2. Китайский аспект
Важнейшим фактором воздействия на ситуацию, складывающуюся на Корейском полуострове, и на перспективы ее развития является Китай, имеющий с Северной Кореей сухопутную границу протяженностью более тысячи трехсот километров.
Корейский полуостров расположен в зоне важнейших жизненных интересов КНР, ее национальной безопасности. Здесь пролегают морские коммуникации, связывающие северную и южную части страны и обеспечивающие выход Северного Китая в Тихий океан и в Японское море.
В позиции Китая по корейскому вопросу большое значение имеет исторический бэкграунд. Давние крепкие узы связывают две страны и два народа. Общая освободительная борьба против японского колониализма, общее и практически одновременное наступление коммунистической фазы развития 1948 г. (КНДР), 1949 г. (КНР). Их объединила логика послевоенного развития в регионе. Китай был одним из главных акторов происшедшей на территории Кореи открытой пробы сил в рамках сложившейся после Второй мировой войны биполярной системы международных отношений. За возможность развития Северной Кореи «по социалистическому пути» Китай заплатил большой кровью. Примерно миллион китайских солдат и офицеров погибли в военных действиях против США1, отстаивая, как это интерпретировалось тогда «завоевания социализма» от «вооруженного вмешательства» американского империализма. Такие события надолго запечатляются в исторической памяти народов, сказываясь даже многие годы спустя на политическом мышлении и поведении как граждан, так и власти.
Китайская поддержка северокорейского режима обусловлена престижными мотивами великой державы, а также прагматическими соображениями удержания КНДР на своей стороне в той сложной обстановке, которая существует в СВА и АТР.
Конечно, не все в отношениях двух государств складывалось гладко, в особенности после вступления Китая на путь глубокой трансформации и основательной переоценки ценностей. Принятая Китаем стратегия «рыночного социализма» не встретила понимания в Северной Корее. Отношения между КНР и КНДР начали давать «трещины». В 1992 г., когда КНР установила дипломатические отношения с РК, между Пекином и Пхеньяном возник кризис.
В 1993 г. Ли Пэн озвучил принципы обновленной политики Китая на Корейском полуострове, включавшие признание двух Корей и безъядерного статуса полуострова. Однако в 1998 г. Китай был поставлен перед фактом запуска северокорейской ракеты, что вновь осложнило отношения Пекина и Пхеньяна.
К концу 90-х годов отношения Китая с Северной Кореей вновь нормализуются. Два визита Ким Чен Ира (в мае 2000 и 2001 гг.) обозначили восстановление реального китайского влияния на КНДР. В ходе состоявшихся переговоров Китай поддержал Северную Корею в ее диалоге с Югом. Вряд ли случаен тот факт, что майский визит (2000 г.) Ким Чен Ира в Китай состоялся за три недели до исторического саммита Севера и Юга в Пхеньяне.
Нынешняя политическая ситуация в китайско-северокорейских отношениях определена в значительной степени визитом Председателя КНР Цзянь Цзэминя в Пхеньян (сентябрь 2002 г.). На переговорах обсуждались ключевые темы, прежде всего, итоги саммита Север-Юг. Складывается впечатление, что Китай поддерживает проведение второго саммита в Сеуле. Дебатировались и вопросы военного сотрудничества. Эта тема весьма сложна. Развитие военно-технических связей ограничивается неплатежеспособностью Северной Кореи. Недовольство Пекина вызывает и нежелание Пхеньяна открывать Китаю свои ракетно-ядерные технологические секреты.
Годовой оборот торговли КНР и КНДР составляет 490 млн.долл., из которых 450 млн.долл. – экспорт Китая в Северную Корею. Долг КНДР Китаю в 4,5 млрд.долл. практически списан Пекином. Оказывается и безвозмездная помощь, которая, правда, в последнее время стала дозироваться. Она снизилась с 50 млн.долл. в 1999 г. до 20 млн.долл. в 2002 году.
Большое влияние Китая на КНДР очевидно. Однако это влияние не афишируется обеими странами. Китай своим примером побуждает северокорейский режим к введению элементов рыночной экономики и международному экономическому сотрудничеству. Заявления Ким Чен Ира о начинающихся в Северной Корее рыночных реформах воспринимаются в Пекине позитивно. Можно предположить, что руководство Китая надеется, что рано или поздно КНДР начнет проводить китайскую модель реформ2.
Какова же под этим углом зрения позиция Китая в вопросе о перспективе объединительного процесса в Корее? Формально Китай никогда не был принципиальным противником воссоединения двух частей Кореи. По сути дела, корейская война 1950-1953 гг. со стороны руководства КНДР, поддержанного Сталиным и Мао Цзэдуном, и была попыткой объединения страны вооруженным путем. Провал этой попытки, собственный опыт «культурной революции» и начавшиеся позднее реформы привели к тому, что в сознании руководителей КНР утвердилось новое видение перспектив объединения Кореи, базирующееся на признании новых реальностей.
Некоторые исследователи утверждают, что «достижение единства Кореи с точки зрения долговременных интересов не устраивает Пекин, ибо наличие мощной, динамично развивающейся единой Кореи, способной стать серьезным политическим, экономическим и военным фактором в Северо-Восточной Азии, подрывает скрываемые пока планы Китая доминировать в этой зоне Азии и бассейне Тихого океана» 3. В столь категоричной форме это утверждение кажется односторонним и спорным.
Стоит сопоставить, какие плюсы и минусы получит Китай от воссоединения Кореи.
Возможные плюсы:
– по тысячекилометровой границе Китая в зоне его жизненных интересов будет устранен один из наиболее болезненных узлов напряженности, что будет способствовать стабилизации в АТР и СВА, необходимой КНР для осуществления задач модернизации страны;
– объединенная Корея в перспективе (после неизбежного и трудного переходного периода) может стать для экономики КНР крупным экономическим партнером; откроется перспектива китайско-корейского экономического сотрудничества и координированного участия в интеграционных процессах в СВА и АТР; возникнет дополнительный противовес притязаниям Японии на доминирование в регионе4;
– мирное объединение Кореи, требующее согласования действий стран АТР и СВА, может повысить роль КНР как координатора этих действий, послужит дальнейшему укреплению ее международного авторитета.
Возможные минусы:
– Китай может утратить те рычаги воздействия на ситуацию в Корее, которые он имеет в силу особых отношений с КНДР.
– при сохранении в объединенной Корее американского присутствия усилится влияние США в регионе, оно приблизится к сухопутной границе с Китаем;
– единое корейское государство может стать в перспективе весомым рыночным конкурентом Китая.
Как будет в дальнейшем складываться баланс плюсов и минусов, сегодня невозможно спрогнозировать. В нынешних условиях Северная Корея - это своего рода буфер между Китаем и военным присутствием США на Полуострове. Как этот вопрос встанет в результате воссоединения? Какая сложится модель объединения? Одно дело сохранение американских войск в объединенной Корее, другое – их уход из страны.
Да, единая Корея – это 70 млн. населения с большим потенциалом. На кого она будет ориентироваться? Какая у нее будет армия? Китай, по-видимому, поддержал бы быстрое объединение Кореи, если бы были твердые гарантии, что единая Корея сохранит тесные экономические, политические, военные связи с Пекином и не допустит американского военного присутствия в стране. Но кто сегодня даст подобные заверения?
С учетом возможных минусов объединения двух корейских государств, Пекин сегодня больше ориентирован на их сосуществование. Китайское руководство старается проводить достаточно взвешенную линию, поддерживая диалог между Севером и Югом, но не выдвигая в повестку дня объединение Кореи. Главное для китайцев – обеспечить стабильную, мирную обстановку на Корейском полуострове. КНР стремится поддерживать ровные отношения с двумя Кореями5.
В любом случае резкий, обвальный характер воссоединения Кореи в результате быстрого развала северокорейского режима (по типу воссоединения Германии) не в интересах Китая. Пострадал бы международный престиж КНР, поддерживавшей этот режим на протяжении более полувека. Крах коммунистического режима на Севере стал бы еще одним сильным ударом по идеологическим устоям Китайского государства, которые и без того испытывают сильные напряжения в результате происходящих в стране рыночных реформ. Крах КНДР и неизбежно последовавший бы за ним хаос предельно обострил бы и проблему корейских беженцев, которая и сегодня доставляет немало хлопот китайским властям6.
От Китая во многом зависит, когда и как будет происходить воссоединение Кореи. Интересам КНР отвечает постепенный эволюционный путь развития объединительного процесса в Корее. Это путь продвижения к цели от этапа к этапу по мере трансформации режима на Севере страны, желательно по образцу реформ, осуществляемых в самом Китае7. Отношения КНР с двумя корейскими государствами сегодня в основном сбалансированы, и это дает Китаю возможность способствовать их сближению, делая упор на внутренние процессы на Корейском полуострове и сдерживая опасную политику США в отношении КНДР.
1Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000, с.7.
2Круглый стол «Корейская проблема в квадратуре Россия-США-Китай-Япония», с.19.
3Торкунов А.В., Уфимцев Е.П.. Корейская проблема: новый взгляд. М., 1995, сс.197-198.
4Как отмечается в документе Комиссии по национальной безопасности в ХХI веке (США), китайская политическая элита «жаждет восстановить достоинство китайской нации, в известной мере за счет Японии». («US Commission on National Security /21st Century, p.79/).
5Круглый стол «Корейская проблема в квадратуре Россия-США-Китай-Япония», сс.20-21.
6По некоторым данным, уже сейчас в Китае находится примерно 300 тыс. северокорейских беженцев (South China Morning Post, 15 July 2001).
7См. International Strategic Studies (China Institute for International Strategic Studies), № 1 (63), January 2002, p.41-47.