4. Россия в «большой квадратуре»
В «большой квадратуре» важную конструктивную роль может играть и уже играет взвешенная позиция России, ее активная политика на Корейском полуострове и вокруг него.
В отличие от других крупных держав, действующих в АТР и СВА, Россия менее всего руководствуется в отношениях с Кореей какими-либо претензиями на доминирующие позиции в сфере экономики и политики. При этом Россия более чем другие в четырехугольнике заинтересована в урегулировании корейской проблемы, вплоть до воссоединения Кореи мирным путем на демократических началах. В отличие от других держав у нее нет сдерживающих моментов в отношении к процессу сближения двух Корей. Ее коренной интерес состоит в том, чтобы у ее восточных границ в конечном счете появилось на Корейском полуострове единое, крупное демократическое государство, играющее важную самостоятельную роль в регионе, поддерживающее с Россией партнерские отношения, тесно сотрудничающее с ней в сфере экономики и культуры, в развитии дальневосточных районов.
Такой заинтересованности нет ни у Вашингтона, ни у Пекина, ни у Токио. В этом уникальность и выигрышность российской позиции в «большой квадратуре». Она открывает уникальные возможности для активного маневра в пользу решения корейского вопроса в национальных интересах самой Кореи. Это позволяет России в известной степени сглаживать противоречия в «большой квадратуре», оказывая сдерживающее влияние на идеологизированные подходы с противоположными знаками США и Китая к северокорейскому режиму.
Возможности России во взаимодействии с КНР в корейском вопросе определяются всем комплексом российско-китайских отношений. В стратегическом плане интеграционные процессы в СВА и АТР побуждают две державы к более тесному сотрудничеству, в котором Китай может обрести дополнительные ресурсы для экономического развития и дополнительную опору в сложной «игре» мировых политических сил в этом регионе. В наибольшей степени этому отвечает курс на мирное урегулирование проблем на Корейском полуострове. Следовательно, нынешнее развитие российско-китайских отношений и внешняя политика РФ в поддержку многостороннего сотрудничества с Китаем позволяют рассчитывать на более тесную координацию усилий двух стран в решении корейского вопроса.
Российско-американское взаимодействие по корейской проблеме пока едва заметно. Дух сотрудничества и партнерства между США и Россией в поиске решений узловых проблем мировой политики создает некоторые возможности для России выступать в качестве медиатора противоречий, существующих на Корейском полуострове и в СВА. Россия, судя по последним событиям, готова занять более активную позицию по вопросу северокорейской ракетно-ядерной программы, которая, по мнению американцев, является основным препятствием в деле нормализации между США и КНДР. Разумеется, голос России может прозвучать и в том случае, если действительно возникнет опасность применения Соединенными Штатами в Корее «иракского» или «афганского» вариантов.
Что касается взаимодействия России и Японии по корейским делам, то факты последнего времени показывают, что и здесь имеются немалые возможности. Главный козырь России в диалоге с Японией – это стратегическая перспектива региональной интеграции в СВА с включением богатейших ресурсов Сибири и Дальнего Востока. В этом контексте качественное изменение ситуации на Корейском полуострове, превращение этой территории из зоны напряжения в зону интеграции, предстают как важнейший и необходимый элемент регионального развития, мобилизации и кооперирования сил всех государств СВА, способных вывести его на уровень современных технологических и гуманитарных требований.
Непременное условие успешного выполнения Россией своей роли в корейском урегулировании - сохранение собственной независимой и беспристрастной позиции, влияющей на общий вектор развития ситуации на Полуострове в направлении сближения двух Корей. С этой точки зрения, вряд ли приемлемы советы, ориентирующие Россию, а также Китай на простое присоединение к трехстороннему механизму (США, Япония, Южная Корея) для выработки и предъявлений определенных требований к КНДР1. Такой подход, как в прошлом наглядно продемонстрировал опыт козыревской дипломатии, лишает Россию самостоятельности оценок, а значит и реальных средств воздействия на ситуацию.
Многое зависит и от эффективности экономической политики России в восточном направлении. Как справедливо отмечает один из аналитиков, соединяя «высокие технологии Японии, опыт и промежуточные технологии Кореи и ресурсы Китая…, Северо-Восточный Азиатский блок легко добьется глобальной конкурентоспособности» 2. Если к этому добавить еще и богатый ресурсный потенциал России, то перспектива интеграции СВА выглядит многообещающе.
Россия обладает поистине неисчерпаемыми ресурсами и большим научно-техническим потенциалом для гораздо более активного участия в экономической и политической жизни СВА и АТР. Пока же даже ресурсы Дальнего Востока и Восточной Сибири либо не задействованы вообще, либо ориентированы в основном на западные образцы и западные связи.
К сожалению, сегодня, возможности влияния России на международные процессы в регионе существенно ограничены тем, что Россия ослаблена затяжным системным кризисом, из которого она только начала неуверенно и медленно выбираться. Но это тем более подчеркивает необходимость нашей активной политики.
«Да, мы слабые, - отметил М.С.Горбачев на круглом столе по проекту, - но мы ведь были не раз слабыми и становились сильными…. Из этого надо исходить. Самое большое совпадение интересов среди «квадратуры» – это у России с той и другой Кореей. И там это знают и понимают. В разговорах просто открытым текстом говорят об этом. Корейцы очень надеются на Россию. И чувствуют хорошо различия углов в этой квадратуре. Поэтому, мне думается, нам не надо вооружать наше руководство такими аргументами в духе: «Ну, а что мы сделаем, раз мы такие!». Нет, я думаю, что мы можем очень многое сделать. В этих случаях часто решает политика, участие, позиция. Это очень важно, особенно, если учесть, что у нас сейчас очень хорошие отношения и с Южной Кореей, и с Северной Кореей. Это тоже говорит о наших возможностях. В связи с этим я бы стимулировал нашими аргументами политическое руководство страны» 3.
Роль России на Корейском полуострове и в СВА, ее участие в решении имеющихся здесь проблем, в том числе и проблемы корейского воссоединения, зависят от самой России, от способности и воли ее правящей элиты не на словах, а реально повернуть экономику восточных регионов к Востоку, вписать ее в развертывающиеся там интеграционные процессы. Нужны целостная социально-экономическая модель и стратегия развития российского Востока, направленные на его органическое включение в интеграцию АТР и СВА. Это позволило бы России обеспечить ее достойное место в развитии АТР и СВА, в том числе ее роль в процессах, происходящих на Корейском полуострове.
1См. Круглый стол «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», сс.26-28.
2Yoo Jin Seok, «New Era of Economic Cooperation Between Korea, China and Japan», Samsung Economic Research Institute Korean Economic Trends (online), 3.48 (1999), 19.
3Круглый стол «Корейская проблема в квадратуре Россия – США – Китай – Япония», с.38-39.