Славин Б.Ф.1. Под глобализацией я понимаю новую, высшую форму интеграции и интернационализации общественной жизни людей на базе новейших производительных сил, имеющих мировое значение (ядерная энергетика, космическая техника, автоматы, гибкие компьютерные технологии, различные ноу-хау и т.п.) В этом смысле глобализация представляет из себя начало объективного процесса рождения единого человеческого сообщества, которое преодолевает прежнее разделение труда, государственные границы, экономические, социальные, политические и культурные перегородки. Становление такого сообщества можно проследить в создании единой постиндустриальной цивилизации с ее мировым финансовым рынком, в происходящем на наших глазах переселении народов из отсталых стран в развитые, в перемешивании и ассимиляции различных этносов, в складывании единого языка международного общения и общечеловеческой культуры, в создании единых расчетных карточек, замещающих деньги, в общепринятых правилах транспорта, и т.д., и т.п. Со временем в ходе процессов глобализации должно родиться новое глобальное сообщество людей, которое Маркс называл «человеческим обществом», или «обобществившимся человечеством». В таком сообществе преодолевается отчуждение человека от труда и собственности, власти и культуры, на место капитала и экономического человека приходит ассоциация, состоящая из свободных и дополняющих друг друга индивидов. Такое глобальное сообщество людей называют по разному: социализм, мегаобщество, синтезное общество, общество реального гуманизма, общество знаний, постэкономическое или информационное общество и т.д. Его контуры легко прослеживаются в системе Интернет, где каждый человек может входить без посредников в связь с информационным пространством мирового сообщества, использовать его интеллект и информацию для своих целей и предлагать свою информацию для использования мировым сообществом. Вместе с тем, успешному становлению такого глобального человеческого сообщества сегодня препятствуют узконациональный характер современных государств и господствующие буржуазные отношения. Они придают объективному процессу глобализации уродливую социальную форму, порождающую различные противоречия, неразрешимые в рамках господствующей социально-исторической парадигмы. Дело в том, что современные производительные силы в отличие от производительных сил начала ХХ века, действительно, переросли капиталистические отношения и существование национальных государств. Отсюда постоянное стремление политических элит сильных стран мира подчинить себе страны слабые, устранить классовых конкурентов в лице социалистических государств, коренным образом изменить существующий мировой порядок, подчинив его интересам транснационального капитала в лице такой сверхдержавы, как США. Противоречие между глобальными производительными силами и их национально-государственной формой приводит к росту социальных и межнациональных противоречий, распространению конфликтов на социальной, национальной и религиозной почве, усилению различных форм идейного фундаментализма и политического экстремизма Функционирование современных транснациональных корпораций давно вышло за пределы национальных государств. Именно эти компании определяют сегодня идеологию свободного рынка, которая позволяет им выдерживать конкуренцию с различными национальными компаниями, проводить спекуляцию различными ценными бумагами и иллюзорными капиталами, манипулировать общественным сознанием, вывозить грязные технологии и вредные производства в зависимые страны и т.п. Важным событием конца ХХ века, ускорившим процесс глобализации в ее капиталистической форме была ликвидация такой своеобразной супер-ТНК, как Советский союз. Она позволила превратить Россию в полуколониальную страну, начать новый передел мира (конфликт на Балканах тому подтверждение), резко повысить эксплуатацию трудящихся и увеличить прибыли ТНК. О падении стоимости рабочей силы в развитых странах мира в связи с исчезновением Советского Союза в свое время предупреждали левые лейбористы Великобритании, выступившие в начале 90-х гг. против осуществления шоковой терапии в России. Именно деятельность ТНК и таких мировых финансовых организаций, как МВФ, МБ, ВТО и др. сегодня усиливает противоречия между странами Севера и Юга, «первого» и остальных миров, вызывает социальную поляризацию, классовые, расовые и межнациональные конфликты в различных странах мира. На борьбу с этими организациями сегодня поднялись представители разных социальных слоев, рас и национальностей в Сиэтле, Праге, Ницце, требующие поставить под демократический контроль процессы капиталистической глобализации. В этом же русле звучат требования левой и социал-демократической общественности, выдвинутые в Парижской декларации и других официальных документах. Похожее отношение к проблеме глобализации существует и у католической церкви, призвавшей строить международные отношения на началах демократии, справедливости и солидарности. Какие могут быть сценарии и альтернативы современной капиталистической глобализации? Их немного. Создание монополярного мира под полным господством США. Эту возможность наглядно проследил в своей книге «Глобальный человейник» Александр Зиновьев и в какой-то степени ее с других идейных позиций обосновывает Збигнев Бжезинский в работе «Великая шахматная доска». Это, по сути дела, сценарий создания ультраимпериализма на планете, или своеобразной «Железной пяты» в лице современной мировой элиты во главе с США. 2.Радикальной альтернативой такому сценарию может быть лишь всеобщий глобальный кризис и последующая за ним новая волна социальных потрясений, реализующих старую идею мировой революции. Правда, ее предпосылки сегодня трудно прослеживаются в связи с продолжающимся кризисом левого движения и раздробленностью по национальным квартирам международного рабочего класса. Тем не менее, как показывает практика политической борьбы, начавшиеся в прошлом году социальные протесты против политики глобализации имели явно интернациональный характер. Так в Праге в акциях протеста против политики МВФ приняли участие помимо чехов итальянцы, австрийцы, поляки, французы и др. Аналогичная тенденция прослеживается и в других городах протеста. 3.Другой альтернативой гегемонии «Железной пяты» в мире может быть уход страны в себя, в национальную замкнутость, связанную с отгораживанием от внешнего мира и объективных процессов глобализации новым «железным занавесом». По этому пути идет ряд государств, исповедующих идеологию исламского фундаментализма и антиамериканизма. Отечественные идеологи национал-патриотического направления, опирающиеся на данные современной геополитики, предлагают аналогичное поведение и для России. Нет необходимости долго говорить о том, что эта стратегия может лишь законсервировать отсталость страны, изолировать ее от остального мира. 4. Противоположный сценарий можно назвать сценарием национального развития страны на путях решительного преодоления отсталости и освоения позитивных процессов глобализации. Именно этот сценарий лучше всего подходит для России, если она действительно хочет органически вписаться в становление современной глобальной цивилизации, будущего информационного и гуманного сообщества. Однако для решения этой задачи нужно по крайней мере осуществить две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, выйти из существующего системного кризиса, в котором страна оказалась в ходе радикальных неолиберальных реформ. Во-вторых, осуществить стратегию интеллектуального и технологического прорыва, выводящего ее из положения аутсайдера среди развитых стран современности. Я не считаю, что Россия «отстала от западных развитых стран навсегда», как думают новые отечественные западники. В тоже время я не думаю, что Россию спасет некая ее историческая уникальность, ее специфическая «русская идея», или мистическая духовность, как считают новые отечественные славянофилы и геополитики-евразийцы. Нельзя согласиться с западниками потому, что в стране все еще сохраняется и имеется значительный технологический, интеллектуальный и образовательный потенциал, на основе которого можно не только осуществить разумную экономическую политику и вывести страну из кризиса, но и создать те необходимые предпосылки для технологического и информационного прорыва, которые выведут ее на передовые позиции среди других развитых стран. Не случайно «русские мозги» так высоко ценятся в США и Европе Нельзя также согласиться с современными славянофилами, потому что, уверен, без использования того мирового опыта, который накопил Запад в области современной науки, технологии и информатики, нельзя не только осуществить цивилизационный скачок или прорыв в постиндустриальную эпоху, но и вывести страну из ее современного системного кризиса. Без освоения современных западных технологий и научных идей мы обречены на изоляцию и отставание, так как в них спрессованы общечеловеческие достижения исторического прогресса, без которых невозможно существование ни современной глобальной цивилизации, ни развитой России. Однако все разговоры о прогрессивном будущем России ничего не стоят, если мы не будем смотреть правде в глаза. А правда сегодня такова. Если российский народ будет и впредь терпеть проводившуюся неолиберальную экономическую политику Г.Грефа, которая является, по сути дела, «вторым изданием» политики Гайдара, в свое время осуществившей деиндустриализацию и дефедерализацию страны, Россия не только не будет великой державой: она станет заурядной периферией мира, из природных кладовых которой за бесценок будут продолжать черпаться сырьевые и энергетические ресурсы и сбрасываться вредные отходы мировой цивилизации.
В этой связи проблема глобализации для России оборачивается, прежде всего, проблемой изменения ее социально-экономической парадигмы развития, без решения которой, на мой взгляд, страна никогда не выйдет из всеобщего кризиса, никогда на равных не войдет в мировую цивилизацию. И, напротив, если народу удастся освободиться от разрушающей неолиберальной политики и он сможет повернуть страну, например, на социал-демократический путь развития, Россию ожидает великое будущее в становящейся глобальной цивилизации. |
|