Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Славин Б.Ф.

1. Под глобализацией я понимаю новую, высшую форму интеграции и интернационализации общественной жизни людей на базе новейших производительных сил, имеющих мировое значение (ядерная энергетика, космическая техника, автоматы, гибкие компьютерные технологии, различные ноу-хау и т.п.)

                             

В этом смысле глобализация представляет из себя начало объективного процесса рождения единого человеческого сообщества, которое преодолевает прежнее разделение труда, государственные границы, экономические, социальные, политические и культурные перегородки. Становление такого сообщества можно проследить в создании единой постиндустриальной цивилизации с ее мировым финансовым рынком, в происходящем на наших глазах переселении народов из отсталых стран в развитые, в перемешивании и ассимиляции различных этносов, в складывании единого языка международного общения и общечеловеческой культуры, в создании единых расчетных карточек, замещающих деньги, в общепринятых правилах транспорта, и т.д., и т.п.

 

Со временем в ходе процессов глобализации должно родиться новое глобальное сообщество людей, которое Маркс называл «человеческим обществом», или «обобществившимся человечеством». В таком сообществе преодолевается отчуждение человека от труда и собственности, власти и культуры, на место  капитала и экономического человека приходит ассоциация, состоящая из свободных и дополняющих друг друга индивидов. Такое глобальное сообщество людей называют по разному: социализм, мегаобщество, синтезное общество, общество реального гуманизма, общество знаний, постэкономическое или информационное общество и т.д. Его контуры легко прослеживаются в системе Интернет, где каждый человек может входить без посредников в связь с информационным пространством мирового сообщества, использовать его интеллект и информацию для своих целей и предлагать свою информацию для использования мировым сообществом.

 

Вместе с тем, успешному становлению такого глобального человеческого сообщества сегодня препятствуют узконациональный характер современных государств и господствующие буржуазные отношения. Они придают объективному процессу глобализации уродливую социальную форму, порождающую различные противоречия, неразрешимые в рамках господствующей социально-исторической парадигмы.

 

Дело в том, что современные производительные силы в отличие от производительных сил начала ХХ века, действительно, переросли капиталистические отношения и существование национальных государств. Отсюда постоянное стремление политических элит сильных стран мира подчинить себе страны слабые, устранить классовых конкурентов в лице социалистических государств, коренным образом изменить существующий мировой порядок, подчинив его интересам транснационального капитала в лице такой сверхдержавы, как США. Противоречие между глобальными производительными силами и их национально-государственной формой приводит к росту социальных и межнациональных противоречий, распространению конфликтов на социальной, национальной и  религиозной почве, усилению различных форм идейного фундаментализма и политического экстремизма

 

Функционирование современных транснациональных корпораций давно вышло за пределы национальных государств. Именно эти компании определяют сегодня идеологию свободного рынка, которая позволяет им выдерживать конкуренцию с различными национальными компаниями, проводить спекуляцию различными ценными бумагами и иллюзорными капиталами, манипулировать общественным сознанием, вывозить грязные технологии и вредные производства в зависимые страны и т.п.

 

Важным событием конца ХХ века, ускорившим процесс глобализации в ее капиталистической форме была ликвидация такой своеобразной супер-ТНК, как Советский союз. Она позволила превратить Россию в полуколониальную страну, начать новый передел мира (конфликт на Балканах тому подтверждение), резко повысить эксплуатацию трудящихся и увеличить прибыли ТНК. О падении стоимости рабочей силы в развитых странах мира в связи с исчезновением Советского Союза в свое время предупреждали левые лейбористы Великобритании, выступившие в начале 90-х гг. против осуществления шоковой терапии в России. Именно деятельность ТНК и таких мировых финансовых организаций, как МВФ, МБ, ВТО и др. сегодня усиливает противоречия между странами Севера и Юга, «первого» и остальных миров, вызывает социальную поляризацию, классовые, расовые и межнациональные конфликты в различных странах мира.

 

На борьбу с этими организациями сегодня поднялись представители разных социальных слоев, рас и национальностей в Сиэтле, Праге, Ницце, требующие поставить под демократический контроль процессы капиталистической глобализации. В этом же русле звучат требования левой и социал-демократической общественности, выдвинутые в Парижской декларации и других официальных документах. Похожее отношение к проблеме глобализации существует и у католической церкви, призвавшей строить международные отношения на началах демократии, справедливости и солидарности.

 

Какие могут быть сценарии и альтернативы современной капиталистической  глобализации? Их немного.

 

Создание монополярного мира под полным господством США. Эту возможность наглядно проследил в своей книге «Глобальный человейник» Александр Зиновьев и в какой-то степени ее с других идейных позиций обосновывает Збигнев Бжезинский в работе  «Великая шахматная доска». Это, по сути дела, сценарий  создания ультраимпериализма на планете, или своеобразной «Железной пяты» в лице современной мировой элиты во главе с США.

 

2.Радикальной альтернативой такому сценарию может быть лишь всеобщий глобальный кризис и последующая за ним новая волна социальных потрясений, реализующих старую идею мировой  революции. Правда, ее предпосылки сегодня трудно прослеживаются в связи с продолжающимся кризисом левого движения и раздробленностью по национальным квартирам международного рабочего класса. Тем не менее, как показывает практика политической борьбы, начавшиеся в прошлом году социальные протесты против политики глобализации имели явно интернациональный характер. Так в Праге в акциях протеста против политики МВФ приняли участие помимо чехов итальянцы, австрийцы, поляки, французы и др. Аналогичная тенденция прослеживается и в других городах протеста.

 

3.Другой альтернативой гегемонии «Железной пяты» в мире может быть уход страны в себя, в национальную замкнутость, связанную с отгораживанием от внешнего мира и объективных процессов глобализации новым  «железным занавесом». По этому пути идет ряд государств, исповедующих идеологию исламского фундаментализма и антиамериканизма. Отечественные идеологи национал-патриотического направления, опирающиеся на данные современной геополитики, предлагают аналогичное поведение и для России. Нет необходимости долго говорить о том, что эта стратегия может лишь законсервировать отсталость страны, изолировать ее от остального мира.

 

4. Противоположный сценарий можно назвать сценарием национального развития страны на путях решительного преодоления отсталости  и освоения позитивных процессов глобализации. Именно этот сценарий лучше всего подходит для России, если она действительно хочет органически вписаться в становление  современной глобальной цивилизации, будущего информационного  и гуманного сообщества.

 

Однако для решения этой задачи нужно по крайней мере осуществить две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, выйти из существующего системного кризиса, в котором страна оказалась в ходе радикальных неолиберальных реформ. Во-вторых, осуществить стратегию интеллектуального и технологического прорыва, выводящего ее из положения аутсайдера среди развитых стран современности.

 

Я не считаю, что Россия «отстала от западных развитых стран навсегда», как думают новые отечественные западники. В тоже время я не думаю, что Россию спасет некая ее историческая уникальность, ее специфическая «русская идея», или мистическая духовность, как считают новые отечественные славянофилы и геополитики-евразийцы.

 

Нельзя согласиться с западниками потому, что в стране все еще сохраняется и имеется значительный технологический, интеллектуальный и образовательный потенциал, на основе которого можно не только осуществить разумную экономическую политику и вывести страну из кризиса, но и создать те необходимые предпосылки для технологического и информационного прорыва, которые выведут ее  на передовые позиции среди других развитых стран. Не случайно «русские мозги» так высоко ценятся в США и Европе

 

Нельзя также согласиться с современными славянофилами, потому что, уверен, без использования того мирового опыта, который накопил Запад в области современной науки, технологии и информатики, нельзя не только осуществить  цивилизационный скачок или прорыв в постиндустриальную эпоху, но и вывести страну из ее современного системного кризиса. Без освоения современных западных технологий и научных идей мы обречены на изоляцию и отставание, так как в них спрессованы общечеловеческие достижения исторического прогресса, без которых невозможно существование ни современной глобальной цивилизации, ни развитой России.

 

Однако все разговоры о прогрессивном будущем России ничего не стоят, если мы не будем смотреть правде в глаза. А правда сегодня такова. Если российский народ будет и впредь терпеть проводившуюся неолиберальную экономическую политику Г.Грефа, которая является, по сути дела, «вторым изданием» политики Гайдара, в свое время осуществившей деиндустриализацию и дефедерализацию страны, Россия не только не будет великой державой: она станет заурядной периферией мира, из природных кладовых которой за бесценок будут продолжать черпаться сырьевые и энергетические ресурсы и сбрасываться вредные отходы мировой цивилизации.

 

В этой связи проблема глобализации для России оборачивается, прежде всего, проблемой изменения ее социально-экономической парадигмы развития, без решения которой, на мой взгляд, страна никогда не выйдет из всеобщего кризиса, никогда на равных не войдет в мировую цивилизацию. И, напротив, если народу удастся освободиться от разрушающей неолиберальной политики и он сможет повернуть страну, например, на социал-демократический путь развития, Россию ожидает великое будущее в становящейся глобальной цивилизации.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги