Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Дмитрий Тренин

Прежде чем говорить об образах России и Америки, хотелось бы определиться с тем, в какой точке находятся сейчас российско-американские отношения. Эксперты (в том числе и присутствующие здесь) за последние двадцать пять лет не вспомнят таких плохих отношений между Вашингтоном и Москвой, как те, что были в августе-сентябре 2008 года. Поэтому когда мы говорим о переменах, перезагрузке отношений, надо иметь в виду, что мы оттолкнулись от очень низкого уровня. Если не впадать в излишний оптимизм, то можно сказать, что все хорошее в российско-американских отношениях уже произошло. Отношения оттолкнулись от уровня, чреватого столкновением. Произошла разрядка. Проблемы, которые едва не привели к столкновению, сегодня оказались неактуальными. Но фундаментальных изменений в российско-американских отношениях не произошло.

 

Честно говоря, я не вижу сейчас факторов, которые бы привели к фундаментальному изменению отношений. Они стали лучше, но проблемы остались, и эти проблемы могут обостриться при изменении ситуации. А ситуация, как известно, будет меняться в самых разных направлениях.

 

То, что произошло в Лондоне, я бы назвал удачным личным контактом. Личный деловой контакт установлен. Обе стороны сорвали то, что называется по-английски, «низко висящий фрукт» - в виде переговоров по контролю над вооружениями, которые, наверное, и будут находиться в центре практических российско-американских отношений в обозримом будущем, по крайней мере в течение этого года, что хорошо и одновременно печально.

 

Теперь что касается непосредственно образов. Два образа были рождены грузинской войной. Образ в средствах массовой информации, в общественном мнении и общественном сознании Соединенных Штатов, стран Европы – Россия, которая вооруженным путем стремится восстановить империю и начинает с самого слабого звена в своем географической окружении – с Грузии. Сегодня - Грузия, завтра – Украина, послезавтра – Эстония. Примерно такой путь имперского реванша.

 

Когда я приехал в начале сентября в Польшу, то наши польские коллеги упомянули о недавно проведенном опросе общественного мнения, в соответствии с которым 70% поляков ожидали увидеть в скором будущем российские танки, которые пересекают границы. Нечто похожее наблюдалось в Эстонии. (Это, кстати говоря, комментарий насчет того, насколько серьезно рассматривается гарантия НАТО в этих двух странах – членах Североатлантического союза.)

 

В это же самое время руководство Российской Федерации, очевидно, считало, что Россия стала объектом американской агрессии, непрямой агрессии со стороны Соединенных Штатов, по крайней мере со стороны наиболее, как когда-то говорили, оголтелых кругов в американском руководстве, использовавших режим Саакашвили в качестве инструмента для того, чтобы вовлечь Россию в конфликт. И следующим провокатором должен был стать президент Украины.

 

В чем сходились обе группы людей – группа российских руководителей и близких к ним людей и группа (гораздо бòльшая) западных читателей и наблюдателей того, что происходило на Кавказе? Сходились в том, что следующей горячей точкой могла, должна была стать Украина или, точнее, Крым. Мы были - я имею в виду чисто психологически, ни в коем случае не хочу ставить эти вещи на одну доску, - но психологически мы были на грани Карибского кризиса, когда столкнулись с подобной ситуацией проживания в двух разных мирах.

 

На мой взгляд, это опасно. И с этим пока что ничего не произошло. Опрос общественного мнения, проведенный в Соединенных Штатах и нескольких странах Европы, показывает, что самым непопулярным лидером в мире после Фиделя Кастро является премьер-министр Российской Федерации. Президент Российской Федерации делит какие-то не очень приятные места с Председателем Китайской Народной Республики. Это данные опроса, в котором участвовало большое число респондентов.

 

Продолжение грузинской истории - еще одно колоссальное, на мой взгляд, свидетельство непонимания. Для того чтобы показать американцам, что не нужно лезть в наш огород – нас же Гондурас не беспокоит, зачем вам Грузия, - Россия направляет свои бомбардировщики и корабли в Карибский бассейн. Идея понятная – отрезвить Америку, показать тем людям, которые понимают только силу и с которыми нельзя по-хорошему, а можно только по-плохому, что уже «горячо», что так не надо.

 

Какой эффект? Да никакого эффекта. Но отсутствие эффекта здесь воспринимается как очень хорошо закамуфлированный страх, смешанный с уважением. То есть когда говоришь официальным российским представителям, что демарш в Карибском бассейне не произвел серьезного впечатления, тем более того впечатления, которое желательно было изначально, они отвечают: «Ты не понимаешь на самом деле. Мы знаем, что произвело и очень сильно отрезвило».

 

Мне представляется это еще одним очень важным звоночком, указывающим на существование параллельных миров. Представление о Соединенных Штатах, на мой взгляд, здесь, в России, весьма неадекватное.

 

Что касается Соединенных Штатов, то там несколько другая проблема. Эта разноуровневость отношений и разнонаправленность политик двух стран приводят к тому, что в России существует одержимость Америкой, нездоровая, на мой взгляд, одержимость - слишком много внимания уделяется Америке. В Соединенных Штатах, напротив, существует проблема недостаточного внимания к России – это было особенно заметно во время нахождения у власти предыдущей администрации.

 

Сейчас тоже мало что изменилось, если не говорить о каких-то конкретных шагах последних нескольких недель. Это очень нестабильная ситуация, когда одна сторона вперилась в Соединенные Штаты, а другая – почти не видит Россию. Если в одной стране вы не можете прожить трех минут в телеэфире без того, чтобы не слышать нелестные упоминания о Соединенных Штатах, по крайней мере, пару-тройку раз, то в другой стране вы можете смотреть телевизор две-три недели и ни разу не услышать названия России.

 

Это серьезная, на мой взгляд, проблема для обеих стран, но она по-разному выглядит в каждой из стран. Так, проблема России в отношениях с Соединенными Штатами и с западным миром в целом состоит в ее несамодостаточности, в осознании этой несамодостаточности и неспособности что-то с этим сделать. Россия хотела бы быть равной Соединенным Штатам и понимает, что не может. В то же время Россия хотела бы быть частью Европы, но на своих условиях. Но на своих - не может, а на чужих - не хочет. И что делать с этим – тоже непонятно.

 

Россия – не Китай. Китай может спокойно, вполне самодостаточно смотреть на мир. Он не хочет вступить в азиатскую систему безопасности, не хочет войти в союз безопасности с Соединенными Штатами, Кореей и Японией. У Китая есть некая спокойная уверенность в том, что он равен самому себе. Это способствует размеренной и целенаправленной политике руководства, и сама политика руководства этому способствует.

 

В России этого не видно. Здесь существует колоссальная потребность в какой-то психологической компенсации за то, что была проиграна концовка «холодной войны». Обида на Соединенные Штаты сохранилась - мало того, что сохранилась, она постоянно бередится. Это так называемая психологическая рана постоянно раздирается. Поиск нового места в мире, что характерно для всех бывших империй, в том числе для российской, тоже фокусируется на Соединенных Штатах. И заявления о том, что «Россия – либо великая держава, либо ничто», что «либо Россия будет великой державой, либо ее не будет вообще», что «Россия есть, была и будет великой державой» (я просто цитирую очень часто слышимые фразы), подводят к выводу, что Россия может быть великой державой в ее собственном представлении лишь тогда, когда она будет на равных общаться с Соединенными Штатами. Но это невозможно. Это значит, что фундаментальная внешнеполитическая концепция России построена на зыбучем песке.

 

Есть и другое, на чем я не буду много останавливаться, но упомяну: есть очевидная потребность в консолидации населения вокруг руководства, и, безусловно, Соединенные Штаты в качестве другого, иного, чужого играют роль консолидатора. В этом смысле внешнеполитический образ Соединенных Штатов служит конкретным внутриполитическим целям.

 

Есть и многое другое, включая невостребованность экспертизы. Утверждается мнение, что не нужно спрашивать специалистов, что специалисты вообще не нужны. Какая такая экспертиза? Это Генеральные секретари могли интересоваться тем, чего они не знали. А нынешние руководители и различные деятели все знают, поэтому и интересоваться нечем. Если вы общаетесь с президентами, то зачем вам общаться с экспертами? Вы все знаете из первых уст.

 

В Соединенных Штатах, на мой взгляд (я не буду останавливаться на американских проблемах, они меня меньше в данном случае волнуют), произошло расслабление после окончания «холодной войны». Окно, которое открылось для серьезной интеграции России, по сути дела, не было использовано ни в начале 90-х годов, ни - в других условиях - в начале 2000-х годов.

 

Я бы сказал, что здесь, как и в российском случае, прагматизм часто является врагом стратегического мышления. С прагматической точки зрения, зачем заниматься Россией, если она уже не представляет серьезной угрозы? - Это не прагматично. И Соединенные Штаты проплыли дальше. Но Россия-то осталась.

 

Последнее, что я хочу сказать. Процитировать, наверное, другого Карнеги – психолога Дейла Карнеги. Если говорить о России, то правильным отношением России к Соединенным Штатам могло бы быть название одной из книг Дейла Карнеги: «Как перестать беспокоиться и начать жить». Но это легче сказать, чем сделать. Антиамериканизм, конечно, искажает внешнюю политику, конечно, приводит к просчетам и провалам. Но он же является и цементирующей, консолидирующей силой во внутренних делах. Поэтому избавиться от него не так просто.

 

Очень трудно понять, каким образом добиться равенства с Соединенными Штатами. На мой взгляд, равенство лежит только в одном – в равенстве качества институтов. Не в подобии институтов, не в тождественности российских институтов американским, а в качестве институтов – экономических, социальных, политических. Именно это, а даже не равенство в валовом внутреннем продукте даже на душу населения, даже в текущих ценах. Именно это равенство может быть единственным, признанным равенством. Вообще это очень большая проблема для российского руководства - отсутствие ощущения, что тебя воспринимают как равного. Но надо понять, в чем проблема.

 

До тех пор, пока не будет качества институтов, российское правительство и российская политическая система не будут восприниматься в Соединенных Штатах как вполне легитимные. А это означает, что и российские международные интересы не будут восприниматься как вполне легитимные. Это ведет к кризисам, к возможным конфликтам и столкновениям.

 

Для Соединенных Штатов, наверное, главное - понять необходимость стратегического подхода к России. Выйти за пределы ситуации, когда Россия становится интересной и важной лишь тогда, когда вдруг открываются какие-то неизведанные возможности, или когда вдруг Россия предстает в качестве серьезной проблемы для американской внешней политики.

 

Поскольку Соединенные Штаты находятся в международной системе отношений там, где они находятся, им больше, чем кому бы то ни было, необходим стратегический взгляд на отношения с ведущими игроками. К числу ведущих игроков, безусловно, относится Россия. Поэтому необходимо стратегическое мышление, стратегический подход. Необходимо понять хотя бы две вещи. Проблема европейской безопасности может быть решена только тогда, когда Россия будет включена в общую с Соединенными Штатами, Европейским Союзом систему, когда эти отношения будут демилитаризованными.

 

Иначе проблема Украины вернется. Она - в худшем случае - означает войну, причем войну без кавычек. Это надо хорошо понимать. Поэтому надо что-то делать сейчас, когда эта проблема перестала быть актуальной.

 

И второе – это необходимость экономической подоплеки, подведение экономического фундамента под отношения. Это проблема, как и первая, - невключенность России. Отсутствие серьезного экономического фундаментами в отношениях – это не только проблема России, но и проблема Соединенных Штатов. Поэтому, на мой взгляд, Соединенные Штаты даже в большей степени, чем Россия, должны были бы сегодня быть заинтересованы в таких вещах, как вступление России во Всемирную торговую организацию и реализация соглашений подобных соглашению о сотрудничестве в области атомной энергетики.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги