Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Шестопал Е.Б.

Я бы хотела обратить внимание присутствующих на то, что мы сегодня обсуждаем. Мне кажется, что здесь возникло несколько ключевых вопросов, на каждый из которых я коротко попробую отреагировать.

 

Прежде всего вопрос о том, есть или нет динамика ценностей. Это в основном я отношу к докладу Владимира Петухова. Мне кажется, что в докладе было очень точно показано, что, конечно, мы не то, что вышли из точки «а» и вернулись в точку «а». Безусловно, динамика даже в постсоветский период существует и существует очень серьезная.

 

Я в данном случае опираюсь не только на исследования, которые проводил Петухов В.В., у нас есть собственные политико-психологические исследования, которые мы проводили на протяжении всех этих лет, которые, как и данные В.В.Петухова показали, что даже на протяжении последних 7-8лет произошли очень серьезные ценностные сдвиги. Причем сдвиги эти касаются как восприятия основных ценностей, - это и свобода, и справедливость, и равенство, и солидарность и другие, и само государство, и демократия.

 

Эти сдвиги были связаны, как мне представляется, с двумя моментами. Во-первых, с тем, на что обратил сегодня  внимание Иосиф Евгеньевич Дискин, когда говорил о том, что есть с одной стороны, некие парадные ценности, а с другой - практики или скрытые ценности. Вы упоминали просто о том, что это разные вещи. Я согласна с этим абсолютно. Почему? Потому что это раздвоение сознания. Алексей Кара-Мурза очень красивым словом «дуализм» его обозначил, а Дискин  прямо сказал, что это социальная шизофрения.

 

Я думаю, что действительно в политической жизни 1990-х имела место такая шизофреническая раздвоенность и даже растроенность массового политического сознания в том смысле, как, например, в одном из наших исследований 90-х годов мы обнаружили, что один и тот же человек мог симпатизировать одним политикам, доверять другим, а голосовать за третьих. Это чистая шизофрения в клиническом смысле этого слова. От этой шизофрении 90-х годов первых постсоветских лет мы ушли, и здесь динамика налицо. То есть здесь совершенно очевидно, что сознание стало бóлее рациональным, о чем тоже вы говорили применительно к активной части населения, но это относится и к населению в целом.

 

Сегодня граждане уже не только правильно приклеивают ярлыки к тем или иным политикам, и, скажем, Явлинского коммунистом уже не называют. От этого ушли. Но осталось то, что есть, кстати сказать, в любой стране, это различие между практиками и ценностями, которые существуют, как было здесь сказано, в парадном виде.

 

Я не знаю, можно ли считать это нормой или патологией. Я считаю, что это нормально, когда люди на рациональном уровне воспринимают одни ценности, а на эмоциональном и поведенческом уровне они ведут себя не в соответствии с тем, что они говорят социологам.

 

Поэтому призыв Петухова быть осторожным с интерпретацией данных, мне кажется, чрезвычайно правильным, и это связано с самими особенностями массового сознания. У людей, действительно, «многослойный пирог» в голове, и это не только хаотическая противоречивость этих ценностей в головах людей, что тоже имеет место. Но по своей природе эти массовые установки на бессознательном уровне сильно отличаются от того, что они осознают и говорят, отвечая на вопросы социологов. Это первое.

 

Вторая ловушка, о которой тоже говорил Владимир Петухов, заключается в том, что интерпретация существующего положения дел, действительно, дается очень разная разными авторами. То, что И.Дискин говорил о проекте Клямкина, да и его собственные исследования,  его констатация того, что мы живем уже в новой России или другой России, хотя этот термин имеет сегодня политический контекст. Да, новая Россия.

 

Я не знаю, насколько это так. Почему? Потому что в клямкинском варианте, как мне представляется,  выводы очень четко завязаны на желании автора увидеть и найти эти новые ценности. Это всегда так. Личные взгляды любого аналитика обязательно влияют на то, что он увидит в полученных им данных.

 

Поэтому здесь тоже нужна очень большая осторожность. Но расхождение этих практик и ценностей, мне кажется, здесь очень нуждается в такой более серьезной теоретической модели. И те попытки представить нам эти модели, которые сегодня наши два докладчика дали, мне кажется, очень интересны как раз с точки зрения того, что они дают какие-то новые подходы к пониманию того все-таки, где мы находимся.

 

Назову и вторую проблему, которая сегодня, мне кажется, нуждается в обсуждении. Это вопрос о том, зачем власти нужны эти самые ценности. Мне представляется, что весь постсоветский период, который мы все застали, демонстрирует, что власть никакими ценностями не озабочена.

 

Я не хочу сводить всё к такому примитивному ответу на этот вопрос, но мне представляется, что это и определенный выбор стратегии, выбор того, как власть хочет этими ценностями распоряжаться. Например, в 2000 году, но началось еще в конце 1999 года, еще до выборов нынешнего президента, в Центре Грефа работала группа. Я имела к этому некоторое отношение, возглавляла группу исследователей, которые писали раздел в стратегии страны о целях и ценностях. Там было семь таких групп, которые работали над стратегией развития России на ближайшие десять лет.

 

В результате то, что мы сделали по целям и ценностям, не совпало, не стыковалось с тем, что сделали экономисты в группе Ясина, и поэтому наш раздел просто взяли и выбросили. Но вопрос заключается в том, что стратегию ведь тогда так и не сделали.

 

А в 2000 году идея создания стратегии на десятилетие вперед провалилась с треском, и выродилось это всё в исключительно экономический раздел, причем на полтора года. Это говорит о том, что даже когда было задумано с пониманием того, что, в общем-то, стратегия нужна, а стратегия без формулировки ценностей не возможна, то сами эти ценности потом были выброшены.

 

Мы тогда искали эти ценности в двух источниках. Источник первый – это массовое сознание. Это понятно. Мы приглашали социологов, и они нам показали со всей убедительностью, что те ценности, которые разделяет население, это ценности, которые  не вписываются в экономическую стратегию, предлагаемую Ясиным и его группой.

 

С этими противоречиями не знали что делать. Но проблема-то заключается в том, что и ценности, которые мы можем найти в массовом сознании, это тоже вещь такая довольно опасная. Мы в прошлый раз здесь обсуждали будущее. Мы пытались какие-то сценарии обсуждать. Но мы вот, делая эти сценарии, не можем основываться только на том, что мы находим в массовом сознании. Потому что массовое сознание тянет, скорее, назад. И второе –  само оно является  во многом «калькой» с телевизора. Абсолютно согласна с тем, что массовое сознание в очень большой степени оттуда берет ценности. И то, что в докладе Владимира Петухова упоминается об «опопсении» политики, в общем-то, прямой итог того, что эта методология преобладает.

 

Более того, у меня складывается впечатление на протяжении наблюдений последних 15 лет, что у людей, стоящих у власти, совершенно четкая установка на то, что кроме «опопсения» ничего этому населению и не нужно. Им нужно манипулировать, никаких ценностей там и смотреть не надо и искать не надо.

 

Вопрос заключается в том, что если у нас идеологией будет заниматься Фадеев, а не Кара-Мурза и не другие люди, которые имеют представление все-таки о том, что такое идеология как серьезная вещь, то ничего другого кроме манипулятивных технологий у нас и не будет. Притом, что оба сегодняшние доклада нам дают очень хорошую основу для того, чтобы серьезно заниматься разработкой именно идеологии как системы ценностей.

 

Я не очень верю в то, что в России будет, действительно, серьезная парламентская жизнь. Не складываются здесь вот эти партии, и это показали сегодня все, кто сегодня здесь выступал. Но это не означает, что не должно быть четкой идеологии как системы непротиворечивых ценностей, которые все-таки помогут выстроить массовое сознание и сознание элитных групп в определенном направлении с тем, уж если государство пытается управлять этим процессом, чтобы оно управляло, по крайней мере, эффективно.

 

То, что мы имеем сейчас, на мой взгляд, а) аморально, поскольку это манипуляция и б) неэффективно. Мне представляется, что если с моралью у нас дело обстоит не очень хорошо, то давайте хотя бы эффективность увеличим. Я на этом поставлю многоточие и передам слово другим коллегам, которые, может быть, скажут более эффективные вещи. Спасибо.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги