Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Капица С.П.

Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич! Уважаемые коллеги! Мне предстоит рассказать Вам о том международном проекте, результаты которого лежат перед вами. Я кратко остановлюсь на том, как возник он сам, а затем отвечу на вопросы, которые возникают при чтении обсуждаемой книги.
Десять лет назад в США появилась книга «Столкновение цивилизаций» американского историка и публициста Самуэля Хантингтона, в которой будущий мир представлен как столкновение ислама и христианства. Многим тогда этот подход показался прямолинейным. Однако после события 11 сентября 2001 года этот взгляд как будто получил подтверждение и отражение в официальной политике Вашингтона. В то же время просвещенные деятели мусульманского мира выступили против этой концепции, а президент Ирана Хаттами обратился к Объединенным Нациям в 2000 году с предложением обсудить альтернативу не столкновения, а диалога цивилизаций. Это предложение получило признание, тем более, что это никого особенно ни к чему не обязывало. В результате ООН единодушно приняло резолюцию, в которой 2001 год был объявлен Годом диалога цивилизаций.
Одновременно Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил написать книгу «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями». Для участия в рабочую группу было приглашено 18 человек из разных стран, которые должны были в личном качестве участвовать в этом проекте, а руководство этим проектом Кофи Аннан поручил своему доверенному лицу и помощнику Джандоменико Пикко. Последний двадцать пять лет был послом по особым поручениям при Генеральном секретаре, вел переговоры с различными террористическими группами, захватывающими в заложники сотрудников ООН. Таких случаев было около ста. О своем опыте ведения переговоров Пикко написал занимательную книгу: «Человек без оружия», имея в виду что только так, «голым и босым», он мог разговаривать с этими людьми, которые считали его шпионом чуть ли не всех разведок мира. В настоящее время он ушел в отставку и заведует консультационной фирмой в Нью-Йорке, но по-прежнему тесно связан с Объединенными Нациями и ее Генеральным секретарем.
Нужно было решить, что делать: создать обычный сборник статей разных деятелей и затем сшить их в одну книгу - по сути самый простой способ ответить на запрос, или написать единый текст. Пикко предпочел второй вариант, который был принят участниками проекта. В течение года мы трижды собирались: сначала в Вене, затем в Дублине и, наконец, в Катаре, в Дохе, где были гостями эмира катарского. Никаких денег нам не платили, но все условия для работы были обеспечены. Мы обменивались мнениями и мыслями по электронной почте и в таком интерактивном режиме создали английский вариант этой книги, который был принят всеми авторами 8 сентября в Дохе, в Катаре, за три дня до известных событий в Нью-Йорке.
Естественно, после этого книга была срочно напечатана, и 8–9 ноября она была представлена Генеральной Ассамблее Объединенных Наций, а ее авторы были приглашены в Нью-Йорк, где были приняты г-ном Кофи Аннаном, который два часа беседовал с нами, несмотря на то, что в это время шла сессия Генеральной Ассамблеи. Затем каждому из нас было предложено выступить на Генеральной Ассамблее в течение пятнадцати минут, чтобы осветить саму эту проблему. Надо учесть, что к самой идее диалога в Америке отношение, я бы сказал, резко отрицательное. Но книга издана в Америке, при содействии и поддержке одного из американских католических университетов. Затем была переведена на русский язык, и результат перед вами.
Я не буду подробно излагать содержание книги. Она адресована широкой аудитории. Это отнюдь не пропагандистский памфлет, а скорее, общедоступный аналитический обзор проблемы, где показано, как эволюционирует понятие диалога и почему современный мир неизбежно приходит к мысли о необходимости диалога цивилизаций.
Выступая на Генеральной Ассамблее, я напомнил о диалоге советских и американских ученых, которые в течение 25-30 лет исследовали проблему глобальной ядерной опасности. Тогда участники диалога пришли к выводу, что ядерная война - это абсолютный тупик, ведущий к уничтожению всего и вся на планете. Этот диалог не очень афишировался, но работал как канал установления взаимопонимания между двумя странами в критические моменты мировой истории. Диалог привел к целому ряду международных соглашений, в первую очередь, по ограничению производства и распространению ядерного оружия, а затем и запрещению ядерных испытаний. Важным достижением была целая система договоров по запрещению химического и бактериологического оружия, включая и договор по ПРО, который поставлен сейчас под сомнение американской администрацией.
Для меня также памятно участие, по существу, в единственном диалоге христианских церквей, когда, пятнадцать лет тому назад, удалось благодаря Совету церквей собрать на съезд всех христиан в Базель, куда приехали две тысячи священников. Я был приглашен, чтобы объяснять им последствия глобальной ядерной войны, вроде эксперта по ядерной эсхатологии. Сейчас, из-за позиции некоторых кругов нашей церкви и ряда других изменений такая встреча была бы менее вероятна. Но тогда эта возможность была использована. Эта встреча запомнилась мне именно как пример диалога.
Горбачев М.С. Я тоже участвовал во Всемирной встрече конфессий, где были представлены все религии, выступив с докладом на тему «Человек в меняющемся мире». Это было лет пять назад. А что бы Вы сказали о реакции на книжку?
Капица С.П. Пока мы не получили никаких больших отзывов. Есть перевод на немецкий, итальянский, японский и испанский языки. Сообщение о русском переводе очень обрадовало Пикко. Но отзывов практически нет, и я не могу понять, в чем дело. Хотя американцы совершенно определенно стараются как-то блокировать это дело. И потому особенно важно, что мы здесь в Фонде собрались и обсуждаем эту тему и проблему.
Толстых В.И. Сергей Петрович, но фрагменты книги опубликованы в «Российской газете»?
Капица С.П. Совершенно верно. Осенью прошлого года, после выхода русского издания, ко мне обратилась «Российская газета» с предложением в 10-ти номерах в течение десяти недель опубликовать выдержки из этой книги с комментариями, чтобы адаптировать ее к российским условиям. Это была довольно серьезная серия публикаций, связанная, поимо основной цели, и с дискуссией о том, что делать в Чечне – идти по пути диалога, или же продолжать войну. Отмечу, что публикации этой серии предшествовала большая статья Е.М. Примакова – шесть пунктов о том, как можно и следует урегулировать чеченский конфликт.
Горбачев М.С. Мне кажется, что нынешняя ситуация – Запад и Америка, Америка и Ирак – это как раз отрицание этого.
Капица С.П. Да, это отрицание пути диалога.
Горбачев М.С. Ставка делается на силу, а не на диалог. Это возврат к прошлому.
Капица С.П. Мне кажется, что проблему диалога вообще следует рассматривать в мировом масштабе и контексте, а не только в связи с текущими конфликтами, будь-то Ирак или Чечня. Она имеет большое значение для России, для определения нашей внутренней политики, поскольку страна представляет собой суб-глобальную структуру. И в Советском Союзе, и теперь в России, особенно с учетом появления сопредельных стран, возникают проблемы, имеющие все признаки глобальных проблем. Поэтому диалог важен и в разрешении наших внутрироссийских проблем.
На наших дискуссиях при рождении книги затрагивалась проблема прав человека и его ответственности. Ведь диалог надо рассматривать как проявление ответственности людей за происходящее. Вы, Михаил Сергеевич, входили в группу в составе руководителей Европы во главе с Хельмутом Шмидтом и Жискаром д´Эстеном, которые предложили свой проект Хартии ответственности человека. Мне также приходилось два раза участвовать в составлении Хартии ответственности человека в дополнение к Хартии прав человека. Первой была группа, которую поддерживало итальянское правительство, и ее возглавляла лауреат Нобелевской премии по физиологии Рита Леви-Монтальчини. В эту группу входила группа европейских интеллектуалов, куда я и был приглашен. Потом была испанская группа, поддержанная ЮНЕСКО, которую возглавлял Голдстоун, известный международный судья, который был советником Нелсона Мандела в период реформ в Южной Африке, а затем стал членом и председателем Гаагского трибунала.
Отмечу, что каждый раз при обсуждении идеи о необходимости создать Хартию ответственности мы натыкались на возражения американцев: есть права человека, а все остальное – это второстепенно, отвлекает от главного. Однако Восток и, в первую очередь, Япония и Китай, и даже Индия, настаивали на примате ответственности, на том, что права человека являются производными от ответственности, что именно ответственность должна быть поставлена на первое место в отношениях человека и общества. Эту принципиальную разницу в подходах к диалогу надо нам иметь в виду и учитывать в наших дискуссиях. Это вопрос не только жизненно практический, но и концептуальный. Без решения вопроса об ответственности, причем взаимной, нельзя строить диалог и надеяться на его позитивные результаты. Этот тезис частично нашел отражение в книге. Однако и в этом тексте было нелегко отразить то, о чем я сейчас говорил. Еще предстоит преодолеть различие взглядов на основные ценности человеческого бытия, как они сложились и трактуются в разных цивилизациях, в том числе и вопрос об ответственности и правах человека в обществе.
Это главное, о чем мне хотелось бы сказать. Если говорить уже о нашем проекте, то, как мне кажется, надо постараться выяснить, в чем причины раздоров и конфликтов в современном мире. Я думаю и убежден в том, что это вовсе не противоречие между мусульманским и христианским миром. В конце концов, Япония не является частью христианского мира, но и она противостоит идее якобы неизбежного столкновения цивилизаций. И не религиозный фактор тут важен, здесь важно нечто другое, что нам предстоит выяснить.
Может быть, я слишком односторонен в своем подходе к проблеме, анализируя ее с позиций демографических факторов. Но оказывается, что по целому ряду культурных параметров и по экономическим соображениям страны того же ислама находятся сейчас на восходящей ветви демографического перехода. У них высокая рождаемость, масса активных молодых людей, которые приходят в основном из деревень в города. Это и энергия истории, и взрывчатый материал: либо это солдаты армии, либо трудовые ресурсы, либо наркотики, преступность и уже деклассированные элементы, которые возникают в обществе. С другой стороны, надо видеть и признать, что, в отличие от христианства, особенно после его реформации, ислам мало что сделал для экономического развития и процессов модернизации. В определенной мере это верно и для традиции православия, не прошедшей через реформацию перед капиталистической модернизацией.
Об всем этом можно прочесть, начиная с Некрасова, у Горького и Ленина о том, какой была Россия перед Первой мировой войной. Многое здесь напоминает то, что сейчас происходит в мусульманском мире. Те же талибаны – это были молодые люди без кола и без двора, которые приходили в города и становились либо пролетариатом, либо попадали в армию. Эти процессы по существу и сейчас различают мир. Развитые страны - Европа, США, Россия и Япония - уже прошли через эту стадию.
Стадии этих процессов четко выражены в различии демографического состояния общества. Демографический состав России таков, что уже сейчас у нас людей старшего возраста больше, чем людей младшего возраста. Причем мы еще не дошли до высшей точки полной дифференциации. Она появится позднее, к концу текущего века. Тогда во всем мире будет приблизительно в три раза больше людей старшего возраста по сравнению с людьми младшего возраста до 15-ти лет, в то время как сейчас в мире приблизительно в три раза больше населения молодого, чем старшего. А в развитых странах эта «тележка» уже опрокинулась. В развитых странах, в отличие от развивающихся, просто нет этих когорт молодого населения, откуда черпаются массовые армии, которые уже невозможно создать. Так Россия, население которой росло в начале ХХ века на два процента в год, через Первую мировую и гражданскую войны пропустила через свою армию около 10 млн. людей. Сегодня, как вы знаете, мы не можем набрать даже миллионную армию. И такое положение не только в нашей стране.
В рамках книги проблема терроризма подробно не обсуждалась. Просто потому, что она была закончена за три дня до того события, которое заставило людей думать об этом. В этой связи возникает провокационный вопрос: что лучше – война или терроризм? Вы скажите, что оба хуже. Но что, все-таки, хужее?! Если взять анализ демографических потерь во время Первой и Второй мировых войн (это самая крупная катастрофа в истории человечества, когда 8 процентов мирового населения было потеряно), то суммарные потери за 40 лет двух этих войн составляли 280 млн. людей. Это косвенные потери, так как в современной войне – где бы она ни велась: в Европе, Афганистане, Чечне или в других местах - потери среди мирного населения во много раз больше, чем потери среди военных. А в дистанционной войне, которую сейчас ведет Америка, эта пропорция еще больше. Если посчитать, что означали эти потери, то в течение 40 лет каждый день человечеству недоставало 20 тысяч человек. За это время приблизительно 150 тысяч людей прибавлялось в мире в среднем в сутки, но 20 тысяч – это был как бы недобор, в первую очередь, среди мирного населения, который существовал в течение всего этого промежутка времени. Поэтому потеря трех тысяч, которые произошли 11 сентября в Нью-Йорке, - это даже по тем меркам совсем немного.
Мне хотелось бы, чтобы эти цифры люди запомнили. Современная война – и это следует понять – приводит к коллапсу цивилизации, разрушению здравоохранения, образования, культуры. Обратимся к Чечне. Там за десять лет выросло поколение, которое не знает школы, и ничего, кроме автомата и убийства своих близких, в своей жизни не видело. Это, наверное, одна из самых серьезных проблем: как ввести это поколение в нормальную жизнь?
Ведь это катастрофа для целого поколения, и это те, которые пришли на НОРД-ОСТ. Парадокс в том, что спектакль по существу сделан для них, но эти молодые люди оказались не по ту сторону занавеса. Это их трагедия в такой же степени, как и для всех остальных, кто тогда был в театре. Это иллюстрирует масштабы явления, с которыми нам приходится иметь дело, и на что еще может наложится наличие ядерного оружия. Правда, от мин и автоматов погибло многим больше людей, чем от оружия массового уничтожения, которое ныне доминирует в сознании многих.



 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги