Гезине Шван
Что касается взаимоотношений между Россией и Германией. Я как координатор от Федерального правительства по отношениям между Германией и Польшей в сфере гражданского общества могу сказать, что российско-германские отношения выглядят хорошо по сравнению с немецко-польскими. Но ведь всё относительно. Поэтому хотела бы подчеркнуть: я, конечно, всегда выступаю за сотрудничество, но думаю, что лучше использовать принцип инклюзии - чтобы никого не изолировать и делать общие конструктивные предложения. То есть надо исходить из общности. Но я не очень верю в то, что общность состоит в том, что две державы, которые исторически хорошо друг к другу относились, будут что-то решать за других. Обычно другие не соглашаются с этим.
Поэтому возвращаюсь к модели управления, о которой говорила в своем выступлении. Здесь уже прозвучало, что произошла деполитизация. Следствие ее - засилье неолиберализма и его различных вариантов, согласно которым рынок всё может урегулировать лучше, чем политика. Это была неверная посылка – в этом состоит первый урок этого кризиса. Этот урок уже понятен.
Второй урок: есть общие ценности, и политика должна серьезно относиться к ним. Но, например, мобильность, не разрушающая окружающую среду, или здравоохранение - тоже ценности, по крайней мере, по мнению социал-демократов. Их тоже надо обсуждать на уровне политики.
Господин Гринберг, как он сказал, не верит, что капиталистическую рыночную экономику можно построить таким образом, чтобы эгоизм, выгода не преобладали. Но надо различать между рынками товаров и финансовыми рынками. Открытие рынков товаров – это очень правильно. А радикальное открытие финансовых рынков – это проблематично, пока мы не имеем всемирной валюты. Об этом нельзя не упомянуть.
Что касается товарных рынков и их открытия, то основная идея - всемирная кооперация. Адам Смит - здесь упомянули его работу о моральных чувствах, в которой он говорил о невидимой руке рынка, - считал, что в отличие от рациональных мотивов есть еще общечеловеческое, то есть то, что можно назвать общими ценностями. При этом важно, что теоретик морали Адам Смит говорил не только о механизме невидимой руки, но верил в определенное нормирование действий. Этого нельзя отделять. Конечно, капиталистическая рыночная экономика должна приносить прибыль и быть эффективной, но критерии прибыли можно регулировать.
Вспомним, что сказал Карл Маркс о государстве как идеальном капиталисте. Маркс считал, что в отличие от капиталистов государство все-таки учитывает общие интересы, безопасность, право и т.д. И поэтому государство не состоит на службе у капиталистов, а играет самостоятельную роль.
Хочу продолжить то, о чем сказала госпожа Слободская, - относительно неправительственных организаций. Неправительственные организации процветают только там, где есть соответствующая политическая культура. Во всех переходных странах, в том числе в России, отмечен высокий уровень недоверия в обществе, то есть не хватает доверия, чтобы люди добровольно сотрудничали друг с другом. Таким образом, проблема заключается и в законодательстве, и в политической культуре.
Задача гражданского общества - быть оппозицией, но сочетать оппозиционность с кооперацией. Это реформистский подход и, одновременно, демократический подход политики: нельзя быть только в оппозиции - надо еще и кооперироваться. Конечно, это трудно для гражданского общества, этому надо учиться. Поэтому в Берлине мы в сотрудничестве с Университетом Гумбольдта создали Центр гражданского общества. Я приглашаю подключиться к его работе.
Господин Сорокин заметил, что «кризис» слишком безобидное слово для обозначения нынешней ситуации - скорее, надо говорить о перестройке мира. Я тоже считаю, что этот глубокий кризис требует перестройки. Запад должен учиться, трансформация должна происходить не только на Востоке, но и на Западе. Мы все находимся в процессе трансформации, и мы должны научиться сотрудничать.
Я не верю во всемирное государство, созданное по определенным правилам. Но все-таки правила существуют, и мы должны согласовать их и реализовывать шаг за шагом.