Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Толстых В.И.

Мы были с Мариэттой Тиграновной в Аммане во время визита туда М.С.Горбачева. Там была большая конференция во главе с принцессой Нури. Заседали два дня. Был весь истэблишмент – военный, дипломатический, научный. Конференция посвящена глобализации. Поразило всех их единодушное отрицание самой идеи глобализации, воспринятую ими как попытка новой колонизации мира, которую навязывает Запад, прежде всего Соединенные Штаты, для того, чтобы мир закабалить и высосать его ресурсы. Но они же эту идею глобализации по-своему и восприняли, ссылаясь на Коран, где записано: у нас общий дом, где живут разные люди и живут по-разному, и надо научиться жить самим, давая жить другим. То есть интеллектуалы-мусульмане не отрицают идеи глобализации, общего планетарного дома. Только понимают они ее не так, как понимают представители ТНК, финансового капитала и «семерки».
Думаю, и против идеи диалога не выступит никто – ни буддист, ни иудаист, ни мусульманин, если будут точно знать, ради чего собираемся и что собираемся обсуждать. Да, перестраивается или строится новый мир. На какой основе? Это надо грамотно теоретически и убедительно жизненно-практически определить, сформулировать, а не убеждать себя в том, что диалог невозможен. Все препятствия на пути диалога надо открыто обозначить и назвать, как и всех субъектов, которые ему будут препятствовать. Всё назвать своими именами и не строить какую-то идиллическую картину. Но для этого надо уяснить самим себе, что может стать предметом такого диалога.
Степанянц М.Т. Я думаю, когда люди начинают мыслить и концептуально говорить, они обязательно придут к чему-то более ясному. Какой-то шаг в этом направлении сделан сегодня. А на поставленный вопрос я бы ответила так: да, диалог возможен, а препятствуют ему отсутствие доброй воли, знаний о «другом», готовности понять позицию «другого» и быть самокритичными к себе, претензии на универсальность ценностей собственной культуры цивилизации.

Толстых В.И. Я согласен с тем, что в каких-то вопросах и моментах мы продвинулись вперед (об этом говорила М.Т.Степанянц), и можно зафиксировать некоторые промежуточные результаты состоявшихся дискуссий. Кратко попробую их обозначить.
Потребность в диалоге – очевидна, а возможность его налаживания и организации – достаточно проблематична. Предстоит преодолеть немало «барьеров», препон и препятствий, в основном субъективного порядка, чтобы диалог состоялся, обрел цивилизованные формы и дал ощутимые результаты.
Мешает не только отсутствие взаимного знания-понимания друг друга, а также доверия и готовности всех участников диалога самокритично увидеть и оценить себя «глазами» приверженцев иных укладов и образов жизни. Мешают не только чья-то претензия на превосходство и универсальность собственного культурного и цивилизационного опыта, неизжитый давний вирус самодовольства и самонадеянности, несмотря на печальный опыт буквально всех «имперских» вожделений и «вселенских» проектов прошлого. Мешает прежде всего упрямое нежелание признать, что возникла беспрецедентная ситуация «кризиса всех и всего», то есть парадигмальный кризис созданной человечеством мировой цивилизации.
Именно состояние бифуркации, в котором сегодня оказалось мировое сообщество, объективная логика самого хода событий и характер подлежащих разрешению противоречий и проблем буквально взывают и толкают к диалогу всех членов мирового социума, независимо от степени их развитости и пассионарности. Потребность в межцивилизационном диалоге обусловлена и определяется всеобщностью вызовов и угроз, которые предстоит одолеть человечеству, а также усиливающейся тенденцией взаимозависимости, составляющей сердцевину процессу глобализации. Поэтому, образно говоря, над «круглым столом» диалога культур и цивилизаций должны витать «дух целого» (Г.С.Померанц), идея сохранения и приумножения уже достигнутой «цветущей сложности бытия», а не дух распри, взаимного отторжения и расхожий принцип «кто-кого».
Диалог культур и цивилизаций возможен, если его предметом станут вопросы и проблемы, которые человечество объединяют, а не только разъединяют. Это так называемые глобальные проблемы – экологические, демографические, богатства-бедности, культуры мирового сожительства и порядка, которые не могут быть решены без взаимного согласия и солидарности. И в этом я согласен с Борисом Федоровичем Славиным, который прислал свой письменный отклик, внесенный мною в стенограмму.
Собственно, этот диалог уже идет – в рамках научного сообщества и инициатив широкой общественности, но, к сожалению, он не стал лейтмотивом и руководством к действиям политики и политиков. Почему? Об это мы поговорим на следующем заседании, где с докладом выступит Вадим Валентинович Загладин.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги