Гезине Шван
Большое спасибо за приглашение, за гостеприимство, которое я почувствовала с самого начала. Меня попросили рассказать о немецкой точке зрения на политику.
Среди многих точек зрения на политику, которые существуют в Германии, я хотела бы выделить две типичные в том смысле, который вкладывал в это Макс Вебер. Одна точка зрения, широко распространенная в Германии, примерно такова: «Политика – это грязное дело, поскольку речь идет только о власти, об интересах; люди, занимающиеся политикой, пытаются получить какие-то преимущества; существует коррупция. Все это, прежде всего, не идет на пользу обществу. Политика – это политика партий, споры в парламенте и вне парламента, где люди нападают друг на друга - даже чисто лично. Словом, политика – нечто неприятное».
Другая точка зрения о политике выражает мое нормативное представление о ней: я имею в виду демократическую политику, построенную на компромиссах между различными интересами. Речь идет о демократической политике в плюралистическом обществе, в котором существуют различные интересы, определенным образом организованные, и существует спор между этими интересами, идеями, позициями. Спор – это вообще дело хорошее, потому что в нем рождается шанс, возможность путем аргументации пробиться к пониманию того, в чем состоит общественная польза. Политика в рамках демократии – полна споров. Спор между партиями и внутри партии – это хороший спор, когда он по делу, но не переходит на личности, когда люди не оскорбляют друг друга, а спорят по сути вопроса.
Первый тип политики, о котором я говорила, продолжает авторитарную традицию - она еще не полностью завершилась в Германии. Как я уже сказала, общий упрек состоит в том, что политика не служит общей пользе. Этот упрек связан с принципиальной разницей, которая есть между государством и обществом, между государством и политикой. Дело представляется так, будто бы общие блага приходят откуда-то извне. Например, в Веймарской республике была идея, что рейхспрезидент стоит над партиями, олицетворяет общее благо, а партии – эгоизм и бесконечные споры. Это авторитарная традиция, которая не нашла продолжения в демократии и не признает того, что государственная политика возникает из выборов и что это государство как национальное государство должно заботиться о разных интересах. Мы находим в современной Германии следы понимания политики как продолжения авторитарной традиции. Я думаю, что подобное понимание политики не исчезло и в России.
Демократическая политика учитывает интересы предпринимателей, художников, ученых, ищет компромиссы между интересами различных групп. В то же время идеальная модель демократической политики сегодня сталкивается с большими проблемами, поскольку она была создана для национальной государственной политики. А мы вынуждены констатировать, что экономическая глобализация очень ограничила возможности национальной политики. Поэтому второй тип политики, который должен влиять на экономическую глобализацию, на функционирование капиталистической рыночной экономики, обеспечивая связь безопасности и свободы, нуждается в координинации на международном уровне. При этом в число игроков должны войти не только традиционная политика, правительство, парламенты, известные из истории существования национального государства, но такие дополнительные игроки, как частный экономический сектор и организованное гражданское общество - они вносят свой важный вклад в развитие международной политики.
Частный сектор и организованное гражданское общество могут войти в число таких игроков только через выборы и законодательство. Но частный сектор должен делать для общества больше, чем до сих пор: он должен заниматься такими проблемами, как загрязнение окружающей среды, чрезмерное расходование энергии, конфликтные отношения на предприятиях. Частный сектор должен чувствовать себя ответственным за экологическую политику, устойчивое развитие и учитывать это в своей экономической деятельности.
Организованное гражданское общество может создавать коалиции по долгосрочным интересам, взывая к глобальному общественному мнению, в частности через Интернет, а также заниматься мониторингом и контролем в гораздо большей степени, чем это делают традиционные органы.
Промежуточная ступень – это Европейский Союз, который, конечно, играет очень важную роль, но для ее рассмотрения потребовался бы отдельный разговор. Поэтому, завершая свое выступление, я хотела бы выразить надежду, что нынешний кризис, ставший глобальным, доказал нашу взаимозависимость во всем мире. Это поможет нам найти новую модель глобального управления, посредством которого мы сможем осуществить традиционные цели политики, цели обеспечения свободы и безопасности.