Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Затулин К.Ф. Десять лет разочарований: сомнительный юбилей для России

ДЕСЯТЬ  ЛЕТ  РАЗОЧАРОВАНИЙ:

СОМНИТЕЛЬНЫЙ  ЮБИЛЕЙ  ДЛЯ  РОССИИ

 

1.      Общие итоги десяти лет СНГ

Мы сталкиваемся с двумя, на мой взгляд, параллельно происходящими процессами. С одной стороны, есть виртуальный Советский Союз, который живет, хотя юридически он приказал долго жить еще в 91 году. Люди, которые перемещаются через границу, скажем, между Россией и Украиной или Россией и Казахстаном, возмущены тем, что у них спрашивают паспорта и их проверяет таможня. Они привыкли к тому, что они ездят из Харьковской в Белгородскую область, и обратно. И это вполне естественно. Они же все жили, родились и учились в одном государстве. То есть этот виртуальный Советский Союз – это фактор политики. Он действует на политиков, которые вынуждены делать реверансы в сторону прошлого, вынуждены порой говорить на языке народных масс, как принято в таких случаях. И с другой стороны, существует межгосударственная практика. Существуют структуры под названием Содружество Независимых Государств, которые созданы в 91 году только для того, чтобы эти государства цивилизованно разошлись, с одной стороны. А с другой стороны, они были созданы для того, чтобы людей не беспокоило то, что они проснулись, а утром Советского Союза нет.

В определенный период СНГ послужило становлению из бывших союзных республик новых государств. Сегодня Содружество в большей степени имеет просто декларативный характер. В нем по-прежнему сохраняется определенное влияние России, и поэтому мы не заинтересованы в его преждевременном роспуске. Однако с течением времени для России становится все более важным правильное понимание значения этой организации. Мы не должны его преувеличивать и жертвовать своими интересами. СНГ – это связанное общими историческими и культурными корнями объединение в интересах людей старшего поколения, которые все еще живут в виртуально существующем Советском Союзе.

Как трибуна, как клуб СНГ продолжит существовать. Как организация, которая строит серьезные планы, осуществляет и контролирует их, интегрирует бывшие союзные республики, Содружество никогда не существовало и в перспективе существовать не сможет.

СНГ сегодня – это пространство и культурно-историческая общность людей, которые на этом пространстве живут, – не более и не менее. Считать Содружество в полной мере дееспособной организацией – сложно.

Не следует ожидать, что оно само по себе станет локомотивом интеграции, поможет сопрячь разнородные интересы входящих в него государств. Короче говоря, от СНГ не следует ожидать излишней активности и контроля за принимаемыми решениями.

А чего ожидать можно и нужно? У членов Содружества сохраниться определенный интерес к участию в его деятельности. Хотя бы для того, чтобы руководители этих бывших советских союзных республик более или менее регулярно встречались и узнавали точку зрения друг друга по основным проблемам жизни Содружества, демонстрировали гражданам, еще не забывшим Советский Союз, – свою групповую фотографию, символ того, что история СССР еще вроде бы не завершилась. Между прочим, я не склонен относится к этой иллюзии пренебрежительно. Она играет большую роль в осознании нами своего прошлого.

СНГ может быть и трибуной для высказывания разных идей. Само по себе это полезно. По крайней мере, для выдвижения инициатив, хотя в полном объеме они не могут быть реализованы, а лишь анонсированы. Так оно и происходило уже не раз – с евразийским содружеством, с коллективной безопасностью, с организацией под названием ГУАМ, с Союзом России и Белоруссии и т.д. Эти инициативы отталкивались от сегодняшнего не вполне удовлетворительного для их участников членства в СНГ и ...шли дальше.

СНГ не должно заменять картину реальных событий на просторах бывшего СССР, оно не должно подталкивать нас ради чьего-то членства в СНГ жертвовать важными материальными, гуманитарными и прочими интересами русского человека в странах Содружества. К сожалению, мы еще со времен Советского Союза слишком легко относимся к этому. Подобное отношение распространено в России и играет скверную роль в процессе интеграции.

Вместе с тем, вовсе не в интересах России приканчивать СНГ, как в свое время она прикончила Советский Союз. Россия должна быть последней, кто попрощается с СНГ. Если же заглядывать в будущее, в ближайшее десятилетие, то, хотя бы часть этого срока СНГ переживет. Но зависеть это будет, прежде всего, от России – от того, сохранится ли она сама. Ведь если представить на минуту, что Россия не сохранится, как не сохранился СССР, совершенно очевидно, что СНГ тут же канет в историю. СНГ не проживет и дня без России.

 

 

2. Об экономических проблемах в СНГ

Внутренний конфликт, кризис власти, сопутствующие распаду СССР экономические и социальные проблемы и неудачные экономические реформы Гайдара поставили перед страной во весь рост вопрос выбора пути развития – сырьевого или индустриального. От этого выбора во многом зависит определение российского курса по отношению к СНГ. В случае превращения России в страну, в основном добывающую энергоносители и другие сырьевые ресурсы для развитых стран Запада, становится очевидным ненужность дальнейшей интеграции России со странами-членами СНГ, так как при этом пути развития их с большим основанием можно считать обузой для России. При сохранении Россией хотя бы части своего промышленного потенциала, науки, наиболее продвинутых отраслей ВПК, очевидно, что появится потребность в восстановлении нарушенных хозяйственных связей, прерванных технологических цепочек. Объединение промышленного, интеллектуального и сырьевого потенциала России если не со всеми, то, по крайней мере, с основными странами-членами СНГ станет насущной необходимостью – с целью восстановления и развития обрабатывающей промышленности и расширения внутреннего рынка сбыта. Но, начиная с реформ Гайдара, и по настоящее время проводимая правительством экономическая политика последовательно превращает Россию в сырьевой придаток экономики Запада.

Таким образом, Россия оказалась в ловушке не только потому, что она не в состоянии выработать и реализовывать осмысленную политику по отношению к странам СНГ и, особенно, стратегию интеграции постсоветского пространства. Для выработки адекватной политики нужна консолидированная власть, так как путь, по которому развивается экономика, не позволяет упрочиться государственной власти – при твердой власти и сильном государстве возникшие на развалинах СССР сырьевые монополисты и финансово-промышленные группы не смогли бы безнаказанно расхищать финансовые и сырьевые ресурсы страны. Очевидно, что сначала необходимо радикальное изменение пути экономического развития, победа сил, ориентированных на промышленное развитие России над паразитическими, принципиально антигосударственными интересами и обслуживающими их политическими и информационными структурами. Только на этой основе возможна консолидация власти и обретение российским государством своей дееспособности и только после этого нам удастся выработать адекватную внешнюю политику применительно к ближнему и дальнему зарубежью.

Самой большой ошибкой было то, что Россия фактически согласилась с такой логикой интеграции (она и в настоящее время является незыблемой догмой для официальных властей), при которой бывшие советские республики из стадии протогосударственных образований становятся реальными государствами, со всеми необходимыми для этого атрибутами, затем осуществляют интеграцию в экономической сфере, а только вслед за этим идет процесс военной и политической интеграции и создания действительного обновленного союза суверенных и свободных государств. Опыт развития СНГ и постсоветского пространства приводит к однозначному утверждению, что подобная логика развития интеграционных процессов приведет в самом скором будущем к окончательной дискредитации идеи интеграции вообще, так как за этими ожиданиями полным ходом идет процесс образования множества центров силы на пространстве СССР, вытеснение России из многих жизненно важных зон. Не говоря о том, что, будучи в экономическом и военнополитическом отношении слабой, Россия будет не в состоянии противостоять устремлениям своих соседей, крупных региональных стран и Запада растащить не только республики бывшего Союза, но и многие богатые ресурсами регионы Российской Федерации.

Именно поэтому, если мы хотим сохранить Россию как государство и ядро постсоветского пространства, следует в конкретном случае, применительно к такому уникальному образованию как СНГ, изменить традиционную западную схему интеграции.

 

3.      Демократия и права человека – важнейший рычаг России в борьбе за интеграцию постсоветского простарнства

Серьезным препятствием для реальной интеграции между странами СНГ и расширения влияния России становится явное отставание подавляющего большинства числа этих стран в освоении минимального набора стандартов демократического устройства, который уже принят в России.

Отсутствие реальных демократических процедур в странах СНГ на первый взгляд облегчает взаимодействие с элитами этих стран, так как позволяет достигать некоторых договоренностей в ходе кулуарных переговоров с первыми лицами. Но это только поверхностное заблуждение российского чиновничества. В создавшейся ситуации значительно больше минусов, чем плюсов. Авторитарные формы правления в странах СНГ создают следующие проблемы:

а) кулуарные, негласные договоренности легко нарушаются авторитарными правителями;

б) народы и общественность стран СНГ полностью выключены из процесса интеграции, это дело становится только собственным делом чиновников, стремление народов к интеграции на постсоветском простанстве не становится решающим фактором, влияющим на поведение политических элит;

в) возможности для участия в приватизации со стороны российского капитала и для лоббистской деятельности российских финансово-промышленных группировок в существенной степени ограничены;

д) возможности формирования общественного мнения в странах СНГ через российские и независимые СМИ также резко сужены.

По вышеназванным причинам самой актуальной задачей для российских неправительственных организаций является активное продвижение в страны СНГ уже усвоенных в России минимальных стандартов демократии, гласности и открытости, а также норм федерализма и принципов самоуправления.

Важнейшим фактором, способным повлиять на позиционирование Российской Федерации в Содружестве является в одночасье образовавшаяся 25-миллионная диаспора российских соотечественников – русских и русскоязычных, русскокультурных людей, во всей полноте вкусивших все «прелести» становления новых национальных государств и чужого национального самоопределения. Во многих бывших союзных республиках они оказались в положении людей второго сорта, вынужденных выбирать между насильственной ассимиляцией и эмиграций в Россию. Тем не менее эта проблема, в силу указанных выше причин, ни разу не значилась в повестке дня саммитов глав государств СНГ. Поэтому я убежден, что не вопросы нефти и газа, а ситуация с соблюдением прав человека, в том числе права на образование и получение информации на родном языке, развитие своей культуры, полноценное участие в общественной и политической жизни, - должны стать краеугольным камнем нашей политики в ближнем зарубежье и мерилом отношения к правящим режимам в республиках бывшего СССР.

 

4.      О ГУУАМ

Реалистично оценивая сложившуюся ситуацию в России и СНГ, мы настаивали на том, что необходима срочная консолидация властной воли и ресурсов в Москве, с тем чтобы дать понять нашим партнерам в ближнем и дальнем зарубежье, что Россия будет вынуждена скорее идти на глобальный пересмотр своего отношения ко всему постсоветскому пространству, чем согласится на внедрение многоцентризма, геополитического плюрализма на территории бывшего СССР.

Транспортные и экспортно-сырьевые коридоры, минующие РФ, постепенно переходят из стадии проектов в плоскость реальности. Формируются новые региональные центры-противовесы России. Выходящая в Среднюю Азию ось Украина – Грузия – Азербайджан с ярко выраженной антироссийской подоплекой активно строит срединную материковую линию Евразии, пытаясь оставить «демократическую Россию» на задворках континента.

Нужно как можно внимательнее относится к любым, даже виртуальным попыткам интеграции в рамках СНГ без участия России. Я с большим беспокойством отношусь к организации под названием ГУУАМ, которая пытается встать на ноги, главным образом, по инициативе Запада в противовес интересам России. Я симпатизирую всем этим региональным «четверкам», «пятеркам», «шестеркам», когда в них участвует Россия. Когда это происходит без участия России, относиться к ним нужно внимательно и осторожно.

 

5.      О союзе Россия – Белоруссия

Моя точка зрения по этому поводу состоит в том, что нет полного доверия между руководителями двух стран, а если говорить точнее – между политическими элитами. Мало кто согласится объединяться с Россией, если заранее не будет ясен статус Белоруссии в новом объединении, если не будут даны политические гарантии руководству Белоруссии после объединения. Таких гарантий, по всей видимости, пока что не предоставлено. Необратимость в процессе создания союзного государства пока не достигнута. Это упрек не только России, но и Белоруссии.

В создавшихся для России неблагоприятных внутренних и внешних условиях реальное объединение с Белоруссией было бы для России достойным выходом из многих политических тупиков, реабилитацией подорванной российской государственности. В отношениях с Беларусью у России нет разделяющих территориальных проблем, как с Украиной, и нет больших национальных, культурно-языковых и религиозных различий, как с Казахстаном, государствами Средней Азии и Закавказья. В экономическом плане Белоруссия представляет для России огромный интерес как в варианте интенсивного, производительного развития российской экономики (Белоруссия – «сборочный цех» бывшего СССР), так и при сохранении нынешнего, сырьевого экономического курса (Белоруссия как альтернативный путь в Европу, на мировые рынки). Союз России с Белоруссией хоронит идею Балтийско-Черноморского санитарного кордона, размыкая его по «белорусскому меридиану» и отодвигает потенциальную военную угрозу от Москвы на определенную маневренную глубину. Наконец, еще раз подчеркнем самое важное: идущее вплоть до объединения сближение с Белоруссией бросает вызов развитию центробежных тенденций в СНГ, меняет картину в отношениях с Украиной и на всем остальном постсоветском пространстве.

Однако российская элита оказалась реально не готова к проекту объединения с Белоруссией. Особенно рельефно проявляется отсутствие последовательности нашей политики во всей истории с созданием российско-белорусского государства.

Хотелось бы напомнить, что в соответствии с Союзным договором высшими органами союзного государства являются не только Высший совет и Совет министров союзного государства, всего лишь исполнительные органы, но и Союзный парламент, Верховный суд и Счетная палата. То есть, законодательный, судебный и контрольный органы союзного государства. Причем, если для Союзного парламента Договором предусмотрена временная замена в виде Высшего парламентского совета двух стран, то для Верховного суда и Счетной палаты никакой временной замены договором не предусмотрено. То есть, никакого союзного государства у нас нет и в соответствии с Союзным договором, строго говоря, все решения недавно прошедшего Совета министров о расходовании союзного бюджета, без заключения Счетной палаты, абсолютно не легитимны. Интересно, давно ли заглядывали ли премьер-министры и П.П. Бородин в Союзный договор?

В 2000 году В.В. Путин настоял на том, что выборы в Союзный парламент пройдут не позднее осени 2001 года. Российский Центризбирком даже получил на 2001 год значительные средства на подготовку к выборам. В итоге, Закон о выборах прошел только первое чтение в Думе, о выборах не только этой осенью, но и в перспективе уже никто даже не говорит. Понятно, что Союзный парламент неудобен для Лукашенко, совсем не нужен депутатам российской Думы и парламента Белоруссии (не хочется над собой иметь парламентариев более высокого ранга). Но, на примере кампании по выборам президента Белоруссии можно видеть, что возможности для России оказывать влияние на политическую ситуацию в союзном государстве стремительно сужаются. Впрочем, эти возможности в России сужаются и для Белоруссии.

Неужели никто не видит, что в последний год Россия и Белоруссия стремительно отплывают друг от друга, а не сближаются? Причем, в первую очередь, из-за отсутствия политической воли со стороны российского руководства выполнять в полном объеме и в оговоренные сроки уже подписанный и ратифицированный Союзный договор.

Впору создавать общественное движение: «За выполнение Союзного договора»!

 

 

6. Заключение

Интегрироваться надо, активно – но не со всеми. Нельзя не обращать внимания на болезненные проблемы в государствах, с которыми мы собираемся интегрироваться. И всегда мы должны думать, как эти проблемы могут быть решены успешнее – в рамках интеграции или в результате демонстративного прагматизма в двусторонних отношениях.

Если из всей палитры возможных действий по сохранению своего влияния на просторах СНГ заранее исключить все, что не срывает немедленных оваций у политического руководства соседних стран, интересы которых могут быть прямо противоположны интересам России; если продолжать рассматривать СНГ как новое издание Священного Союза президентов, не замечая, что для России более выгодно организовывать Содружество так, чтобы наладить прямой контакт с широкими массами населения бывших союзных республик (особенно русского и русскоязычного), представленного в партийно-парламентских структурах; если торопиться отрапортовать мировому сообществу о своей солидарности в урегулировании всех и всяческих конфликтов на территории СНГ по общему с Западом сценарию, без уверенности, что Запад поступит так же со своими союзниками; если, наконец, не хватает сил, умения и интереса к интеграции, тогда не пеняйте на судьбу российского влияния на постсоветском пространстве и, в конечном счете, на судьбу самой России.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги