Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Козлов Д.В.

Я под впечатлением обоих докладов, но для меня они, очевидно, методологически различны. То есть, в одном случае – в случае Алексея Алексеевича - мы говорим о каких-то историософских выверенных вещах. Я сам не люблю историософию, но, тем не менее, какая-то джазовая пьеса Алексея Алексеевича на тему славянофилов-западников новом исполнении мне очень понравилась. А в другом случае, конечно, это традиционно социологическое исследование, причем достаточно выполненное. Речь идет об очень тонких вещах, связанных с какими-то ценностными изменениями в нашем обществе.

 

Я хотел бы соблюсти какие-то правила игры, потому что мне достаточно сложно говорить о России вообще. Может быть, имеет смысл взять какой-то региональный момент. Это было бы, с моей точки зрения, более уместно.

 

С этой позиции я хотел бы покритиковать термин Алексея Алексеевича. У него достаточно часто присутствует в хорошем смысле правокативность. Но термин о советской культуре как о каком-то отрицании, например, русской и перечеркивании советской культуры, с моей точки зрения, с советской культуры не все так просто.

 

Тут о двух позициях я хотел бы сказать. Во-первых, если мы говорим о региональном моменте, то я бы еще хотел очень важный момент подчеркнуть, что на уровне, например, моего родного региона у нас очень интересным образом все идентичности, связанные с досоветским периодом, с советским периодом, с постсоветским периодом, очень интересным образом взаимодействуют. И никоим образом досоветская идентичность, скажем, никуда не уходила и не уходит, потому что в моем родном городе есть понятие «декабристский миф», и декабристская мифология это своего рода такой какой-то культурный регулятор жизни. Затем если мы возьмем какой-то советский период, то там тоже сложнее. Как пример - улицы родного города, т.е. они несколько раз переименовывались. Вот одна из улиц сначала была имени Троцкого, а теперь она улица Дзержинского. Но рядом на этой же улице Дзержинского, буквально сейчас, открыта торговая площадь имени Павла Чекетова. Вам ничего не говорит это имя. Павел Чекетов – это человек, не совсем прозрачно скопивший свое состояние, владелец половины Иркутска и павший от руки заказного убийцы. Но вдова Павла Чекетова – одна из влиятельных региональных леди, в данный момент входящая, скажем так, в пул областной администрации, владелица заводов регионального разлива, пароходов, газет и т.д., и т.п. Интересным образом у нас с вами есть улица Дзержинского и рядом эта торговая площадь имени Павла Чекетова. Это не улица. Муниципалитет не давал разрешения на название этой торговой площади имени Павла Чекетова. Это зарегистрировано как акционерное общество именно с таким названием, и это как бы вывеска над торговой площадью имени Павла Чекетова.

 

Реплика. Они обошли закон.

 

Козлов Д.В. Да. В принципе это происходило вне обсуждения какой-то региональной общественностью какой-то охраны памятника, потому что это центр города. Иркутск традиционно бицентричный: у него есть торговый центр и есть властный центр. Это еще повелось с ХIX века и до сих пор, кстати, сохраняется, т.е. как бы в городе два центра.

 

Сейчас в отличие от центра России в постперестройку у нас не происходило обратного переименования. У нас улицы сохранили свои советские названия. В этом контексте игра этими символами продолжается и актуализируется. Можно привести здесь пример, связанный с Колчаком. Тоже различные варианты. Знаете, что Колчак погиб, был расстрелян непосредственно в Иркутске, причем есть целый миф в Иркутске опять же не о декабристах, а о Колчаке. Сейчас, например, это связано с тем, что у нас есть Харлампиевская церковь, где венчался Колчак с Тимошовой. Но проблема в том, что у него уже была жена в Париже и, скажем, боевая подруга в Иркутске. Одновременно сейчас открыта камера, - причем тюрьма-то действующая в Иркутске, - где стоят восковые фигуры Колчака и красноармейца. Вы можете туда за деньги зайти, вас закрывают, и вы чувствуете какой-то момент сопричастности к истории. Одновременно памятник Колчаку (архитектор Клыков, это одна из его последних работ) и одновременно у нас есть краеведческий музей. Это бывшее Восточно-Сибирское географическое общество – памятник в очень интересном архитектурном стиле (сибирское барокко) и по фронтону идут имена известных полярников.

 

Недавно, уже при новом губернаторе Тишанине, на этом фронтоне торжественно было выбито уже название «Колчак» (непосредственно как полярник). И здесь возникает напряжение в смысле, потому что к Колчаку отношение не однозначное. То есть у меня любимый только лейтенант Шмидт, который появился не в том месте и не там. То есть глобальность задач не соответствовала. Тут мы уже начинаем какие-то исторические споры, и я не хотел бы в них вдаваться. Но есть какое-то напряжение на региональном уровне, скажем, пространства, где эти смыслы начинают между собой каким-то образом играть, и тут нет однозначного ответа – хорошо или плохо, но есть какая-то память. Или на уровне даже, скажем, названия улиц, это какая-то акция. Там вывешены какие-то старые названия, т.е. таблички.

 

То есть в этом смысле такое лобовое противопоставление «советское», «досоветское», «постсоветское», может быть на уровне региональной памяти и размышления, локальности ... существования, не очевидно. То же самое, если вы возьмете советский период модернизации моего родного региона, тоже понятие «Братскстрой», как какой-то там крупнейший трест, и какие-то вещи, связанные со строительством Братской ГЭС и с Евтушенко, и пошло и поехало. То есть, это достаточно сложная мифология, которую хотите ли вы ее перечеркнуть или хотите возвеличить, она как бы развивается своим каким-то ходом, своим ритмом.

 

Возвращаясь к более глобальным размышлениям о путях и о развитии советской культуры, я хотел бы сказать, что не все так просто. Если вспомним большевистский проект, то и Владимир Владимирович Маяковский, Исаак Бабель, Сергей Эйзенштейн и, естественно, Дзига Вертов, т.е. это люди, которые отнюдь не просто дружили с большевиками. Они непосредственно как бы были частью этого проекта. Если мы возьмем образы Эйзенштейна из «Октября» или Дзиги Вертова «Шестая часть суши». Один человек придумал, скажем, СССР на уровне картинки, а другой придумал штурм Зимнего на уровне опять же картинки. И это было частью какой-то творческой потенции этих интеллектуалов. Конечно, они все очень плохо закончили, как мы знаем. Но, тем не менее, они плохо закончили не по желанию власти, а из какой-то собственной интенции. Мы знаем, что Бабель настолько уже приблизился – последний знаменитый роман о чекистах, что он из первых рук захотел получить информацию. Или Владимир Владимирович Маяковский тоже требовал наган и личный автомобиль. Это не просто манипуляция, скажем, бедными интеллектуалами. Это работа с четко поставленными целями.

 

Я хотел бы привести интересный пример по поводу диалогов интеллектуалов власти. Как мы помним, было три знаменитых диалога (у Иосифа Виссарионовича Сталина было много диалогов) с интеллектуалами – с Пастернаком, Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и с Шостаковичем. И судя по записям, мы знаем, что на вопрос Сталина о Мандельштаме Пастернак сказал (я перефразирую), что я не сторож брату моему. На что Сталин ответил, что большевики своих друзей в беде не бросают. Михаил Афанасьевич в ответ на вопрос о своих планах стал писать пьесу «Батум», как мы знаем.

 

А вот самое интересное – момент Дмитрия Шостаковича. Когда его Сталин спросил о том, как дела, он сказал, что тошнит. Ему действительно просто было плохо в этот момент. Но опять же, возвращаясь к Эйзенштейну, если мы возьмем Седьмую (Ленинградскую) симфонию, по каким-то современным музыковедческим исследованиям мы знаем, что знаменитый мотив немецкого нашествия возникает задолго до 41-го года.

 

Я просто говорю о том, что есть какие-то силовые линии советской культуры очень тонкие, очень сложные, и они не сводятся просто к проклятой большевистской власти и к интеллектуалам, которых она или привлекает или которые противостоят из-за рубежа этой власти, т.е. есть какой-то искус властью. И не все этот искус властью выдерживают.

 

Тут я в поддержку к Алексею Алексеевичу хотел обратиться. Он сам сказал, что интеллектуал сгорает во власти. Но примеры уже постсоветской власти и Витаутас Ландсбергис, Константин Гамсахурдия, Ильчибей – все гуманитарии. Ландсбергис – блестящий знаток Черлёниса, Гамсахурдия – историк-писатель. В результате мы видим, что происходит во власти, когда такие люди приходят непосредственно.

 

Эти взаимоотношения власти и интеллектуалов очень сложны. Они не сводятся просто к обслуживанию власти. Тут требуется более сложный аппарат для анализа.

 

И еще очень важный момент по поводу второго доклада. Я уже спрашивал Владимира Васильевича о концепции солидарности и её ценностей. Это очень интересная тема. Об этом говорит не только Владимир Васильевич. Он говорит о том, что понятие «солидарность» станет каким-то основополагающим моментом, будоражащим постсоветские общества не только на территории постсоветского пространства, но и Восточной Европы.

 

Я хотел бы сказать по поводу этой солидарности, что, может быть, здесь стоит ставить вопрос не так просто, что она или есть или ее нет, а можно ставить вопрос в каких-то её разных формах. Понятие теории социального капитала и понятие доверия, не буду всё это пересказывать. И очевидным образом просто, смысл какого-то постсоветского развития это невозможность преодолеть узких рамок этой солидарности. То есть солидарность есть, но она циркулирует в замкнутых пространствах, в пространстве тех же самых автомобилистов, не преодолевая, скажем, не выстраивая этот мост через реку, когда к этим автомобилистам подключатся сначала трактористы, потом летчики и пенсионеры и т.д., и т.п. Когда возник этот момент, то, что называется у Френсиса Факуямы, - расширением радиуса доверия.

 

С этой точки зрения индивидуалистичность – об этом Факуяма и говорит о доверии, в этом смысле сравнивая или противопоставляя США, Японию и Россию, что Россия, да, действительно, атомизированное пространство. Но парадокс в чем? Что в этом атомизированном пространстве, который у российских современных социологов получает самые разные названия, возникает эта ситуация взаимоотношения этих замкнутых узких групп по принципу именно доверия циркулирующего только внутри этих групп и «серой зоной», которая возникает между этими группами.

 

И здесь надо обратиться к такому классическому примеру, который больше всего беспокоит москвичей, - это проблема пробок. Что мы имеем? Моя интерпретация. Мы имеем конкретно какой-то стопроцентный вариант западного стандарта потребления: ориентация на новые машины и т.д., и т.п. Но одновременно возникает классический вариант то, что называется трагедией общин. То есть эта невозможность договориться на уровне автовладельцев между собой, как они будут использовать эту дорогу, - это классический вариант, в моем понимании, о чем размышляют неинституциональные теоретики в экономике и в социологии.

 

Трагедия общин, как вы знаете, возникает в результате невозможности договориться о том, как использовать общие какие-то вещи. Возникает как бы частная стратегия, она не оптимальна, но она очевидна, скажем, для частного владельца.

 

Единственный институт, который приходит и может вывести нас из этого тупика, это государство. То есть в этом смысле получается, что проблема этого циркулирования доверия в узких рамках одновременно выстраивает такое понятие «шизофреническое общество», хотя, конечно, по определению это невозможно. Можно использовать как метафору. И возникает ситуация глубокого недоверия к государству, потому что доверие только к своим и только в этих узких рамках, но одновременно это недоверие – это основа возвышения государства, потому что оно становится единственным медиатором, которое позволяет каким-то образом все-таки разрешить эти пробки. Оно не решает, естественно, но хотя бы не сводить это на уровень отстрела других людей в других в машинах и прокалывания им шин. Уже стреляют. Эти пробки не только в Москве, но и в моем родном городе. Сейчас во всех российских городах, как вы знаете, проблема пробок. То есть тут очень интересный момент этой интерпретации, каких-то совмещений. Спасибо.

 

Возникло очень много таких мыслей. Еще можно говорить по поводу перезахоронения, исторической памяти. Здесь же тоже не мы одни. Возьмите Польшу – бедного Ярузельского, которого судят, а с другой стороны, работает целый институт, который достает эти все дела, чем занимались в советское время. Есть замечательная книжка - «Политика мертвых тел» по поводу отношения к прошлому и т.д.

 

Здесь проблема в том, что сейчас мы этого не решим, естественно. Спасибо. Извините.

 

Кувалдин В.Б. Спасибо, Дмитрий Викторович. Ольга Анатольевна Сиденко – Воронежский государственный университет.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги