Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Здравомыслова О.М.

Оба доклада, несомненно,  дают импульс к размышлению, но мне показалось особенно интересным то, что получается из  соединения двух взглядов на современное российское общество  – социально-философского (у А. Кара-Мурзы) и социологического (у В.Петухова). Становится очевидно, что вопрос об идентичности  постсоветского общества («что такое Россия?») имеет смысл только во взаимосвязи с вопросом о направлении социальных изменений («куда идет Россия?»).

 

В докладе А. Кара-Мурзы за исходный пункт берется проблема цивилизационной природы России, как она была сформулирована в русской дореволюционной социально-философской мысли. Тогда в спорах западников и славянофилов началось становление русского социального разума, который  еще сильно уступал русскому художественному разуму. В ХХ веке эта традиция социального - философского мышления подверглась разрушению и искажению, была лишена возможности свободно развиваться, что привело к резкому снижению уровня социальной рефлексии. В этом, на мой взгляд, состоит одна из глубинных причин того, что изменения и катаклизмы, происходившие в России на протяжении ХХ века, каждый раз делали столь трудно разрешимой проблему следующего исторического шага. Именно это констатирует концепция «дуальной идентичности», предложенная  Кара-Мурзой, который, по сути дела, доказывает, что идентификационный поиск России, заходит в тупик, поскольку в рамках евразийской дуальной модели не разрешается проблема «органичного согласования» двух ее «ипостасей», воплощенных в «пространстве культуры» и «пространстве власти». Российское общество, таким образом, только отдаляется от понимания главных вопросов, поставленных его  историей.

 

Кажется, невозможность согласования культуры и власти признает сам А.Кара-Мурза, когда он говорит, что в России «Пушкин должен победить Ленина». Но «Пушкин» и «Ленин» - грани все той же русской культуры. Между ними, несомненно, существует глубокая связь, которая обнаруживается в огромном событии Русской революции, если решиться по-настоящему ее понять и объяснить. Но, обратившись, например, к состоянию современной дискуссии о ее ключевом этапе - Октябрьской революции, замечаешь, в первую очередь, отсутствие общественного консенсуса по поводу ее смысла, значения и результатов. В отличие, скажем, от французов, которые признают, что жестокая, кровавая Французская революция связана для них с началом парламентаризма, права и осознания национальной идентичности, российское общество, спустя 90 лет после событий 1917 г. раскололось на тех, кто заявил, что Русская революция - «черная дыра», и тех, кто считает, что она обеспечила огромный социальный прогресс.

 

Эти две части общества, тоже обозначают «две ипостаси» постсоветской идентичности, и они, скорее, готовы к  противостоянию и расколу, чем к конструктивному диалогу. То же доказывает и В. Петухов, который социологически обосновывает, что «общество «зависло» на промежуточной стадии между распадающейся советской идентичностью и так до конца не состоявшейся российской». Таким образом, проблема идентичности сливается с вопросом «куда идет Россия», который является стержнем в исследовании изменений ценностных представлений.

 

Мне хотелось бы подчеркнуть сделанный В. Петуховым вывод: хотя «мировоззренческие и идеологические установки  россиян» меняются  на протяжении всего постсоветского периода, по-прежнему отсутствует «общественный консенсус по базовым ценностям». Оказывается, что новые  социальные ценности плохо согласуются с прежними, образуя неустойчивое соединение, разнородные элементы которого опираются на довольно туманное представление о «порядке»,  несущее  в себе разные и зачастую, противоположные смыслы. Такая ценностная структура соответствует, с одной стороны, общественной ситуации «с открытым финалом», и кажется, предполагает свободу выбора между разными социальными сценариями. С другой стороны, стоящие в одном ряду ценностные представления о  свободе,  патриотизме, стабильности, русской национальности, материальном достатке и  правах человека при доминирующей идее порядка  и справедливости, свидетельствуют о том, что болезненная для общества ситуация переходности не только не преодолена, но блокирует и постепенно разрушает массовые представления о самой возможности социальных и политических изменений.

 

При таком положении любой социальный сценарий одинаково вероятен, но любая модернизационная  стратегия  трудно осуществима.  Одновременно, в обществе усиливается тревога, связанная с тем, что, несмотря на стабильность, проблемы, которые соединены в наиболее значимых для российских граждан ценностях (порядок, справедливость, свобода), не решаются. В Петухов показывает, что самое яркое свидетельство этого состоит в нарастании социального напряжения по линии «богатые» - «остальное население». Это главное противостояние не может не подрывать формирующиеся в самые последние годы основания социальной идентификации россиян (сильное государство, национальные интересы) и создает основу для распространения взрывоопасного  комплекса  националистических идей и настроений.

 

Именно в этом состоит скрытая сторона (и латентная социальная функция)  процесса  прогрессирующей  деидеологизации и деполитизации, который В. Петухов, основываясь на результатах пятнадцатилетних исследований, называет «общим вектором изменений» постсоветского общества.  На мой взгляд, речь идет, скорее, о векторе настроений, но не о направлении социальных изменений. Вместе с тем сдвиги, зафиксированные в массовом сознании, свидетельствуют как об исчерпанности традиционных  представлений о российской идентичности, так и об обострении проблемы ценностного консенсуса в современном российском обществе.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги