Василий Лихачев
Хотел бы начать свое выступление со слов признательности Михаилу Сергеевичу Горбачеву и Фонду имени Эберта, который сегодня выполняет великую миссию, практически, идеологически, духовно объединяя народы России и Германии. В то же время в таком творческом котле (я в этом уверен) вырабатывается и новая модель взаимодействия и сотрудничества перед лицом вызовов и угроз, которые сегодня существуют на каждом континенте, включая Европу.
Российско-немецкие отношения, российско-немецкий диалог - на эту тему мне пришлось неоднократно (особенно часто, когда я был послом Российской Федерации в Европейском Союзе) говорить с Хавьером Соланой. Мы посвятили много времени обсуждению этих вопросов с действующим Председателем Европарламента господином Пёттерингом. И практически в каждый приезд Михаила Сергеевича с Раисой Максимовной в Брюссель в наших разговорах мы, конечно, касались и проблем европейской безопасности, и той роли, какую обязаны (не могут, а обязаны) сыграть в этом немцы и россияне.
Такие надежды имеют все основания, поскольку существуют серьезные, многофакторные предпосылки к тому, чтобы изменить в лучшую сторону ситуацию и в сфере экономической, энергетической, финансовой, политической, оборонной безопасности. Это может произойти только при солидарном действии, при солидарной ответственности Берлина и Москвы.
Чем больше мы будем говорить об этой двойной растущей роли Германии и России в решении вопросов международной, европейской повестки дня, тем мы будем объективнее, и тем самым более широким должен становиться круг людей, которые считали бы за особую честь войти в клуб друзей и партнеров Германии и Российской Федерации.
Каковы основания для подобного рода выводов? Одно из них состоит в том, что за последние десятилетия Россия и Германия достигли практической реализации формулы «трех Д» – доверие, диалог, действие. Мы можем назвать наши двусторонние отношения отношениями интеграционного взаимодействия.
Сравнивая разные векторы развития сотрудничества Российской Федерации как стратегического партнера Европейского Союза применительно к сотрудничеству с Германией, мы можем сделать подобный вывод квалифицированно, аргументированно, а главное - честно. За последнее десятилетие в наших отношениях создана такая модель и возник жизненный код сотрудничества, которые без всякого сомнения служат и объектом самого пристального изучения органов государственной власти, министерств иностранных дел, общественности в любой точке европейского континента.
Я вижу ценность такого рода взаимодействия и такого рода европейского дуэта не только в аспекте объективных трудностей, которые сегодня на слуху и составляют центральные темы европейской и российской прессы: энергетический кризис, проблемы Киото, вопрос укрепления европейской безопасности и многое другое. Но сегодня буквально ворвалась в тематику международных дискуссий, Круглых столов и конференций проблема цивилизованности и качества государства и, соответственно, цивилизованности межгосударственных взаимодействий. Суверенитет, которым сегодня обладают многие государства, - это явление не однопорядковое. Устав Организации Объединенных Наций поддерживает равноправное, с юридической точки зрения, отношение к каждому государству, но простой арифметический подсчет показывает, что почти 200 государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций, имеют в своем составе 56 несостоявшихся государств. В одних случаях речь идет здесь о наследии колониальной системы. Но многие государства, которые мы привыкли считать очень крепкими - если не входящими в «золотой миллиард», то, по крайней мере, приближающимися к этому уровню, - тем не менее не могут выполнять всего объема международно-правовых обязательств, в том числе и в рамках Организации Объединенных Наций. Возникает задача обеспечения таких государств соответствующим технологическим, экономическим и политическим ресурсом для того, чтобы они могли находиться в этом международном сообществе. Естественно, на такие государства нельзя надеяться и в плане разработки антикризисных мер, антикризисных программ, которые сегодня составляют главную задачу любой внешней политики суверенного государства.
С этой точки зрения как раз Россия и Германия, объединяя свой потенциал, могут работать в направлении повышения уровня суверенитета, раскрытия прав и дееспособности каждой суверенной единицы. Уверен, что благодаря взаимной поддержке друг друга уровни взаимодействия и интеграционного переплетения России и Германии могут возрастать и в глобальном масштабе.
Думаю, что в ближайшем историческом времени должны произойти две вещи, которые усилят наше взаимодействие. Первое – это изъятие из текста Устава Организации Объединенных Наций положения о вражеских государствах. Это уже стало историческим и юридическим архаизмом, от которого надо избавиться.
Второе - несмотря на то, что сегодня существует достаточно серьезная группа государств, которые могут претендовать на пост постоянного члена Совета Безопасности, с моей точки зрения - европейца, политика, дипломата, ученого, - Германия в этом списке занимает первое место. И российская внешняя политика должна делать соответствующие шаги, акценты, направленные на реализацию этого положения.
Я думаю, что многое мы пережили. В нашей истории были и тяжелые страницы, но были и не только проблески, а настоящие радости – политические, а главное – человеческие.
Сегодня, готовясь к этой встрече, я поднял историческую хронику: оказалось, что первые германские племена очень активно включали в свой состав какие-то славянские племена. Не будучи специалистом-историком, я, тем не менее, полагаю, что уже тогда, задолго до нашего времени, такого рода сочетания оказывались благоприятным фактором развития. Может быть, через какие-то генетические ходы и конфигурации это начало, это объединение, это взаимопонимание и взаимная симпатия проявляются и сегодня. Будем же вместе работать над тем, чтобы продолжить эту линию нашей истории. |
|