Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

3. Линия на сбалансирование отношений с двумя Кореями

Односторонняя козаревско-ельцинская дипломатия на Корейском полуострове сменилась курсом на развитие полномасштабных и дружественных отношений с обеими Кореями после того, как Президентом РФ стал В.В.Путин.
Спустя полгода после начала исполнения президентских функций 19-20 июля 2000 года Путин посетил Пхеньян. Это была крупная международная акция: первый раз за всю историю советско- и российско-корейских отношений высший руководитель нашей страны нанес визит в КНДР.
Первоначально поездка замышлялась как сугубо рабочая, но северокорейская сторона настояла на официальном, межгосударственном визите. Почти трехчасовая беседа Путина и Ким Чен Ира в Пхеньяне позволила обсудить широкий круг проблем международной политики и двусторонних отношений, которые, по оценке президента РФ, скатились на недопустимо низкий уровень.

Переговорам благоприятствовала информация из Москвы о том, что 19 июля Государственная Дума почти единодушно ратифицировала новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР от 9 февраля 2000 года. «За» высказались 363 депутата, «против» – 8, воздержался - 1.

Не остался незамеченным и факт включения в состав государственной делегации впервые за историю СССР и РФ этнического корейца, депутата Госдумы Ю.М.Тена – опытного специалиста в области строительства и транспорта, руководителя парламентской комиссии по вопросам национальных меньшинств. Эта акция стала практическим подтверждением выполнения Постановления Верховного Совета РФ от 1 апреля 1991 года «О реабилитации российских корейцев», депортированных в годы сталинского режима.



