Валентина Федотова
Хотела бы обратиться к вопросу, поставленному Р.С. Гринбергом, - о том, возможно ли для нас избежать рыночной корысти. Не думаю, что мы сможем ее избежать. Напомню лишь слова Адама Смита, который был философом морали. Вначале он написал работу о природе нравственных чувств, в которой изобразил человека-альтруиста, имеющего эмпатию, а через 17 лет написал работу о богатстве народа. В последней работе уже появился человек-эгоист, который годится для рыночных отношений. Смит говорил: пивовар ценен для нас не тем, что он хороший человек, а тем, что он производит хорошее пиво. Он считал: поскольку общество создано Богом, то общество ограничивает своекорыстие таких людей тем, что они работают на его благо. То есть он не о государстве говорил, - и поэтому Смита называют либералом, - а говорил об обществе.
Сегодня в попытках преодолеть кризис очень активно функционирует теория неокейнсианства. Но думаю, есть очень много немецких корней для размышлений на эту тему. Речь идет и о том, что говорил Зомбарт о немецкой экономике, сравнивая ее с английской, и о том, что Вебер говорил об экономическом интересе, противопоставляя его жадности. И об идеях немецкой социал-демократии, которая сегодня имеет шанс при глобализации, поскольку капитал убегает туда, где выгодно, и социал-демократия уже не может делить национальный пирог в условиях глобализации.
Существует большой резерв немецких идей, необходимых сейчас для освоения. В российско-немецких связях это научное взаимодействие по поводу происходящих изменений как в обществе, так в экономике, - а все названные варианты решения имеют, безусловно, политическое лицо, - является одной из важнейших задач.