Джеймс Барт
Я выскажу несколько соображений. Во-первых, я четко скажу: президент Клинтон был президентом во время длиннейшего периода мира и роста. И профицит был из-за того, что неожиданно начался бум цен на жилье. Это был пузырь. И люди стали платить гораздо больше налогов.
Даже президент Клинтон удивился тому, что были такие большие налоговые поступления. Это было временно, с его политикой не имело ничего общего. Дело в том, что налогов просто получали больше из-за образовавшегося пузыря цен на жилье.
Здесь были вопросы и комментарии, связанные с деривативами. Это действительно ненормально – торговля деривативами. Но дело в том, что возникают свопы, деривативы. Я думаю, что эти кредитные свопы попадут на обычную биржу. По крайней мере будет больше прозрачности у этих ценных бумаг, у этих деривативов.
Дело в том, что этот рынок сегодня – около 40 триллионов долларов. Это номинальная стоимость. Рыночная стоимость этих деривативов гораздо ниже. И это проблема. Это очень важная проблема для Соединенных Штатов и для других стран.
О крупных банках. Да, действительно сегодня, что касается капитализации, китайские рынки являются крупнейшими. И крупнейшее IPO в истории, мировой истории – это промышленный коммерческий банк Китая. Это крупнейшее IPO в мировой истории. Да, у Китая действительно очень высокий уровень капитализации банков. Но не забудьте, в 90-е это были японские банки. И Япония потеряла десять лет. Все думали, что Япония скупит весь мир. Они пытались это делать. И у Японии появились серьезные трудности, связанные с банками.
У Китая трудности с банковским сектором еще впереди. Это быстрорастущий и самый важный сектор – частный сектор китайской экономики. 70% ВВП, 70% кредитов китайских банков попадают предприятиям, которыми владеет государство.
И президент Горбачев очень хорошо ранее говорил о Малайзии. И о том, что произошло в Малайзии, касательно кризиса в Юго-Восточной Азии. Соединенные Штаты должны обратить больше внимания на то, что происходило в Малайзии.
Мне кажется, у МВФ была неправильная политика. Соединенные Штаты могут присмотреться к политике Дании. У них очень хорошая ипотечная модель, модель ипотечного рынка. И в Дании не было проблем, сопоставимых с американскими проблемами ипотеки.
Также мы можем рассмотреть правила в Колумбии. Мы можем научиться у Испании тому, что делают органы, регулирующие финансовую систему Испании. И банки могут посмотреть на то, что они делают в разных странах, научиться друг у друга.
Китай очень волнует то, что происходит в других странах. Китай постоянно учится на опыте других стран. Соединенные Штаты должны это делать. Я давал консультации Народному банку Китая. Они спрашивали меня о других странах, не только о Соединенных Штатах. Они всегда смотрели на то, что делают в 10-15-ти странах.
Здесь говорили о Поле Кругмане. Все знают, что он Нобелевский лауреат. В Соединенных Штатах, как здесь сказали, есть еще Нобелевские лауреаты, которые не соглашаются с Полом Кругманом.
Я думаю, что президент Обама и до этого президент Буш пытаются помочь людям рефинансировать свою ипотеку. Полтора миллиона американцев потеряли свои дома в прошлом году, 6 миллионов рискуют и могут потерять свое жилье каждый день.
У нас есть некоммерческие организации, которые пытаются помочь людям сохранить свои дома. Федеральное правительство, местные власти, власти штатов тоже помогают людям. Это не только федеральный уровень. Мы стараемся помогать на разных уровнях. И также некоммерческие общественные организации стараются помочь людям сохранить свое жилье.
И что важно – государство дало возможность попытаться помочь людям остаться в своих домах. Причина, по которой впрыснули средства в банковскую систему в сентябре 2008 года, - это то, что уже произошло в Великобритании и других европейских странах. Соединенным Штатам пришлось последовать примеру других стран, потому что Соединенные Штаты боялись, что американские банки много потеряют в конкурентной борьбе с другими банками. И вместо того, чтобы купить проблемные активы, в банки впрыскивали новые финансовые средства. |
|