Визит вызвал живой отклик не только в России и на самом Корейском полуострове, но и в широких международных кругах. Он был предпринят накануне встречи глав восьми государств на Окинаве. Неожиданный для многих ход российского руководителя дал ему дополнительные козыри и позволил приехать на встречу «восьмерки» «не с пустыми руками» 1. Визит в Пхеньян продемонстрировал большие возможности России в решении проблем безопасности в регионе, в частности, связанных с ракетной программой Пхеньяна. Ким Чен Ир согласился с идеей ее замораживания при условии, что другие государства (конечно, имелись в виду прежде всего США и Россия) будут ежегодно безвозмездно выводить на космическую орбиту два-три северокорейских спутника «мирной связи». Это заявление вызвало настоящую сенсацию. Комментируя его, Ким Чен Ир на встрече с иностранными журналистами 12 августа 2000 г. пояснил: «Я сказал российскому Президенту Владимиру Путину, что мы не будем разрабатывать ракеты, если США согласятся выводить для нас на орбиту наши спутники».
Однако визит Путина в Пхеньян, даже если он был предпринят под влиянием тактических соображений, не был кратковременным маневром. Он отражал стратегический поворот в корейской политике России к сбалансированию отношений с двумя корейскими государствами2.
Опыт 90-х годов показал, что отчуждение от Северной Кореи дает негативные результаты и не отвечает государственным интересам России. Очаг напряженности и нестабильности у восточных границ России не ослаб, а усилился. Внутренняя ситуация в КНДР также не улучшилась, и даже призрачные надежды на демократические перемены, связанные со сменой северокорейского лидера, не оправдались. К тому же многие страны, понимая бесплодность изоляции Северной Кореи, стали активно развивать отношения с КНДР. Шаги в этом направлении сделали страны Европы и Европейский Союз. На прямые контакты с Северной Кореей пошли США и Япония, воздерживаясь, правда, от ее официального признания. Россия все более оттеснялась на обочину этих процессов, теряя не только политические, но и экономические позиции в стране. Россия исключалась из многостороннего экономического сотрудничества на Корейском полуострове, например, в рамках КЕДО.
Политика России отставала и от динамики межкорейского диалога, инициированного президентом Ким Дэ Чжуном. Он выразился в первом межкорейском саммите, состоявшемся незадолго до поездки Путина в Пхеньян.
Новая политика Путина, направленная на сбалансирование отношений с двумя корейскими государствами, отвечает интересам России. Она адекватна задачам укрепления мира, безопасности и сотрудничества в регионе, перспективе мирного демократического воссоединения Корейского полуострова. Эту политику поддержало большинство российского общества, включая основные политические партии. Конечно, были и остаются недоброжелатели восстановления отношений между Москвой и Пхеньяном. Критическое отношение к ней проявляют, в частности, те, кто придерживается односторонней прозападной ориентации России, по сути игнорируя принадлежность России и к Азии.
В обновленный внешнеполитический курс администрации Путина в СВА хорошо вписался и визит лидера КНДР Ким Чен Ира в РФ в августе 2001 года. Визит оказался успешным, несмотря на некоторые непривычные для российской общественности атрибуты поездок «великого вождя», ироническую и даже недоброжелательную тональность многих российских СМИ.
В декларации, подписанной в Москве, главы КНДР и РФ, высказавшись за сохранение Договора по ПРО 1972 года, выразили решимость и в наступившем веке всемерно содействовать укреплению международной безопасности. Корейская сторона заверила, что ракетная программа КНДР носит мирный характер и «не представляет угрозы для любой страны, с уважением относящейся к суверенитету КНДР». Ким Чен Ир подтвердил обязательство продлить на два года, т.е. до 2003 года, мораторий на боевые полигонные испытания баллистических ракет, которые вызывают болезненную реакцию в США, Японии и ряде других государств. Состоялся обмен мнениями по вопросам межкорейского урегулирования. Президент Путин поддержал идею и практику межкорейских саммитов.
Не обошлось и без уступок. Под давлением северокорейцев в Декларацию была включена следующая констатация: «…КНДР разъяснила свою позицию о том, что вывод американских войск из Южной Кореи является не терпящей отлагательства насущной проблемой в интересах обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии». Как известно, по данному вопросу российская дипломатия занимает более гибкую по сравнению с северокорейцами позицию.
В целом же встречи В.Путина и Ким Чен Ира существенно повлияли на ситуацию на Корейском полуострове и вокруг него, подчеркнув тем самым позитивную роль России в этом регионе.
Активизация российской политики на северокорейском направлении, вопреки некоторым опасениям и тревогам Сеула, хорошо корреспондировалась с концепцией межкорейских отношений Ким Дэ Чжуна. В самой Южной Корее «политика солнечного тепла» к этому времени породила и достаточно сильную и влиятельную оппозицию из-за ее якобы недостаточной результативности, опасений, что она лишь способствует укреплению северокорейского режима. Победа кандидата правящей партии г-на Ро Му Хёна на президентских выборах в декабре 2002 года подтвердила, что большинство населения Южной Кореи поддерживает курс на развитие сотрудничества между двумя корейскими государствами, на то, чтобы их лидеры взяли объединительную судьбу нации в свои руки.
Политика России на Полуострове идет в том же направлении. В российской дипломатии стало четко проявляться стремление синхронизировать свои контакты с двумя корейскими государствами, развивать взаимодействия в рамках «треугольника» Москва-Пхеньян-Сеул. Так, за Пхеньянским саммитом Путин - Ким Чен Ир (июль 2000 г.) логично последовал сеульский саммит Путин - Ким Дэ Чжун (февраль 2001 г.).

В 2002 году глава внешнеполитического ведомства РФ И.С.Иванов провел последовательно переговоры в Сеуле (26-28 июля) и Пхеньяне (28-29 июля). В обеих столицах обсуждались проблемы межкорейского диалога в создании предпосылок для мирного, демократического объединения Кореи, вопросы предотвращения инцидентов в открытом море, участия в Региональном форуме безопасности АСЕАН, сохранения стратегической стабильности в АТР, налаживания отношений Пхеньяна с Вашингтоном и Токио, разработки и реализации трехсторонних российско-северокорейско-южнокорейских проектов, в том числе стыковки Транскорейской железной дороги с Транссибом.



Разумеется, в отношениях РФ с РК и КНДР есть и будут существенные различия по проблемам политическим и экономическим, двусторонним и международным. Правомерно ли с этой точки зрения определять российскую политику с двумя корейскими государствами как «сбалансированную»? Реалистична ли такая постановка вопроса, если, например, объем товарооборота двух Корей с Россией разнится в 30 раз? А главное - правильно ли добиваться «сбалансированности» в отношениях с государствами, одно из которых строится на демократических принципах, а в другом существует тоталитарный режим? В связи с этим некоторые специалисты предлагают называть нынешнюю политику РФ по отношению к двум Кореям не «сбалансированной», а «рациональной» 3.
На наш взгляд, термин «сбалансированная политика» предполагает не абсолютное выравнивание того, что происходит в отношениях с каждым из двух корейских государств, а развитие с обоими одинаково интенсивных добрососедских, дружественных отношений, не допуская их искусственного свертывания по идеологическим соображениям, как это было с Северной Кореей в 90-е годы. Понятие «рациональная политика» не выражает этой уравновешенности.
Сбалансированность российской политики на полуострове требует такого подхода, который не позволял бы улучшать отношения с одной стороной за счет другой и наоборот. Нельзя допускать, чтобы нынешний ренессанс наших отношений с Пхеньяном наносил ущерб сотрудничеству с Сеулом. Но также нельзя поступать и наоборот, как это было в годы ельцинского режима. Было бы ошибочно замалчивать и тем более поддерживать намерения Пхеньяна возобновить ракетно-ядерные программы. Но не менее опрометчиво соглашаться с политикой тех сил, которые не приемлют КНДР и хотят подвергнуть ее остракизму.

Определенные границы необходимо соблюдать в военно-техническом сотрудничестве России с Северной Кореей. Российское участие в модернизации КНДР, включая ее вооруженные силы, должно, вероятно, носить весьма осторожный и взвешенный характер. В 2002 году из общего объема торгового оборота между РФ и КНДР в 100 млн.долл. около 20 млн.долл. приходится на российские военные поставки в КНДР4. Если торгово-экономические отношения между РФ и КНДР строить без учета этих обстоятельств и не поставить продажу российского вооружения Северной Корее под жесткий контроль, это может взорвать и без того хрупкий баланс в регионе.
Представляется архиважным, чтобы российская политика в отношении Северной Кореи, оставаясь дружественной и добрососедской, не воспринималась в стране и в мире как одобрение и поддержка существующего там жесткого авторитарного режима. Вопрос этот достаточно деликатный. Но одно несомненно – в контактах с КНДР, особенно неофициальных, российская сторона не может и не должна скрывать свою приверженность ценностям демократии и рыночных отношений.
Российская политика на Корейском полуострове, конечно же, предполагает дальнейшее развитие и углубление сотрудничества с Южной Кореей.
Москва и Сеул далеко не использовали имеющегося потенциала двустороннего сотрудничества. Масштабы делового партнерства между ними не вызывают удовлетворения. Более того, в силу ряда причин - и объективного и субъективного свойства (трудности реформирования российской экономики, финансовый кризис в Азии и России, и др.) – в деловых отношениях РФ и РК в 1997-1998 годах даже произошел спад. Если в 1996 году российско-южнокорейский товарооборот достиг 3,6 млрд.долл., то в 1998 году он упал до 2,1 млрд.долл. и пока не достиг докризисного уровня. В то же время объем товарооборота Южной Кореи с Китаем превысил 30 млрд.долл. 5. Удельный вес РК в российском внешнеторговом обороте застрял где-то на уровне 1,3%. Объем оформленных южнокорейских инвестиций в РФ не превысил 300 млн.долл.

Тормозом развертывания российско-южнокорейского сотрудничества (в т.ч. на трехсторонней основе РФ-КНДР-РК) выступают не только финансово-правовые, но и политические факторы. Во многом они связаны с необходимостью подключения Северной Кореи, преодолением дефицита доверия и взаимопонимания, культуры толерантности, словом, негативного наследия прошлого.

В 1990 году на саммите Президента СССР М.Горбачева и Президента РК Ро Дэ У был в принципе одобрен грандиозный энергетический проект «Восток», предусматривающий разработку и транспортировку природного газа вначале с Сахалина, а затем из Якутии. В 1995 году после нелегких согласований была создана корпорация «Саханефтегаз», которая приступила к подготовке технико-экономической документации, охватывающей разработку 26 месторождений российского газа и прокладку трансгазопровода протяженностью в 6,6 тыс.км по маршруту Южная Якутия- Хабаровск – Владивосток – КНДР и далее в РК. Из 20 млрд. м3 транспортируемого газа около 6 млрд. м3 могли получить две Кореи. Тем самым был бы внесен ключевой вклад в решение остродефицитных энергетических проблем на Корейском полуострове. Однако осуществление такого варианта натолкнулось на труднопреодолимые политические и экономические препятствия, в частности, на опасения Сеула попасть в зависимость от Пхеньяна, которая может привести к нежелательным для РК последствиям в случае ухудшения ситуации на полуострове или развития негативных тенденций в межкорейском диалоге6.



Подобные трудности возникают и по проекту соединения железных дорог Кореи с Транссибирской магистралью, в особенности по его восточному варианту. Проект потребует от РФ около 2 млрд.долл. инвестиций. Но этого явно недостаточно. Российская сторона выступает за создание крупного международного консорциума, в котором помимо двух Корей, приняли бы участие Япония и другие государства. На трехсторонней основе, а также с участием Японии и других стран возможно строительство свободных экономических зон и модернизация ряда перспективных промышленных объектов в КНДР.

Ряд российских экспертов высказываются за трехстороннее взаимодействие и в сфере высоких технологий, включая космическую. При этом не исключается возможность совместного участия космонавтов Юга и Севера Кореи в работе международной космической станции7. Нет сомнения, что акции подобного рода имеют помимо всего прочего большой социопсихологический эффект, давая импульс экономике и политике. Они могли бы содействовать разрядке напряженности и реальному сближению на Корейском полуострове.
Уже отмечалось, что некоторая часть российской элиты, придерживающаяся евроатлантической ориентации, не может или не хочет объективно оценить значение «восточного азимута» во внешнеполитической стратегии страны, в т.ч. и на корейском направлении. К сожалению, недооценка российского направления во внешних отношениях имеет место и в Республике Корея, что находит отражение в деловых, технологических и политических взаимосвязях между двумя странами. Южная Корея, будучи высокоразвитым индустриальным комплексом, явно запаздывает в освоении благоприятных инвестиционных, технологических, экспортных и других возможностей на российском рынке, и прежде всего на Дальнем Востоке, что особенно заметно на фоне растущего интереса к Дальнему Востоку со стороны европейских, американских и японских корпораций. В стратегическом плане на этом направлении РК могла бы создать для себя альтернативную внешнюю опору, потребность в которой наглядно проявилась во время азиатского финансового кризиса. Похоже, что южнокорейские «чэболи» предпочитают действовать на российском рынке без какого-либо риска. Они, видимо, рассчитывают придти туда во втором и третьем эшелонах после западноевропейского, американского и японского капитала. Но как гласит латинская пословица: «zero venientibus ossa» («поздно приходящим – кости»). Первопроходцы же на новых плацдармах международного сотрудничества получают львиную долю выгод и преимуществ.
По мнению авторов доклада, назревают условия для новой масштабной постановки вопроса и крупной подвижки в экономических отношениях России с двумя корейскими государствами. Произойдут ли они – во многом зависит от осознания их значимости правящими элитами, от их политической воли.



1См. Круглый стол «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», сс.29-30, 51-52.
2См. там же, сс.11-12, 35.
3См. Круглый стол «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», сс.22, 29.
4См.: Круглый стол «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», с.17.
5См.: «Корус форум». М., 2002, № 4, с.33.
6 «Перспективы межкорейского диалога». Внутренние и внешние аспекты, с.81.
7См. Круглый стол. «Российская политика и ситуация на Корейском полуострове», сс.20-21.



 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги