Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Степанянц М.Т.

Я внимательно прочитала обсуждаемую книгу, читала ее с карандашом в руках. Но не буду говорить о всех соображениях по ее поводу, отмечу лишь те моменты, которые вызвали у меня критическую реакцию. Она связана с тем, что, как мне кажется, в канву книги (см. стр. 51-ю) введен тезис С.Хантингтона о том, что в XXI веке самыми серьезными угрозами международной безопасности будут культурные, а не экономические или политические проблемы. В книге есть и совсем другие мысли, идеи, тем не менее, этот тезис принят без возражений. На мой взгляд, тезис не просто ошибочный, а весьма лукавый и уводящий в сторону, переключая внимание мировой общественности от реальных проблем к различиям культур.
Толстых В.И. Эту идею, как и концепцию Ф.Фукуямы «конца истории», они как раз критикуют.
Степанянц М.Т. Тогда простите. Я зачитаю сам текст: «В ХХI веке самыми серьезными угрозами международной безопасности будут культурные, а не экономические или политические проблемы».
Согласитесь, что на Хантингтона часто ссылаются, и потому диалог культур рассматривается в основном как способ снятия разногласий, противоречий, которые существуют исключительно в сфере культуры.
Поэтому нам прежде всего надо определить, каковы цель и возможности диалога? Может ли он действительно разрешить самые важные принципиальные проблемы, которые стоят перед человечеством, а именно: «разрыв» между бедными и богатыми; демографическую проблему, о которой здесь говорилось; цивилизационные перемены и т.д., или нет?
Я думаю, что диалог - лишь один из методов разрешения проблем. Метод, который подготавливает тех, кто участвует в разрешении проблем, облегчает ситуацию, но не разрешает ее. Меня смутило также, что когда говорится о диалоге цивилизаций, предполагается, что он должен в конечном счете привести к созданию некой глобальной этики.
Так, на страницах и 37-й, и 38-й говорится об общих, универсальных ценностях: «Наш диалог предполагает существование общих универсальных ценностей. …Мы признаем существование «глобального общего знаменателя», который кто-то, вероятно, назовет «глобальной цивилизацией», имея в виду общие для нас этические стандарты и ценности как основу глобальной этики».
Далее на стр.50 говорится, что «идеалы рыночной экономики, демократии, гражданского общества и прав человека, без сомнения, разделяют все». Надеюсь, вы согласитесь, это вовсе не несомненные ценности. На самом деле речь идет о ценностях, на базе которых проводится политика глобализация, направленная на поддержание той системы ценностей и той цивилизации, которая находится в кризисном состоянии. То, что именуется «западными» ценностями, вовсе не бесспорно для представителей других культур и цивилизаций.
В 1995 году в Гонолулу состоялась 7-я Международная конференция философов «Восток-Запад», специально посвященная проблеме демократии и справедливости. Организаторы конференции очень хотели тогда видеть в качестве основного гостя Михаила Сергеевича. Крушение советских политической и идеологической систем рассматривалось как еще одно подтверждение того, что демократия – это тот идеал, который разделяется всеми.
Когда на конференцию приехали представители 34 стран и в течение двух недель обсуждали заданную тему, выяснилось, что американцы заблуждаются. И китайцы, и индийцы, и мусульмане, причем люди, которые получили западное образование, точно и детально объяснили, почему ценность демократии не является для них бесспорной, а содержание понятия справедливости в этих культурах совсем не то, вкладывается в него в западной культуре. И потому демократия не воспринимается ими как наилучшее средство достижения справедливости.
Горбачев М.С. В последней американской доктрине безопасности обосновывается необходимость и возможность превентивных ударов по странам, где попираются демократия, права человека и т.п.
Степанянц М.Т. Кстати, о «правах человека». Вы знаете, что западная постановка вопроса о правах человека вызвала серьезное сопротивление, скажем, в Китае. И на то есть основания, потому что в традиционных культурах право и долг соотносятся не так, как они соотносятся в западной культуре
Поэтому всё не так бесспорно, как может показаться с первого взгляда. Тем не менее нахождение каких-то точек соприкосновения необходимо для того, чтобы человечество выжило и при этом снимались напряженность, конфликтные ситуации.
Я полагаю, что в процессе работы над проектом нам прежде всего следует определить, что мы понимаем под диалогом культур, каковы его цели и какие у него возможности.
По моему мнению, целью диалога культур является создание благоприятных условий, благоприятной обстановки, подготовка участников к совместному разрешению прежде всего конкретных проблем, которые стоят перед человечеством в целом. Это могут быть, скажем, экологические проблемы, проблемы, связанные со здоровьем людей и т.д.
Далее – это снятие напряженности, связанной с этническими и конфессиональными конфликтами, когда диалог используется для нахождения каких-то общих позиций между культурами и между религиями, тем самым способствуя взаимопониманию.
И, наконец, очень важный момент, о котором говорил Вячеслав Семенович, - выход на новый тип цивилизации, нахождение точек роста в результате изучения того наследия, которое имеет другие традиции. В.С.Степин ссылался больше всего на китайскую традицию. Мне бы хотелось, чтобы были использованы и индийские материалы, которые, безусловно, работают на все его тезисы.
Что касается методов ведения диалога, здесь я могла бы предложить для своего доклада в будущем три темы. Я не знаю, какая больше подойдет.
Первая – это подготовка к участию в диалоге через образование. Образование на Западе остается по-прежнему западноцентристским, и у нас оно такое же. Образование на Востоке чаще всего востокоцентристское. Поликультурное образование – ключ к подготовке того молодого поколения, которое подключится и сумеет продолжить диалог на более высоком уровне.
Вторая тема связана с устранением тех препятствий, которые стоят на пути диалога. Я имею в виду «препятствия» в виде фундаментализма и фанатизма, которые присутствуют не только в исламе, но фактически во всех религиозных учениях. Это и христианский фундаментализм, и наш православный, а также индуистский и т.д., и т.д.
Как снять «препятствие», выступающее в форме религиозного фундаментализма, которое стоит на пути культурного диалога в целом и конфессионального, в частности? Я думаю, что лучше всего это сделать, используя те потенции, которые содержатся в самих вероучениях. Что это за потенции? Я вижу тут несколько моментов. Во-первых, существующее во всех религиозных традициях мистическое направление, потому что мистицизм, в общем, имеет очень много точек соприкосновения в разных культурах. Я могла бы это подробнее показать на примере ислама.
Во-вторых, реформаторское направление, представленное в книге, которую я подарила Михаилу Сергеевичу, во взглядах Мухаммада Икбала. Реформаторство направлено на критическое отношение к своей собственной традиции. Оно отказывается от последней, переосмысливая ее в свете новых вызовов времени.
В-третьих, секулярное направление, которое тоже есть во всех культурах, но с секуляризмом работать сложнее, потому что он часто отвергается религиозным сознанием как нечто ему чуждое.
В заключение хотелось бы еще обратить внимание на направленность диалога. Ведь мы все время говорим о диалоге как бы в мировом контексте. Очень важно, однако, чтобы речь шла также о диалоге в нашем внутрироссийском контексте.
Здесь можно было бы подробнее обосновать необходимость диалога в связи с поиском идентичности не только на федеральном - национальном - уровне, но и с поиском идентичности различных народов, этносов, конфессиональных групп, потому что на самом деле то, что происходит сегодня в России, это поиск идентичностей не в единственном, а во множественном числе. Поиск такого рода, как справедливо заметил Зигмунт Бауман, «полон шума и ярости», которые нельзя преодолеть иначе, как с помощью диалога.
Я готова предложить доклад по любой из трех тем, которую вы сочтете наиболее интересной.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги