Михаил ГорбачевХорошо, что мы встречаемся в рамках уже установленной традиции, когда Фонд и посольство Соединенных Штатов организуют Круглые столы. Наверное, эту традицию мы будем сохранять.
Прежде всего приветствую всех собравшихся – историков, экономистов, дипломатов, студентов. Тема, которую мы будем обсуждать, очень интересна. Конечно, президенты Рузвельт и Обама – разные люди, но оба они оказались перед лицом большого испытания, глубокого кризиса, причем не только экономического, но и имеющего серьезное политическое измерение. Поэтому параллель между ними вполне оправдана.
Сейчас, как только возникают малейшие признаки возобновления экономической активности, кое-кто начинает говорить: вот видите, ничего страшного не произошло, кризис заканчивается. Но не случайно, например, сегодня пришло сообщение о том, что министр финансов США поехал в Китай, чтобы убедить китайцев в том, что с американскими облигациями все в порядке.
Пока еще нет ясности, насколько длительным окажется нынешний кризис. Покажет время. Думаю, торопятся те, кто уже заявил, что им все ясно и известно. Уже ясно, что кризис имеет системный характер и требует для своего разрешения огромных усилий.
И во времена Рузвельта, и сейчас речь идет о необходимости спасения экономики и, более того, основ функционирования современного общества. Паниковать не надо, ибо это очень плохой помощник в такие времена. Но надо видеть, какова ситуация.
Несомненно, Франклин Рузвельт сыграл огромную роль в преодолении кризиса 30-х годов. В сочетании с его исторической ролью в создании антигитлеровской коалиции это поставило его в ряд выдающихся политиков ХХ века.
Но сегодня немало людей, в том числе среди экономистов, и, наверное, даже больше именно среди экономистов, которые говорят, что значение тех мер, которые были приняты администрацией Рузвельта для преодоления кризиса и смягчения его последствий, преувеличено. Дескать, все это было лишним и даже замедлило выход из кризиса. Пусть старое разрушается, выбрасывается, и на обломках уже надо строить что-то новое. Но для таких рассуждений, должен сказать, большой науки не надо.
Конечно, есть вопросы, на которые должны отвечать эксперты. Но важно видеть политический аспект. Думаю, что нынешние критики Рузвельта забывают, что он был избран не группой экономистов, а американским народом, избран для того, чтобы действовать с учетом интересов этого народа.
Ведь кризис ударил по десяткам миллионов людей. И поэтому впервые в истории США были тогда приняты масштабные меры социальной поддержки (это урок, который все вроде бы усвоили, но не все, я бы сказал, руководствуются им). И тоже впервые, вопреки догмам невмешательства государства в экономические процессы, правительство пошло на серьезные шаги по регулированию экономики, инициировало крупные инфраструктурные проекты.
Во всем этом, безусловно, есть уроки и для нашего времени. Как и все исторические уроки, они должны быть осмыслены и применены творчески, как и уроки недавнего времени.
Вспомним «вашингтонский консенсус» и то время, когда российской экономикой руководил Международный валютный фонд вместо российского правительства.
Вспомним, как латиноамериканские страны одна за другой начали выходить из МВФ, пытались досрочно рассчитаться с ним и не брать оттуда кредиты. А что получилось с Малайзией? Как американские круги – и правительственные, и экономические – ни давили на бывшего премьер-министра, но Малайзия пошла собственным путем и в результате вышла из кризиса и успешно развивалась.
И здесь мы подходим к сегодняшнему кризису. Он происходит в мире, который стал гораздо более взаимосвязанным, взаимозависимым, чем прежде. И роль американской экономики в мировой экономической системе очень значительна. Отсюда – та огромная ответственность, которая лежит на руководстве и президенте, избранном в такой критический момент.
Когда два месяца тому назад я встретился накоротке и разговаривал с президентом Обамой, сказал ему: «Я вас поздравляю: два месяца прошло, а у вас рейтинг растет». Он усмехнулся и говорит: «Подождите немножко». Тем самым он показал себя реалистом. Уже сегодня не только у республиканцев, но и в демократических кругах возникают вопросы.
Года три тому назад я начал говорить: мои поездки в Америку показывают, что что-то в Америке происходит. Меня спрашивали: «Что вы посоветуете нашему руководству, администрации?» Я говорил: «Очень трудно советовать, это ваше дело. Но думаю, что вам, как и нам, нужна Перестройка, только своя, Американская перестройка». Это было встречено овацией.
Я подумал тогда, что Америку ждут большие перемены. А сейчас ясно, что перемены нужны всему миру, потому что модель экономики, основанная на сверхприбыли и сверхпотреблении, себя исчерпала.
Хотелось бы услышать от наших экспертов мнение по такому вопросу. Сейчас весь мир занимается срочными антикризисными мерами. Но, решая текущие задачи, нельзя забывать, к чему мы идем и какие основы закладываются. Эта проблема сочетания срочных антикризисных мер с перспективными вопросами как раз и решается сейчас.
У нас в Фонде точка зрения такова: если все сведется к спасению той системы, которая привела нас к нынешнему положению, следующий кризис окажется еще более разрушительным. Превращение экономики в финансовое казино, социальная и экологическая безответственность, надежда на стихийные процессы, которые, дескать, все расставят по своим местам, – все это спасению не подлежит. Надо искать новые механизмы регулирования и стимулирования экономики.
Вот мысли, которыми я хотел поделиться в начале нашей встречи.
|
|