происходит интернационализация интересов не только бизнеса, но и бюрократических структур, в том числе интернационализация интересов военных, военно-промышленного комплекса. После «холодной войны» многие представители военной экономики недополучили денег, многие генералы потеряли свои посты. И, естественно, есть стремление у международного военного или военно-производственного сообщества в той или иной степени компенсировать эти потери. И здесь, мне кажется, очень важно сейчас сделать так, чтобы антитеррористическая операция, дух военно-политической коалиции, дух борьбы с терроризмом не привели, не только в США, но в мире в целом, в том числе и в России, в том числе и в Китае, к усилению позиции военно-промышленного комплекса и военных.

 

Как это сделать? Мне кажется, здесь надо вести дело к переходу в будущем к выработке синхронизированной, скоординированной, а затем и единой политики в области развития мировых вооруженных сил. Это будет полезно и для мировой экономики.  Глобальная экономия на военных расходах поможет помочь решить глобальные проблемы бедности, образования и здравоохранения. В годы холодной войны речь могла идти только о добровольном сокращении странами национальных военных расходов. Теперь – можно говорить о глобальной стратегии военного строительства в интересах решения глобальных проблем и безопасности и со-развития.

 

Теперь о Китае. Я не сторонник той точки зрения, что Китай станет каким-то глобальным «полюсом», тем более опасным, кому-то противодействующим на общепланетарном уровне. Дело в том, что возможности дальнейшего ускоренного развития китайской экономики, действительное превращение Китая в мощную страну связаны с активным участием Китая в региональной и глобальной экономической, научно-технологической, финансовой интеграции. Эта связь кардинально изменяет структуру экономических и политических интересов китайского руководства. В последние два года Китай сделал шаг от стратегии открытости к стратегии интеграции в мировую экономику. Китай вступает в ВТО, разрабатывает и предлагает идеи создания зон свободной торговли с АСЕАН, с Японией и Южной Кореей. Новое поколение китайских лидеров, есть признаки того, будет стремиться к активному трехстороннему сотрудничеству в рамках диалога Китай – США –Россия. 

 

И, наконец, о России. Мне кажется, России очень важно взять курс на долгосрочное вписывание в мировую экономику, на долгосрочное сотрудничество с США, с Западной Европой, на долгосрочное использование нынешнего коалиционного духа, коалиционной ситуации для создания подлинно нового миропорядка, нацеленного на единое будущее планеты. Я акцентирую долгосрочность потому что, если ставка будет сделана только на быструю отдачу: снимите с нас то-то, дайте нам то-то и если мы этого вдруг не получим или получим не в той мере, которая кажется для нас приемлемой, то придет разочарование. Это разочарование снова может вызвать всплеск антиамериканизма, который, мне кажется, в России приглушен, но не исчез. И в итоге это приведет к плохим последствиям для России. Почему к плохим? Потому что в современных мировых условиях, и это объективная реальность, хотим мы этого или не хотим, развивать экономику любая страна может только, имея хорошие отношения с США. Без хороших отношений с мировым финансовым лидером ни одну экономику поднять невозможно. Китай, кстати, это показывает. Все конфликты Китая с США решаются очень просто: за столом переговоров, после которых Китай получает экономические дивиденды. В основе этой простоты 120 млрд. годовой торговли и десятки миллиардов американских вложений в Китай.

 

По докладам. Мне очень понравился доклад, который представили Владимир Георгиевич Барановский, Нодари Александрович Симония. Очень хороший и концептуальный доклад. Единственное, с чем я не согласен, относится к тезису о реформировании ООН. Да, ООН необходимо реформировать, но я не считаю, что ее надо реформировать за счет увеличения числа постоянных членов Совета Безопасности, за счет увеличения числа стран с правом вето. Такой вариант отвечает больше духу холодной войны и концепции многополярности: оставьте за нами роль полюса и мы позволим возникнуть еще двум-трем полюсам. В таком подходе просматривается двоемыслие некоторых критиков «американского доминирования». Когда американцы свои преимущества используют, эти критики говорят: о, какие они плохие. А когда речь заходит о России, ведь ее право на вето тоже можно назвать инструментом доминирования, они говорят: наш военный щит и основанное на нем право на вето нужны России, чтобы считаться великой страной.

 

Второй аргумент против расширения состава постоянных членов СБ ООН состоит в том, что принцип формирования этого клуба стран с правом вето был связан с наличием ядерного оружия. Угроза применения ядерного оружия и давала право на вето. Здесь все было ясно: если что, у меня бомба. А вот как Япония и Германия могут обосновать свое право на вето не ясно. Они ведь не могут сказать: если нас не слушают, мы закрываем свою экономику и всем будет плохо. Не могут, потому что в условиях глобализации все экономики глубоко взаимосвязаны.

 

Поэтому, мне кажется, реформирование ООН должно идти по пути создания общепланетарных структур управления. В практическом плане это мыслится реальным, если не говорить сразу о едином парламенте, а двигаться постепенно. Шаг за шагом формируя механизмы аккумулирования и использования глобальных ресурсов для решения той или иной конкретной глобальной проблемы: экология, безопасность, образование, здравоохранение, нищета, глобальные и региональные транспортные и энерго- сети и т.д. О втором направлении я уже говорил – это создание новой системы международного права, которая бы не позволяла национальным лидерам или гражданам прятаться за суверенитет своих стран. Вот такие мои соображения. Спасибо.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги