Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Обсуждение книги "Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями"

Толстых В.И. Я хочу нарушить плавное течение нашего разговора и обратить ваше внимание на такой важный момент. Намереваясь дать ответ на вопросы, которые были поставлены в книге, послужившей поводом для нашего проекта, мы как-то постепенно, тихо, незаметно, демонстрируя большую ученость и образованность, ушли от очень важной интенции этой книги. Почему и ради чего столь разные люди собрались и написали данную книгу? Видимо, потому, что ХХ век, который только что закончился и перешел в ХХI, породил три мировые войны – две «горячие» и одну «холодную», с уже подсчитанными огромными людскими потерями, материальными разрушениями, этот век оказался настолько катастрофичным, несмотря на все достижения в области науки, техники и технологий, что перенес в новый век не только хорошее и плодоносное, но и множество проблем и бед, несущих в себе угрозу столкновения цивилизаций. Ведь Хантингтон имел в виду именно это, хотя и облек свою мысль в форму предостережения. Авторы книги отталкивались от некой жизненно практической цели и задачи – найти способ и инструмент разрешения скопившихся и нарастающих проблем общецивилизационного развития человечества.
Мы же постепенно, увлекшись методологической и теоретической замысловатостью понятия и темы диалога, от этой предпосылки ушли. Спора нет, это нужно и важно, потому-то и обсуждаем доклад Игоря Васильевича. Однако, рассуждая о том, что такое диалог в его классическом или современном виде, в узком или широком формате, и возможен ли он в принципе, учитывая нынешние исторические реалии, не надо уходить от вопроса, который перед нами стоит: ради чего мы создаем нашу книгу, как он встал перед авторами ООНовской книги.
Этот вопрос я и поставил сегодня в своем вступительном слове: что должно и может стать предметом межцивилизационного диалога. Как ни важны наши ученые размышления по поводу того, куда ведут нас глобализация или индивидуализация, насчет прерогатив видов и индивидов в поиске и постижении общей истины или правды, ясно то, что мир находится в таком критически катастрофическом состоянии, когда проблема «что делать?» становится общечеловеческой, как бы не заблуждались на этот счет многие индивиды, представляющие те или иные «виды» цивилизаций.
Почему лично я то и дело возвращаюсь к иракским событиям? Потому что они, как говорится, на бочку выложили все карты и как лакмусовая бумага проявили, в каком мире мы живем и какой мир буквально на наших глазах складывается. Говорю об этом «безоценочно», хотя объективный процесс и в этом случае развивается вполне целенаправленно, «субъективно», и достаточно зримо просматриваются его реальные контуры и возможные последствия.
Видимо, все это и должно стать предметом того, что мы называем диалогом цивилизаций. Можете отказаться от слова диалог, не надо мертвой хваткой вцепляться в какие-то понятия. Но замена должна быть очень равнозначной, как минимум более понятной. Сейчас, когда говорят о диалоге культур цивилизаций, все, каждый по-своему, понимают приблизительно одно и то же: кто-то где-то и как-то войдет в контакт и озабоченный состоянием мира попытается найти взаимопонимание в том, как сделать этот мир более добрым, более мирным, более благополучным, более справедливым, и т.д., и т.п.. Вопрос в том, о чем они будут говорить и договариваться, какой «дух целого», как сказал бы Григорий Соломонович, будет над ними витать и их вдохновлять.
Что мы можем предложить после авторов этой книги, при всех ее недостатках, такое, что продвинет диалог цивилизаций и культур вперед и дальше? Вот какой вопрос меня лично интересует. Все остальное я рассматриваю как методологическую оснастку, как стремление внести теоретическую ясность в какие-то вопросы, уточнить нюансы и прочее. Но все это – вспомогательные вещи.
Реплика. Однако - важные.
Толстых В.И. Важные, а кто говорит, что неважные?! Очень даже важные. Для этого и собрались мы здесь. Конечно, можно было бы последовать совету некоторых участников нашего «круглого стола», которые советуют сделать сборник статей. Я даже знаю, как это можно сделать. Буквально вчера я прочитал блестящую статью Александра Ивановича Неклессы в «Pro and contra». Уверен, что и другие участники дискуссий могут представить столь же замечательные статьи на данную тему. Собрать их все, и может получится замечательный сборник статей.
Но у нас задача, с моей точки зрения, совершенно другая. Мы, как вполне свободные и самосознающие индивиды, каждый со своими излюбленными идеями и представлениями, собрались вместе и пытаемся в лабораторном режиме провести некую «репетицию» возможного диалога на его предварительной стадии. С целью определить его «повестку дня», чтобы ответить на простой вопрос: что это за мир, в котором мы живем, в какой ситуации он оказался, можно ли каким-то образом его интеллектуально адекватно осмыслить, и, вообще, существует ли какой-нибудь способ и механизм для того, чтобы процесс его дальнейшего развития сделать если не управляемым (хотя об управляемости уже говорят как о знаковом признаке становления новой глобальной цивилизации), то хотя бы осознанным?
Короче, для меня это главный вопрос: что может стать предметом диалога или недиалога, если вы хотите его как-то иначе назвать? Авторы книги назвали ее «Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями», а как мы?
Неклесса А.И. Я бы даже предложил название книги, которое явно привлекло бы внимание – «После диалога цивилизаций».
Толстых В.И. У нас был подобный опыт. Вспомните фондовскую книгу «Этос глобального мира», в которой некоторые из присутствующих участвовали. Там зашла речь о ценностях, и Мариэтта Тиграновна настаивала на том, что ни о каком синтезе ценностей речи быть не может. Так что в чем-то мы сегодня повторяемся. И вообще, надо иметь в виду, что уже произошло множество диалогов в виде состоявшихся симпозиумов, международных конференций, «круглых столов». Нам предстоит в чем-то существенном их превзойти, подняться над ними.
Степанянц М.Т. Лично меня не устраивает заглавие, которое предложил Александр Иванович. Мне больше понятнее – «Диалог цивилизаций как поиск новой формы цивилизации».
Толстых В.И. Можно и так. Но Александр Иванович тоже имеет в виду поиск, но это поиск новой парадигмы или типа цивилизационного развития, который появится и утвердится в ходе социокультурной революции. Называя его «постцивилизацией», он хочет изначально исключить претензию любой из существующих цивилизаций на превосходство и приоритет.
Неклесса А.И. Я воспринял сказанное как запрос на некоторый теоретический конструктивный регламент. И вижу его в том, чтобы несколько сузить диапазон, найти конструктивное решение в социальных рамках. Вряд ли мы найдем в ценностных рамках. А в социальной плоскости это как раз то, что и происходит - поиск сосуществования различных мировоззрений в рамках единой площадки глобального мира.
Загладин В.В. Только не как сосуществование социализма с капитализмом, когда оба говорили о том, что они расположены к мирному сосуществованию, и каждый думал о том, как похоронить другого.
Неклесса А.И. Здесь возникает своя проблема. Потому что целый ряд оригинальных и влиятельных субъектов социального действия – «новых организованностей», как я их называю, – которые возникают в мире, носят неясный, анонимный или мифологизированный характер. Они не вписываются в прежний формат социального процесса (находящийся в состоянии декопозиции) и не прочитываются сколь-либо внятно в его рамках, но при этом активно утверждают собственное бытие, присутствие и новый контекст взаимоотношений. У «новых организованностей» иная политическая грамматика и синтактика, ибо привычный режим делегирования полномочий, характерный для представительной демократии, – это отнюдь не их родная среда. То есть, будучи агентами прямого действия, «новые организованности» оперируют поверх прежних социальных конструкций, избегая формальной включенности в процессы, структурированные по меркам прежней публичной политики.
На планете в настоящий момент как бы сосуществуют два параллельных социополитических текста. Один из которых достаточно подробно исследован и отрефлектирован, но принадлежит прошлому, другой же представляет собой terra incognita, существуя в какой-то иной системе координат. В прежней же системе деятельность новых организованностей проявляется скорее как навязчивая девиация, нарушающая сложившиеся правила игры, как повторяющееся их несоблюдение (а, по сути, – разрушение) и как результат – постепенное введение в практику нового протокола действия. Сейчас проявляются различные подвиды «новых организованностей» – к примеру, те же «астероидные группы», – которые, не вписываясь в траектории публичной политики, не только воспринимаются как анонимный, иррегулярный внешний фактор, но сознательно ориентированы на деструкцию «старых организованностей», на манипулирование ими. Отсюда проистекает императив изменения стратегии политического действия и новая форма политологической рефлексии.
Межуев В.М. Новый тип гражданского общества.
Неклесса А.И. Это новая социальная общность, но это не гражданское общество.
Реплика. С токи зрения вашей культуры?
Неклесса А.И. В том-то и дело, что возникает новая значимая субъектность, иная формула распределения власти, другая форма социальной организации – своего рода парагосударственность. Включающая в себя оргсхемы как конструктивных, так и асоциальных практик, в том числе непосредственно связанных с деструкцией. Скажем, – новое поколение террористических организаций.


 
 
 

Новости

Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbauschev. Der Weltveraenderer”). 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024
Накануне второй годовщины со дня смерти М.С. Горбачева общественный деятель, специалист по урегулированию конфликтов из ФРГ Лео Энзель прислал в Горбачев-Фонд эссе, написанное в форме обращения к Президенту СССР. 30 августа 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open