Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Юсуповский А.М.

Спасибо. Я бы хотел отнестись к уже упомянутой проблеме, а именно к проблеме раздвоенной или как тут было сказано «шизофренической» идентичности.

 

Горбачев М.С.. Это нормальное состояние, а именно люди в смутное время ищут. О них информация, идет и жизнь давит, а вы их все сразу записали и в шизофреники.

 

Юсуповский А.М. Я, Михаил Сергеевич, цитирую Иосифа Евгеньевича, и не считаю «шизофрению» ругательством. Действительно, расщепленность этого сознания часто проявляется. И это не достоинство, не недостаток, а это просто объективное следствие идущего процесса «афроамериканизации» России. Одни поднимаются наверх, другие опускаются вниз, одни оказываются ближе к Америке, другие к Африке. Кстати термин «Бельиндизация», оказывается, давно применяют для характеристики Бразилии и других стран Латинской Америки, т.е. Бельгия, Индия в одном флаконе. И вот эта, собственно говоря, расщепленность и есть и в этих странах и в современной России, и порождает «шизофрению».

 

Я честно предупредил Алексея Кара - Мурзу, что буду полемизировать, и искренне благодарен ему за постановку вопроса и возможность отточить в полемике с его концепцией свою контраргументацию.

 

Хотел бы поддержать тезис А.Липкина применительно к предложенной дихотомии: «европейскости» и «евразийскости». А те ли способы категоризации мы применяем к анализу проблемы? Не слишком ли это плоская дихотомия, которая не позволяет нам адекватно отфиксировать всю многомерную сложность реальности?

 

У Данилевского – автора концепции культурно исторических типов, в работах есть такой термин: «европейничанье», которое я бы не путал с «европейскостью». Мы говорим, что у нас есть европейская субкультура, противостоящая евразийской власти. Но является ли это аксиомой, или это всего-навсего теорема, которую надо еще доказывать? Иначе мы так далеко можем пойти в поисках «европейскости» и клеить этот ярлык всюду. Или мы будем арабских шейхов, которые живут в Англии - где-нибудь в районе Даунинг-стрит, тоже «европейцами» называть?

 

Алексей обильно ссылался на пример русской литературы. Я тоже для пояснения мысли позволю себе маленький экскурс к Герцену «Былое и думы». Там был эпизод про беседы английского либерала вига с отечественными аристократами. Пока идёт беседа - всё хорошо - виг умиляется: да они же почти что наши просвещённые либералы-виги! А когда потом узнают, что у этого «либерала» огромное количество крепостных душ, с которых он «семь шкур» сдирает, то у него наступает «когнитивный диссонанс» - как это называют психологи, изучающие процессы познания.

 

Какова изнанка такой постановки вопроса о «европейскости» и взаимоотношениях с ней? А мы не идеализируем, не мифологизируем Европу, которая очень жестко, порой, реагировала в отношении России. Мы говорим: «ужасы большевизации…». И нам Европа подсказывает, что большевизация – это чуть ли не продолжение традиций Ивана Грозного и «ужасной жестокости» русского национального характера. На Западе кое-кто очень любит такую преемственность проводить. Но разве может быть понят большевизм вне Европы, а его практика вне традиций якобинства? С которых брали образец. Марксизм – это тоже чисто европейское порождение, но у нас он давал необычные социально-политические амальгамы и весьма причудливые сплавы.

 

Не будем также забывать, что наши распростёртые к Европе объятия часто наталкиваются на неприятие и отказ включать нас в Европу, ну разве что в пределах лакейской или прихожей.

 

Не будем также забывать, что в принципе фашизм, нацизм это тоже порождения Европы. А наш европоцентристский либерал-фундаментализм гораздо ближе к большевизму, нежели даже готов сам признать. Если у нас есть большевики, то в лице Чубайса. Помните, как Госкомимущество проводило приватизацию? Да там с каждого региона процентовку требовали, в точности как при коллективизации.

 

Иными словами, я хочу строго очертить тезис: если мы говорим о «европейскости», о нормах ценностях и т.д., то мы должны разделять «европейскость» как субкультуру, и «европейскость» как некий инструментарий, средство достижения целей. И помнить, что результат детерминируется почти всецело не провозглашаемыми целями, а применяемыми средствами.

 

И тогда противопоставлять, мне кажется, европейскую культуру или субкультуру и евразийскую власть не совсем корректно. И когда Алексей нормально, корректно, цивилизованно формулирует тезис: «Пушкин должен победить Ленина», я не уверен, что это европейский по духу тезис. Мы-то прекрасно знаем, что если у нас «враг не сдается, то его уничтожают». А почему, собственно говоря, Пушкин должен победить Ленина? Скорее у нас Пушкин победит Маяковского, Горького и он должен победить всё, что с этим «проклятым красно-коричневым совком» связано. Разве не так ставили ещё недавно вопрос евроцентристы-либералы? Жестко и однозначно: не «примирить» Пушкина с Лениным, а именно разгромить и победить.

 

Итак: у нас есть миф о Европе. А потому социологи, тот же Петухов выясняет, что кое в чём у нас даже более индивидуализированное сознание, нежели в Европе. И если уж возьмёмся «перегонять Европу», то легко перегоним эту Европу по «европейскости», исходя из мифологизированных представлений о той самой Европе. «Европейничанье» - это страшная болезнь и страшная сила, особенно когда это сливается с живым творчеством масс, как говорил Михаил Сергеевич.

 

Сейчас в Испании, например, принят закон, продолжающий эту линию на примирение: так сказать, «закопали топор гражданской войны», общий мемориал, законодательство, которое призвано, хоть отчасти, зарубцевать раны гражданской войны. Даже католический клир говорит о том, что они не совсем там были однозначно правыми, поддержав мятеж против республиканцев. И это при том, что республиканцы тоже в отношении к католической церкви много гадостей сделали. Но не ставится сейчас вопрос ни во Франции, ни в Англии, чтобы «перекопать» куда-нибудь или переместить Кромвеля или проклясть Робеспьера.

 

Соловей В.Д. Кромвеля уже выкапывали.

 

Юсуповский А.М. Но когда они это делали? Сейчас он у них в пантеоне героев, его именем танки в войну называли. И, повторяю, реально практический выход к европейскости мне видится именно в достижении нормального уровня толерантности, нормального отношения к собственной истории. Не надо делать из неё отдельные символы выковыривать, а другие соскребать. Тем более, что если мы нас сегодняшних «поскребем», то выяснится, что один дед за «красных», другой дед за белых. Так что мне, так и «выкапывать» то одного, то другого деда?

 

Если всерьёз говорить о «европейскости», то следует относиться с уважением к истории и читать в этой книге истории и «черные» и «белые» страницы. А в этой книге есть место и Ленину и Пушкину.

 

И в заключение о многомерности национальной идентичности:

 

Нацию я рассматриваю по аналогии с химическим элементом «карбон», который в одной своей ипостаси может быть графитом, в другой – может быть алмазом, в третьем – углем, но остаётся углеродом. Есть нация, выступающая как этнос, нация, выступающая как социальный организм, нация, выступающая политически как элита этой нации, которая через национальную политику навязывает свои интересы, выдавая их за общенациональные. А к этому еще добавляется сегодня цивилизационный аспект. То есть получается такой мифологический Протей, который постоянно меняет свои очертания и функции во взаимодействии с другими нациями.

 

Но очень важно различать эти аспекты: два человека могут взаимодействовать по-разному. Как «этнофоры» - носители этнических системных качеств, это один конфликт. Но когда латышские крестьяне и остзейские бароны, например, конфликтуют – тут еще накладывается социальный конфликт и получается прямо бинарное оружие, даётся дополнительный мощный импульс. Или как ирландские арендаторы с английскими лендлордами. Это не просто социальный, не чисто национальный, а это и этнический, и конфессиональный, и где-то даже цивилизационный конфликт. Уверен, что цивилизационный конфликт на Балканах потому и был таким взрывоопасным, потому что там накладывалось одно на другое. И такой триггер давал куммулятивный системный эффект сверхразрушительный по мощи.

 

И есть еще один важный момент, для понимания структуры и характера национальной идентичности. Я бы уподобил его генной модификации продуктов. Когда мы говорим просто о русской, например, национальной идентичности, т.е. это можно сравнить с обычной картошкой, которая росла-росла и выросла, ее навозом удобряли. Органическая такая идентичность. А есть генно-модифицированная, когда идентичность внедряется информационными технологиями, фактически интериоризируется конкретная идеология: ты - русский, поэтому ты должен то-то и то-то: «настоящий русский всегда ненавидит «черных», он ко всем «чёрным» относится негативно и т.д.. Вот эта генная модификация создаёт амальгамы под видом национальной идентичности, которые надо «расклеивать», если мы хотим понять ее структуру.

 

Мне кажется, что с европейскостью и евразийскостью дела обстоят аналогично. Можно быть евразийцем как бы органическим, а можно быть евразийцем в духе молодых экстремистов, которые чем эпатажнее, тем в своих глазах выглядят «круче».

 

Мне кажется, что пока мы не разберемся с этой генно-модифицированной европейскостью, мы так и будем видеть ярлыки, а не на суть процессов. В свое время в 1993 году Олег Румянцев делился со мной парадоксами: вот уж, говорил он, не думал, что доживу до того, чтобы коммунисты окажутся главными защитниками демократических принципов. Да что Румянцев, уже и либеральная английская «Гардиан» недавно в статье об угрозе российского авторитаризма дописалась до того, главным препятствием на пути авторитаризма, последним оплотом демократии назвала КПРФ.

 

Именно поэтому, выступая в защиту демократии и либеральных принципов, я вынужден полемизировать с демократом и либералом, который хочет выкопать, перекопать, «подчинить Ленина Пушкину», «победить с помощью Пушкина Ленина», потому что уверен: мы начинаем с Пушкина, а заканчиваем танками.

 

И говоря о европейской субкультуре в России, я бы посоветовал: во-первых, демифологизировать Европу и не путать процесс с «европейничаньем». У нас, к сожалению, даже самых проевропейских политиков «поскребешь», а оттуда вообще какой-нибудь рыжий большевик вылезет на броневик.

 

Так что «европейскость» в России не есть данность, а только задача, которая очень часто даже не осознается как задача. Но именно построение этой «европейскости» - путь магистрального лечения от расщеплённого сознания, от шизофрении, о которой упоминалось в начале. Спасибо.

  

Кувалдин В.Б. Спасибо, Александр Максимович. Сейчас слово предоставляется Дмитрию Викторовичу Козлову. Он представляет Иркутский государственный университет.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги