Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Сиденко О.А.

Мне хотелось бы обратить внимание вот на какую проблему. Собственно, вопрос, который является одним из ключевых, по моему мнению, это проблема складывания идентичности, формирования идентичности в условиях незавершенного национального государственного строительства в ХХI веке. То есть вопрос, каковы реалии этого ХХI века?

 

Допустим, мы сейчас очень часто используем т.н. сетевую концепцию для анализа особенностей социальной организации. Мы говорим, что ХХI век – это уже не мир формальных организаций, а мир социальных сетей. Возникает такого рода вопрос: что способно продуцировать эти сети в плане идентичности? То есть что там идет изнутри, что может идти изнутри? И это совершенно другие реалии по сравнению, допустим, с Европой. То есть старая Европа имеет уже национальную государственную идентичность, и она как-то там трансформируется. Там тоже идут перемены. А у нас в этих условиях она вынуждена складываться.

 

К сожалению, для России соответственно традиционным является этот конфликт между властью и обществом. И в этом плане государство не является универсальной политической организацией общества или является отчасти в каком-то определенном смысле. А государство выступает именно как аппарат, осуществляющий верховную власть, и власть трактуется как способность навязывать свою волю, но не как способность коллектива достигать коллективных согласованных целей.

 

В этой связи здесь много парадоксов и много очень серьезных проблем. Например, отношение к власти и власть предержащим традиционно негативная и данные социологических опросов это подтверждают. Я хочу некоторые моменты озвучить в плане результатов социологических исследований.

 

Оценка соответственно людей, находящихся сейчас у власти, в среднем по России и по Воронежу. По Воронежу это еще более пессимистично и негативная оценка. Август 2007 года – опрос. Считают, что люди озабоченные только своим материальным и карьерным благополучием: в Воронеже – 64 процента, в среднем по России – 60. Соответственно позитивная оценка – это хорошая команда политиков, ведущая страну правильным курсом: по России – это 10, по Воронежу – 4 процента.

 

Но при этом население продолжает «выливать помои из окна». То есть мы говорим, что власть плохая и ничего не делает, но мы-то не собираемся чего-то делать сами на уровне соответственно таком локальном.

 

В этом плане основания для самоорганизации, действительно, крайне слабы. Вот затронули проблему пробок. Доходит в Воронеже до идиотизма. Есть перекресток возле «России» очень такой неприятный. Если там какая-то авария происходит, то стоят в четыре стороны все и часами стоят. Но самое страшное, когда народ пытается проехать, и уже не важно, по какой полосе, в каком направлении и уже не сообразуясь с рядом едущих. Вот он встал посередине, перегородил все четыре возможности выехать и всё, народ полтора часа стоит. Представляете, какие выражения при этом употребляются в этой очереди. Выбегают, идут пешком. Бесполезно. Соответственно народ сам страдает от таких своих сиюминутных, эгоистичных, несогласованных решений, но при этом менять что-то в этом отношении не собирается. Боюсь, что это достаточно типично.

 

Еще один момент, который хотелось бы соответственно затронуть, это то, что у нас из-за того, что власть и общество существуют как бы в разных плоскостях, живут, собственно говоря, в параллельных мирах, политика напоминает «рынок лимонов», если пользоваться терминологией Акерлофа, т.е. типичная ассиметричная информация. При этом соответственно государство для общества предстает, как обезьяна с гранатой, от которой неизвестно чего ждать. В любом случае содаптироваться как-то сумеем; вырабатывавшаяся десятилетиями привычка. И общество для государства выступает в такой же ипостаси.

 

Здесь уже как бы момент не только локального недоверия или недоверия в обществе, но и тотального недоверия между обществом и властью. Тот самый, когда высокий уровень социального недоверия ведет к вертикальной зависимости. Та, в свою очередь, не порождает таких благоприятных условий для динамичного развития и т.д. То есть вечный этот замкнутый круг, из которого как-то, действительно, надо выходить.

 

Из личного такого преподавательского опыта. Думающие студенты, которые задают вопрос, он проклятый вопрос истории России: что делать? Кто виноват – этот как бы отдельно, а вот что делать? Хорошо, всё вот так. А что мы можем сделать, что возможно в этой ситуации, как нужно изменить ее практически в этом плане. Хорошо, что задумываются над такими вещами, потому что на самом деле интерес-то к политике у общества, в общем-то, не велик. То есть основная масса населения просто решает свои проблемы, и вопросы власти не касаются вообще никого и никак.

 

Вот один пример анкетирования в ходе избирательной кампании. Общественные организации проводили опросы, и респоденты просили выявить, высказать свои какие-то симпатии по отношению к партиям. Иногда в одну кучу валили «Единую Россию», СПС, «Яблоко» и вообще всех просто. Говорят, почему, собственно, вы считаете, что они должны быть у власти, вы им не доверяете? – А надоели все. Или все они у власти. - Как же у власти? Эти вообще в оппозиции, у власти давно не были. – А какая разница, а все равно.

 

И вот такое отношение достаточно типично. При этом говорить о сознательных, рациональных практиках в поле политики, к сожалению, у нас не приходится. Да, какие-то рациональные практики бывают в плоскости социальной или экономической. Да, мы действительно умеем считать какую-то свою выгоду и поступать адекватно сложившийся ситуации с учетом степени риска, степени объективности информации и т.д.

 

В политике нередко это либо какое-то фиктивное поведение, либо голосуют за Жириновского, потому что «прикольно». Программу вообще не читал в упор. В результате по такому отношению и программы соответствующие. Если вчитаться, то волосы же дыбом встают и не только по этому поводу. То есть власть не берет на себя труд объяснять, как технологически она будет реализовывать те или иные свои цели, и общество, в общем-то, и не спрашивает.

 

Здесь надеяться на то, что будет какая-то осознанная идентичность, тем более идентичность как отношение самоидентификации себя с неким политическим сообществом, боюсь, что, в общем-то, не приходится. К сожалению, мне кажется, эта проблема очень трудно решаемая.

 

И последний момент, который хотелось бы отметить. Это конфликт между целями стратегическими и тактическими. В условиях высоких рисков, в условиях нестабильности, к сожалению, это действительно конфликтная ситуация. Когда достижение целей тактических, сиюминутные выгоды получения препятствуют достижению целей стратегических, перспективных. И просто не видится горизонта совершенно. Для достижения стратегических целей надо жертвовать чем-то сейчас, а жертвовать не хочется, потому что соответственно неизвестно, что будет потом. А получишь ли вообще что-нибудь в этом отношении? И так ведет себя и элита, и так ведут себя, собственно говоря, и граждане.

 

Поэтому иногда поведение кажется рациональным, а иногда кажется выражением в крайней степени идиотизма, потому что с учетом стратегических каких-то вещей это явно проигрышный вариант. Вот еще такого рода замечание. Спасибо.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги