Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

1. Американский аспект

Корейский полуостров отстоит от территории США на многие тысячи километров, но занимает важное место в их геополитической стратегии, является неотъемлемым звеном в их расчетах на закрепление позиций в Северо-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанском регионе в целом. Это имеет под собой немалые основания.
Отсюда исходила против США единственная за всю их историю яростная агрессия. Здесь был для них основной театр военных действий Второй мировой войны, в которой они вместе с союзниками одержали победу над главным своим противником – Японией. Атомные взрывы Хиросимы и Нагасаки возвестили о претензии США на доминирование в послевоенной мире. Здесь холодная война вылилась и в открытые кровопролитные схватки между двумя блоками. Десятки тысяч американцев погибли, отражая северокорейское наступление на Юг, а также в попытке остановить вьетнамское национально-освободительное движение.
Американская стратегия в регионе четко просматривается в политике сохранения Японии и Южной Кореи в качестве сильных союзников США, готовых играть по американским правилам, в противодействии воссоединению Тайваня с КНР. В перспективном плане США не могут не считаться с бурным развитием Китая и превращением его в крупнейшую экономическую и военно-политическую державу в АТР, с подспудной тенденцией «азиатизации» Азии1.
Всем этим определяется (и в определенном степени оправдывается) присутствие США в СВА и на Корейском полуострове, их активная и во многом доминирующая роль в происходящих здесь процессах.
В официальном докладе Конгрессу США содержится такая формула: «Соединенные Штаты поддерживают сильные, многоплановые союзнические отношения с Южной Кореей, которые в течение нескольких десятилетий служат жизненным интересам обеих сторон» 2. США вместе со своим союзником Японией после окончания корейской войны очень много сделали для демократизации южнокорейского режима, превращения РК в современное государство с динамично развивающейся экономикой. Только безвозмездная помощь США составила в те годы 3,8 млрд.долларов.
Южная Корея занимает 6-7-е место среди торговых партнеров Соединенных Штатов. Причем дефицит уже ряд лет – на стороне США. Американский экспорт в РК более чем вдвое превышает экспорт в Китай! Она – важнейший для США зарубежный рынок. Бурно растет, оттесняя японских, не говоря о европейских, конкурентах, объем прямых инвестиций американского капитала в РК. Производственные связи двух стран прочно ориентированы на высокие технологии и высококачественные обрабатывающие отрасли. Но и в сбыте американских сельскохозяйственных товаров РК занимает третье место. По сути, между США и РК ведутся экономические дела в режиме, характерном для развитых капиталистических стран.
Политические отношения РК и США также весьма прочны и устойчивы. Конечно, между ними возникают проблемы, обычные для современного бизнеса, а также проблемы, связанные с присутствием американских войск и с политикой США в отношении Северной Кореи. Но они далеки от того, чтобы их называть противоречиями, и не колеблют тесного сотрудничества двух стран.
Не вызывает сомнения огромная заинтересованность Соединенных Штатов – и политическая, и экономическая - в стабильном развитии и процветании Южной Кореи, как одной из своих опор в Северо-Восточной Азии. И нет ничего удивительного, что в связи с финансовым кризисом 1997–1998 гг., поразившим и Южную Корею, она получила от МВФ с благословения США 57 млрд. долларов – плюс другие вливания от правительства и американского бизнеса, спасшие страну от финансовой катастрофы3.

В то же время в течение более чем полувека сохраняется откровенно неприязненное отношение США к КНДР. Причины его понятны. Не изгладилась в памяти корейская война. Для США Северная Корея – реликт противника и в холодной войне с сохраняющимся тоталитарным строем, пренебрежением правами человека. И, конечно же, сказывается демонстративная, а порой и провокационная активность КНДР в области оружия массового уничтожения.
Американскому населению удалось внушить, что ядерная и ракетная программа КНДР представляет угрозу США. Тем более, что есть реальные факты: продолжается экспорт северо-корейских ракет, в том числе Пакистану, который, в свою очередь, как полагают, делится с КНДР ноу-хау по производству обогащенного урана. Подозрительны поездки в КНДР «отца пакистанской ядерной бомбы» А.Кхана. После 11 сентября к этому добавился пересмотр всей концепции национальной безопасности США «под углом зрения ответственности за все происходящее на Земле» и причисление Северной Кореи к «оси зла».
Насколько обоснована угроза США со стороны КНДР?
В Вашингтоне не могут не понимать, что Ким Чен Ир, хоть и диктатор, но, наверное, в своем уме, и знает: если он сделает малейшую попытку применить ОМУ, он получит сокрушительный отпор и не только со стороны США – по примеру отпора агрессии Хусейна против Кувейта в 1990 году. Вашингтону должно быть хорошо известно, что у КНДР нет сил для крупномасштабных военных операций времен Корейской войны, нет и технических средств для точных ракетных ударов4. Тем не менее, Америка строит политику, исходя из «наличия угрозы»: нельзя мириться с тем, чтобы оружие массового уничтожения находилось в руках тоталитарного режима.
Как бы там ни было, непосредственной мишенью нынешней политики администрации США в отношении КНДР является ее программа ракетно-ядерного оружия. Но тактика проведения этой политики меняется.
В 1994 году администрация Клинтона заключила с КНДР «Рамочное соглашение»: в обмен на отказ КНДР от ядерной программы ей была обещана помощь в сооружении двух легководородных реакторов и ежегодная поставка 500 тысяч тонн мазута. США тогда в основном поддержали «политику солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна (как ее автор, он получил Нобелевскую премию мира), исходя из того, что дальний ее смысл – постепенное (через соблазны и уступки) «вовлечение» КНДР в процесс межкорейской и региональной разрядки, который, как предполагается, будет способствовать внутренним реформам, трансформации режима, решению вопроса о ядерном оружии и откроет перспективу воссоединения.
Администрация Буша, как известно, круто изменила баланс в политике «пряника и кнута» в пользу последнего. Общий настрой в Вашингтоне – хватит уговаривания и умиротворения. Политика Клинтона была оценена как «усыпляющая» («popping up), которая предоставляет Северной Корее незаслуженное вознаграждение (rewords) за «плохое поведение» («bad behavior») 5. На переговорах в Вашингтоне в марте 2001 года с Ким Дэ Чжуном Буш скептически оценил политику «солнечного тепла», считая ее иллюзорной, а отчасти вредной, вводящей «демократический мир» в заблуждение, притупляющей бдительность к стране, относящейся к «оси зла».

В июне того же года Джорд Буш публично изложил эту линию США в отношении КНДР. Он говорил о невыполнении Северной Кореей «Рамочного соглашения» 1994 года и ее соглашения с МАГАТЭ (1992 год), хотя это невыполнение, по меньшей мере, было двусторонним. В самой жесткой форме Буш потребовал всесторонней и глубокой инспекции ядерной программы КНДР на регулярной основе, а также отвода от демилитаризованной зоны тяжелой артиллерии и установок ракет малой дальности. Президент США исходил из того, что, по данным американской разведки, Северная Корея имеет возможность производить более 30 атомных зарядов ежегодно. Плутония якобы уже получено в количестве, достаточном для производства по крайней мере двух ядерных боеголовок. Буш отказался от идеи предыдущей администрации финансировать создание в КНДР коммерческих спутников.
Несколько позднее госсекретарь Колин Пауэлл объявил соглашение США-КНДР 1994 года фактически «не действующим».
Обращает на себя внимание, однако, то обстоятельство, что в республиканской партии США и в самой администрации существуют расхождения насчет «оси зла».

В сентябре в Копенгагене прошла встреча 15–ти стран ЕС в рамках Форума Азия–Европа (АSEM). Встреча проходила на высшем уровне, на нее были приглашены представители Китая, Южной Кореи, Японии, Индонезии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Брунея, Вьетнама. Наряду с основными проблемами отношений между странами ЕС и АТР было уделено внимание межкорейскому урегулированию. Саммит АSEM одобрил совместные усилия Японии и РК налаживать отношения с КНДР, приветствовал начало восстановления железнодорожного и шоссейного сообщения между двумя Кореями, высказался за новую встречу высших корейских руководителей и продолжение «процесса примирения». Выражена готовность оказать экономическую и гуманитарную помощь Северной Корее. Не обошлось при этом без реверансов в адрес администрации Буша, жесткая линия которой якобы подтолкнула Пхеньян к возобновлению диалога с Сеулом…6



Между тем, нагнетание обстановки вокруг КНДР продолжалось. Заместитель госсекретаря США Болтон расширил список требований к ней аж до дюжины, включая – свободу эмиграции. В начале октября 2002 года в Пхеньян был послан другой заместитель госсекретаря Джеймс Келли, который предъявил там разведданные о производстве в Северной Корее оружия массового поражения. Вернувшись домой, Келли заявил, что северокорейцы будто бы подтвердили наличие у них ядерной программы. Полемика между Вашингтоном и Пхеньяном достигла своего апогея. США объявили о прекращении поставок мазута в КНДР и подготовке других мер, а Пхеньян в ответ на это – о выходе из Договора по нераспространению, «размораживании» своей ядерной программы и пуске тяжеловодородного реактора в Йонбене. Представителям МАГАТЭ было указано на дверь вместе с их контрольным оборудованием. По этому случаю в Пхеньяне были проведены массовые воинственные манифестации с «грозными» речами в адрес США и «им подобных».

По утверждению северокорейских властей эти шаги направлены на обеспечение безопасности КНДР. На самом же деле они подвергают эту безопасность серьезному риску. Ким Чен Ир, как известно, требует от США в обмен на отказ КНДР от ракетно-ядерных программ признать ее суверенитет, отказаться причислять ее к «оси зла» и заявить, что никогда не будет применена сила в отношении его страны, предлагает США заключить договор о ненападении. Ответ Белого дома один и неизменный: «Пусть сначала разоружатся, а потом начнем переговоры», а минобороны Рамсфельд заявил: «Пусть ни у кого не вызывает сомнений в том, что США способны не только одержать победу в Ираке, но и быстро нанести поражение Северной Корее». Правда, одновременно делаются туманные намеки и на возможность переговоров.

В решимости самого Белого дома сомневаться не приходится. В новой стратегии национальной безопасности, утвержденной Бушем в сентябре 2002 года7, определенно заявлено о готовности США употребить любые средства, в том числе военные, чтобы предотвратить появление ОМУ и ракет дальнего действия у любого государства, кроме тех, кто этим оружием уже обладает. Конкретно имеются в виду «государства-изгои», включенные в «ось зла», в том числе Северная Корея. В декабре 2002 года этот документ дополнен доктриной, обосновывающей право и намерение наносить превентивные удары в случае получения доказательств о производстве в таких странах ОМУ (или получения его от других) – независимо, в какой стадии этот процесс находится, пусть даже в самой начальной. Секретная версия этой доктрины делает упор на упреждение эвентуальной возможности использования ОМУ против США, его союзников и «друзей», «своевременное» нападение на объекты производства ОМУ и ракет во «враждебных государствах» 8. Данная позиция подтверждена в обращении Дж.Буша к нации 27 января 2003 года.
Но удастся ли реализовать эту решимость – зависит не только от США. Обострение ситуации вокруг ракетно-ядерных программ Северной Кореи вызвало большую озабоченность в мире и прежде всего в сопредельных странах. Политические и общественные круги различных стран в большей или меньшей степени осуждают новую вспышку ракетно-ядерных амбиций Пхеньяна, независимо от того, чем она вызвана – действительным стремлением угрожать кому-то собственным ОМУ или очередной попыткой блефа, чтобы выторговать у США продолжение энергетической помощи и другие уступки.
Но и стремление США воздействовать на Северную Корею методами силового давления и угроз, «загнать ее в угол» не встречает, мягко говоря, широкой поддержки. Более того, три великие державы, представленные в регионе – Китай, Япония и Россия, а также страны Европейского союза настаивают на политическом решении проблем, связанных с ракетно-ядерными программами Пхеньяна.
Пикантность ситуации состоит в том, что кризис в американо-северокорейских отношениях совпал по времени с президентскими выборами в Республики Корея. Оппозиция, выступавшая за более жесткие отношения с Северной Кореей, потерпела поражение. Новый президент РК г-н Ро Му Хён, обещавший продолжение прежнего курса и, по всей видимости, не согласный с действиями как с одной, так и с другой стороны в конфликте, поставлен в сложное положение.
Среди российских ученых, в том числе специалистов по АТР и СВА, высказываются различные суждения насчет путей решения кризиса, связанного с ракетно-ядерными программами Пхеньяна. Некоторые из них считают, что надо активно и решительно поддержать действия американской администрации, выработать вместе с США и РК, а также с Японией и Китаем определенные требования и предъявить их КНДР, сопроводив их жесткими санкциями9.
Но эта точка зрения встречает серьезные и обоснованные возражения. Ее принятие означало бы отступление от сбалансированной политики России на Корейском полуострове и возвращение к ельцинско-козыревскому ее варианту. Россия может и должна играть самостоятельную роль в оценке возникшей ситуации и поиске выхода из нее10.
В российской, так же, как и мировой общественности доминируют настроение в пользу диалога США с КНДР, достижение компромисса на основе подтверждения безъядерного статуса Корейского полуострова, реального отказа Северной Кореи от ракетно-ядерных программ, возврата к выполнению сторонами «Рамочного соглашения» 1994 года. Россия предложила свои услуги в качестве посредника для разрешения этого политического кризиса.
Несомненно одно – продолжение и тем более дальнейшее обострение американо-северокорейского кризиса затрудняет внутрикорейский диалог и движение по пути межкорейского урегулирования. Судя по всему, американцев это не смущает. Их отношение к этой проблеме вообще довольно сдержанное. Она находится пока вне пределов их практической политики. Конечно, Америке как глобальной сверхдержаве, которая взяла на себя «заботу обо всем мире», а также в свете «идеологии прав человека», вроде бы «нехорошо» не обращать внимания на факт раздела нации. Однако этот аспект «прав человека» американцами не выпячивается, геополитические интересы, видимо, берут верх и не только в этом случае, но и по проблеме Тайваня. Правда, объединение Кореи сняло бы вопрос о «ядерной угрозе» с этого угла. Закон о нераспространении торжествовал бы еще в одной геополитически важной точке. Но тут включается фактор времени: объединение когда еще будет, а вот ядерное оружие в КНДР вроде бы уже маячит.
Есть мнение, что некие влиятельные круги США в тайне склонны как можно дольше затянуть «корейскую проблему». Ее наличие, наряду с Ираком и Ираном, составляет аргументацию в пользу развертывания новой ПРО и контртеррористического акцента всей внешней политики11. Делаются ссылки и на меркантильный интерес ВПК, который тесно связан с военным лобби в РК, для выкачивания бюджетных средств на вооруженные силы, а также для карьеры, для служебного долголетия и на пенсионное будущее. Затягивание корейского урегулирования иногда связывают с интересом американцев сохранить присутствие своих войск на Юге. Не будет угрозы с севера – войска рано или поздно придется выводить, несмотря на публичные заявления высоких политиков РК о том, что так вопрос ими не ставится12.
Конечно, американцы вряд ли противились бы объединению Кореи, если бы у них сохранялась уверенность в том, что единое корейское государство продолжало бы служить оплотом их влияния в регионе. Но такой уверенности, видимо, нет. По мнению некоторых ученых, при дальнейшем быстром развитии Китая, Японии и самой Кореи вполне реальной станет тенденция «азиатизации» региона и вытеснения американского влияния. Об опасениях на сей счет американцев, рассматривающих корейскую проблему в значительной степени сквозь призму своих отношений с Китаем, говорят и некоторые южнокорейские общественные деятели13.
Главная цель США на Корейском полуострове – закрепить на дальнюю перспективу свое политическое и экономическое присутствие здесь и оградить его от лишних раздражителей и потенциальных угроз.



1См. «Круглый стол» «Российская политика и ситуация на корейском полуострове», сс.52-53.
2Congressional Research Service. Korea: US-South-Korean Relations. December 6, 2001. Page 0.
3Сергеев П.В. Американо-южнокорейские экономические отношения. США-ЭПИ, № 5 1990, сс.62-73.
4Михеев В. Интеграционная мотивация. Проблема формирования структуры безопасности через соразвитие в СВА. Журнал «Проблемы Дальнего Востока», № 2, 2002, с.20.
5Korea Times: Bush Out to Discipline NK. 22.10.2002. p.1.
6«Независимая газета». 25.IХ.2002.
7National Security Strategy. President Bush. White House, Washington, September 17, 2002. См.также President Bush. «Transform America´s National Security Institutions to meet the Challenges and Opportunities of the Twenty-First Centure». September 20.2002.
8 «The Washington Post», 11.ХII.2002.
9См. Круглый стол «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», сс.26-28, 31-34.
10Там же, сс.36-37, 65-66 и др.
11См. International Herald Tribune. Monetary, California. May 4, 2001, p.2.
12Два корейских президента на своей встрече в июне 2000 г. обсуждали вопрос о присутствии американских войск. Ким Дэ Чжун утверждает, что лидер КНДР согласился с тем, что они могли бы остаться, но при изменении их роли – превращения из боевых частей в миротворческий контингент.
13См. Круглый стол «Корейская проблема в квадратуре Россия-США-Китай-Япония», с.23.



 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги