РЕЗЮМЕВ центре внимания участников дискуссии оказались две проблемы: будущее Евросоюза и перспективы развития отношений между ЕС и Россией. Практически единогласно эксперты отмечали, что, на фоне незаурядных достижений в деле европейского объединения, особенно заметными стали проявившиеся в последнее время серьезные затруднения ЕС в достижении двух своих стратегических целей – эффективной экономической интеграции и превращения союза в консолидированный политический субъект. Около 15 лет может потребоваться ЕС, чтобы экономически переварить вхождение новых членов в союз. После трагических событий 11 сентября 2001 г. наглядно подтвердилось, что политический вес ЕС не соответствует его экономической мощи.Два этих обстоятельства ставят ЕС перед принципиальной проблемой определения своих стратегических целей в меняющемся внешнеполитическом и стратегическом контексте, который всегда имел определяющее значение для судеб европейской интеграции. В настоящее время Евросоюзу предстоит резко интенсифицировать выработку консолидированной военной политики, но и это направление является лишь частью ответа на новые глобальные вызовы, проявившиеся после 11 сентября со всей определенностью. Отмечалось, что ЕС достиг предела своей функциональной сложности, и это заставляет Союз всерьез заняться поиском нового оптимального соотношения между усложняющейся системой управления и снижающейся эффективностью принимаемых решений. Специфической проблемой Евросоюза является также дефицит демократии – недостаточное (по меркам самого ЕС) участие граждан в выработке политики интеграционного объединения. (Здесь надо сразу оговориться, что дефицит демократии в ЕС и в России – разные вещи.) Вместе с тем, хотя актуальные и потенциальные проблемы Евросоюза могут придать его динамике неустойчивый характер, это ни в коем случае не приведет к распаду интегрированной Европы. Большинство участников обсуждения были склонны видеть будущее ЕС в довольно оптимистических тонах, подчеркивая безальтернативность сотрудничества с ним для России. Более того, по единодушному мнению отечественных экспертов, стратегической целью России должна быть интеграция (в тех или иных формах) в ЕС. Однако сама возможность публичной постановки этой цели всецело зависит от цивилизационного, геополитического и политико-экономического самоопределения России, ответа на вопрос: является ли наша страна частью европейской цивилизации? готова ли она принять ее правила игры при одновременном сохранении своей этнокультурной особости или же нет? Обретение Россией цивилизационной, государственно-гражданской и национальной идентичности составляет фундаментальную предпосылку российской политики в глобальном мире. Постепенное осознание общности стоящих перед Россией и ЕС глобальных вызовов, изменение мирового стратегического контекста, в принципе, способствовали созданию нового, позитивного, фона наших взаимоотношений. В частности, несколько приглушена острота проблемы НАТО, которая носила ключевой характер в стратегическом треугольнике Россия – Европа – США. Однако общность или близость стратегических целей России и ЕС не привела к полномасштабному сотрудничеству, что, прежде всего, связано с отсутствием достаточной степени взаимного доверия. Стратегическая линия Евросоюза по отношению к России характеризуется заметной осторожностью, прагматизмом и в решающей степени зависит от реального продвижения России по пути политической демократии, экономических реформ и приверженности нашей страны базовым ценностям, разделяемым европейскими демократиями. В этом смысле, как России, так и ЕС предстоит еще проделать долгий путь навстречу друг другу, дабы от нынешних попыток прагматического сотрудничества перейти к полноценному стратегическому партнерству. При этом в рамках ЕС существуют различные позиции и точки зрения относительно сотрудничества с Россией; в настоящее время роль локомотива, тянущего Россию к ЕС, принадлежит Великобритании. Российская политика в отношении ЕС также носит подчеркнуто прагматический характер, что является естественной реакцией на нашу прежнюю евроэйфорию и пришедшую ей на смену настороженность. В настоящее время Россия пытается сочетать поиск оснований для стратегического сотрудничества с ЕС с одновременным продвижением своих политических и экономических интересов. Серьезным препятствием на пути последних нередко выступает дискриминационная позиция Комиссии ЕС, которая, в частности, пыталась навязать России невыгодные для нее условия вступления в ВТО. Преодолеть эти препятствия и придать новый импульс развитию отношений между Россией и ЕС в значительной степени позволяет диверсификация российской политики на европейском направлении, в частности, «особые» отношения президента В. Путина с премьер-министром Э. Блером (в меньшей степени – с федеральным канцлером Г. Шредером). Эксперты выделили ряд перспективных направлений сотрудничества между Россией и ЕС, развитие которых может вывести наши отношения на новый уровень. Помимо совместного противодействия таким общим вызовам и угрозам, как международный терроризм, организованная преступность, торговля ядерными материалами и т.д., это: программа энергетического сотрудничества, вступление России в ВТО, решение визовой и транзитной проблемы для калининградского эсклава, финансирование со стороны ЕС ряда российских реформ (в частности, модернизации российского законодательства), ядерно-экологическая программа, сокращение советской части внешнего долга и т.д. |
|