Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Неклесса А.И.

Проблема, которую мы столь горячо обсуждаем, некоторым образом отражает и нашу собственную микроситуацию – зигзагообразный ход сегодняшней дискуссии. Находясь на достаточно различных позициях, мы сами в определенной мере являемся субъектами «межцивилизационного диалога», и это совсем не случайно.
Когда я шел сюда, то предполагал два возможных пути, по которому пойдет дискуссия. Ибо обсуждаемая проблема, во-первых, как принято говорить, актуальна, а, во-вторых, – весьма деликатна. И потому вполне ожидаемо было бы «функциональное» и достаточно конформное обсуждение темы «диалога цивилизаций». Иной же путь практически с неизбежностью ведет к разговору об основаниях. И хотя он гораздо плодотворнее и, по-видимому, органичнее для заявленной темы, но, как вы понимаете, он не только не конформен, но, подчас, и не комфортен.
Дело тут не только в проблеме политкорректности. Откровенные суждения по существу мировоззренческих вопросов практически всегда носят достаточно резкий характер. В этой связи мне вспоминается проходившая несколько лет назад в Горбачев-фонде дискуссия на тему «Этос глобального мира», выявлявшая по мере ее развертывания немало острых углов. С другой стороны, попытка скоропалительно достичь мировоззренческого консенсуса напрямую сопряжена с риском породить очередную культурную химеру или преходящие рецепты социогуманитарной энтропии. Эта опасность постоянно витала, витает и будет витать над темой «диалога цивилизаций», она, практически, неизбежна. Слишком не прост предмет разговора. И коль скоро наша сегодняшняя дискуссия должна иметь результатом не подписание меморандума о согласии, но ряд содержательных суждений (пусть не вполне согласующихся между собой) – к тому же, объективизированных в такой форме, как стенограмма, – то для себя я наметил три реперные точки маршрута по теме. Хотя, конечно же, в целом мое рассуждение будет скорее рефлекторным, применительно – ad hoc – к тем моментам сегодняшней дискуссии, которые я полагаю для себя важными или спорными.
Прежде всего, мне представляется необходимым оговорить специфику социогуманитарного дискурса как такового, чтобы избежать столь распространившегося в этой сфере сциентистского и квазисциентистского подходов.
Второе – пристальнее взглянуть на специфику цивилизации, на ее генезис и динамику, поскольку для меня центр тяжести проблемы лежит не столько в понятии диалога, сколько в понимании феноменов культуры и цивилизации, и уже исходя из этого, – систем их взаимодействия.
И, наконец, третье, – рассмотреть прикладной аспект проблемы, ведь не случайно же тема «диалога цивилизаций» столь актуальна, не случайно данная проблема конъюнктурна. (Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями», а ЮНЕСКО определила тему «диалога цивилизаций» в качестве своей стратегической цели на период 2002-2007 гг.) Проблема, безусловно, имеет серьезные прикладные аспекты, прямо связанные с современной мировой ситуацией, вплоть до национальных и личных маршрутов.
Социогуманитарный дискурс, в отличие от методологии естественных наук, содержит в более-менее явной форме мировоззренческие основания. Не случайно при его выстраивании мы часто опираемся/ссылаемся на те или иные авторитеты, поясняя смысл, вкладываемый в тот или иной термин, ту или иную категорию, – действие в общем-то избыточное, скажем, в математике. И пока этой «темной воды» не касаются, принципиального конфликта не возникает. Но у нас выбран такой предмет социогуманитарного дискурса, где мы не просто касаемся этих вод, а прямо-таки ныряем в них. И тут очень быстро возникают серьезные разночтения, вплоть до дискуссионности таких методологических оснований, относительно которых вроде бы не может быть разногласий, – как, скажем, роль логики в качестве основы социогуманитарного дискурса. Выясняется, что и это отнюдь не безусловное основание. Ведь под логикой мы, как правило, понимаем Аристотелеву, линейную логику, но есть и нелинейная логика, и на это только что обратил внимание в своем выступлении Григорий Соломонович. Так что, чем ближе социогуманитарный дискурс к разговору об основаниях, тем проблематичней становится не только достижение внятного консенсуса, но под вопросом оказывается сама методология/технология содержательной, а не формальной дискуссии.
Культура и цивилизация, в конечном счете, есть гуманитарная и социальная оболочки мировоззрения. Если мы говорим об истоках культурных и цивилизационных разночтений, то мы, конечно же, говорим о различным образом прочитываемых принципах мироустройства и целях бытия. Если обратиться к истории, то увидим, что даже такие фундаментальные понятия, как, скажем, время, прочитывались в разные эпохи подчас совершенно различным образом. К примеру, в аккатском языке понятие будущего обозначалось словом, образованным от корня со значением «быть позади», а прошлое – «дни лица/переда». Само же время понималось не как вектор, но как «срок». Более того, переводчики, транслируя древние тексты, сами не замечая того, вкладывают в перевод собственное, современное им понимание содержания, сближая культуры, в этом одна из причин неразличения, неотчетливости ряда серьезнейших культурных трещин и разломов.
На этом, частном, примере можно почувствовать фатальную уязвимость тезиса о том, что «в своих основах все религии едины», об их «молчаливом единстве». Напротив: диалог, успешно ведущийся на основе эмпатии, дружелюбия и поверхностного формата «общечеловеческих ценностей», начинает серьезно пробуксовывать как раз тогда, когда речь начинает идти об онтологии, о корнях и началах. Предельные ценности культур это отнюдь не общие ценности. Здесь мне хотелось бы подчеркнуть два момента. Во-первых, «молчаливое единство» нередко имеет основу скорее в психологии, нежели в онтологии, а во-вторых, сами онтологические прописи начал и принципов организации культур и цивилизаций могут находиться, – как это ни парадоксально прозвучит, – вне сознания представителей культур и цивилизаций, будучи при этом вполне укорененными в их психике и в общественной практике.
Но, пожалуй, еще более серьезный (и действительно «неполиткорректный») вопрос – существует ли некая «иерархия оснований», превращающая культурный диалог в сложную конструкцию сложноподчиненного полилога, транслирующего «сверху вниз» достигнутую степень цивилизованности того или иного общества, культуры? Наконец, имеют ли вообще место поворотные, «шарнирные» ситуации, которые вносят в человеческое сообщество не просто фундаментальные перемены, но последовательное расширение горизонта? На мой взгляд, существуют. Это и есть процесс цивилизации (отглагольное существительное) человечества. Из подобных преодолений и выстраивается такой феномен, как история, они – контур ее генома, подспудно чаемой полноты.
История – есть прохождение чреды фазовых переходов, освоение «шарниров исторического времени», но это отнюдь не пассивное прохождение предложенных обществу инициаций и не монотонное постижение им разнообразия новых состояний. История не есть простое прилагательное к человеку, как некий текст, который люди прочитывают и таким образом восполняют свое несовершенство и неполноту. Действие происходит, скорее, прямо противоположным образом. Человек является субъектом истории, иначе говоря, – ее творцом, иногда в прямой, открытой, а иногда в прикрытой, неявной форме. Но не каждый человек и не каждое сообщество. Нам сейчас, правда, достаточно сложно представить – для того, чтобы оценить масштаб пройденного пути, – истинную психологию и статус человека архаичной культуры (тем более вне ореола романтичной ауры, столь часто приписываемой ему). При этом мышление человека архаичной культуры отнюдь не просто, не «примитивно». Пожалуй, даже наоборот – оно переусложнено, но эта сложность сродни «дурной бесконечности» сновидения, и в современном мире ее проще описать как род безумия, нежели входить во все многочисленные изгибы ее лабиринта. Однако и этот сложный лабиринт в своем чреве скрывает непроявленную субъектность потенциального индивида.
Яркий пример чрезвычайной затрудненности смены ролевых функций в древнем мире, героического характера любой значимой трансформации дает нам индуистская культура – как величайший подвиг описывается в ней смена (если не ошибаюсь, Валмики, легендарным создателем «Рамаяны») своей касты, «варны» («кшатрия» на «брамина»). Так что, воспринимая свободу человека современной культуры – внутреннюю и внешнюю – как естественный порядок вещей, как нечто должное, мы не вполне отдаем себе отчет, что эта свобода есть завоеванное состояние, результат многовековых героических усилий и прорывов.
К чему я все это говорю? К тому, чтобы подчеркнуть чрезвычайную сложность реального, а не формального, не поверхностного диалога культур. К тому, что история на самом деле есть трансценденция, постоянная трансценденция человеком собственных ограничений, а цивилизация – сумма преодолений обществом дикости и варварства.
Цивилизация – определенная форма существования культур, ассоциируемая чаще всего с достижением урбанистической стадии развития (civilis vs. rusticus). Культура представляет личность исторического индивида, цивилизация же соответствует его фазам развития, «возрастам», но не всем, а преимущественно тем, которые ассоциируются с достижением и удержанием зрелости. Культуры, как и личности, уникальны, представляя собой бытийные коды, специфика которых сохраняется сквозь столетия, усложняясь или, случается, уплощаясь. Стадии же их роста (степень цивилизованности) – «детство», «юность», «зрелость» – универсальны, хотя не все исторические организмы проходят по этим ступеням, порой сходя с дистанции до времени. На эмпирическом уровне, со времен гибели великих империй древности, нам известны и некоторые непростые состояния культур – их постцивилизационные состояния.
Возможен ли диалог цивилизаций? Пожалуй, мне ближе формула, предложенная Вадимом Михайловичем: «от диалога цивилизаций к цивилизации диалога». Многообразие культур и цивилизаций (но уже в понимании данного термина как средства фиксации культурно-исторического типа), равно как и богатство звездного неба, есть предметное пространство, просторность для зрелости нашего познания, для испытания истины в ее разнообразии, сложности и широте. Однако, опять-таки, не все люди и не все общества расположены к диалогу и к познанию иного, к испытанию мира. В ходе истории человек освобождается от пут природы и паутины племенных связей, от приписанных ему еще до рождения ролевых функций и заскорузлых стереотипов, становясь личностью и гражданином. «Городской воздух делает свободным» – данный афоризм, пожалуй, даже глубже того смысла, который вкладывался в него на излете Средневековья. На этом фоне и утверждается индивидуальность, персонализм, субъектность, крепится обретаемое пространство свободы. Каждый раз освоение нового, отвоеванного человеком исторического «этажа» есть расширение социального и метафизического горизонта.
На этом пути можно выделить некоторое число выдающихся свершений, принципиальных подвигов (именно в такой динамичной форме, которая скрыта в данном слове), когда человек преодолевает окружающий мир и трансцендирует его привычное естество. И, конечно, «осевое время» играет здесь фундаментальную роль. «Осевое время» я прочитываю как зарю монотеизма и, одновременно, как первую волну секуляризации. Возникавшие в то время идеоконструкты все более тяготели к монотеистической формуле: формируется своеобразный искусственный протомонотеизм, в рамках которого «централизуются» пантеоны богов, утверждаются их иносказательные, эзотерические толкования, культура богословской и философской рефлексии в целом, – феномены, проявившиеся в тот период и являвшиеся, на мой взгляд, следствием именно токов монотеизма. Не менее важны процессы протосекуляризации, изменение оценки и самооценки индивида, трансформация восприятия времени. Но реальный перелом истории, по отношению к которому «осевое время» было всего лишь увертюрой, происходит с экспансией реального, а не «конструктивистского» монотеизма.
При этом преодолевается целый пласт бытия, в котором личность не находит «трещины», позволяющей ей выбраться из лабиринта и проявить себя в качестве субъекта сознательного действия и социального творчества. Центральное слово здесь – «сознательного». Монотеизм дарует эту возможность: человек, открывший его постулаты, усвоивший новую «аксиоматику», преодолевает привычные ограничения и, сбрасывая ветхую кожу, действует в новой социальной геометрии, руководствуясь открывшимися горизонтами. Почему это происходит? Принципиальное отличие монотеизма от языческой культуры не только в том, что «есть один Бог», а в языческой культуре – целый пантеон богов, но также в том, что этот Бог не имеет генезиса. То есть я хочу сказать, что в язычестве помимо политеизма есть и другая значимая черта. Там существует своеобразная предыстория – мир протоматерии, хаоса, из которого и возникает первое поколение богов (которое, к тому же, со временем может быть сменено совершенно иными богами). В монотеизме же Бог находится вне времени и вне творения, творчество – его сугубый атрибут, Он свободно творит «все из ничего». Вот это «из ничего» – и есть принципиальное различие между язычеством и монотеизмом. В сущности, подобная трансценденция скорее отрицает, нежели инкорпорирует прежнюю культурную традицию, определяя последнюю как Античность, т.е. как мир предшествующий, «ветхий», как анти- мир.
Однако же почему понимание ритма человеческой истории столь важно для толкований проблемы «диалога цивилизаций», и почему история получает мощную акселерацию именно после того, как часть человечества усваивает постулаты монотеизма, вырываясь из замкнутых пространств истории к ее новому пониманию и столь впечатляющему воплощению? Дело в том, что «творение из ничего» – подразумевает иной статус личности, подобной своему Творцу. Это и есть утверждение в своих онтологических правах персонализма, индивидуальности, проявлений осознанной субъектности действия, поскольку, когда дело идет о свободном существе, «творящим из ничего», то здесь присутствует и свобода действия, и свобода выбора, и свобода личности, и даже – забегая вперед – скажем, идея экономики как «расширенного воспроизводства».
Но и такая свобода от зачарованного сна языческих культур может иметь свои уровни трансценденции. Она также может быть прочитана различным образом, обнаруживая иные горизонты и степени освобождения.
Древо монотеизма произвело три могучих побега: иудаизм, христианство и мусульманство. Из трех же персоналистических мировоззрений (я не хочу называть их в данном контексте религиями, в определенном смысле они как раз преодолевают такое понятие, как религия) впечатляющую, всемирную экспансию совершило христианство, которое стало планетарной цивилизацией, как бы она ни называлась: западноевропейская, западная, североатлантическая, глобальная. Все равно, в своей основе это одна из версий христианской цивилизации. Здесь я прочитываю христианство так, как оно прописало себя в истории. Почему же именно этот побег получил преференцию и столь мощную социальную реализацию, а не другие? Что такого содержалось в христианстве, что дало ему очевидное, колоссальное историческое и цивилизационное преимущество? Думаю, это понятие Богочеловека. В результате того, что Бог стал человеком, у человека появляется возможность претендовать на иные горизонты («стать по благодати тем, чем Бог является по существу»). Введение этой предельной степени свободы, которая отсутствует у других ветвей Авраамического древа, предопределило высочайший статус личности, уровень ее претензий и свободы действия, возможностей и угроз, в результате чего и сформировалась, в конце концов, современная цивилизация.
Быть может, мои рассуждения в данном направлении избыточны. Но я пытаюсь говорить о принципиальных различиях культурных кодов и метафизических языков, об их состязательности в рамках объективно идущего исторического полилога культур и цивилизаций. Тем более, что не всегда исторические прорывы и трансценденции очевидны. Например, в повторяющихся разговорах об угрозе «нового средневековья» – присутствует весьма субъективное прочтение данного термина, затемняющее тот факт, что средневековое общество являлось не столько кузеном традиционного мира, сколько законным родителем современной цивилизации.
Тут я позволю себе в рамках регламента небольшое отступление от основной темы разговора. Языческая культура, традиционная культура не слишком склонна нарушать существующий порядок вещей. Она действительно, как уже отмечалось сегодня, содержит в себе определенную целостность, иногда достаточно простую, но чаще все же сложную целостность. Чем дольше изучаешь архаические культуры, тем больше поражаешься этой сложности. И возникает крамольная мысль, что сложность архаического общества даже более сложна, нежели сложность менталитета и социальных конструкций современного мира. Тем не менее, в ней есть особая, горькая нота. Ее сложность – это, как я уже отмечал, сложность лабиринта, а не сложность последовательных трансценденций, и неслучайно лабиринт – в той или иной форме – есть, в сущности, «родовой признак» архаических культур. Иначе говоря, в подобных обществах баланс доминирует над идеей развития. Идея развития там, как правило, отсутствует, находится под запретом. Когда же мы видим ее присутствие в ряде архаичных и традиционных обществ, существующих в контексте современной цивилизации, то во многом это есть всходы «экзогенных семян». И даже углубляясь вглубь веков, вплоть до активно обсуждавшегося сегодня осевого времени, мы наблюдаем ту же специфику – действенный импринтинг иных кодов. Разговор о протомонотеизме осевого времени может, к примеру, вестись в контексте темы «переселений народов» той поры, я имею в виду судьбы иудейской диаспоры VIII и VI веков до нашей эры. Прежде всего, – первое рассеяние 722-го года до н.э., маршрут которого мы не знаем, но и второе – 586-го, и оба, по-видимому, ответственны за ряд косвенных проявлений, прорастаний монотеизма в языческих обществах той поры. Процесс, который, на мой взгляд, и реализовался в феномене «осевого времени».
Средние же века получают порой противоположные оценки, поскольку там протекают два совершенно противоположных процесса. С одной стороны, происходят уплощение, кризис предыдущей формы цивилизации – античной, а с другой стороны, имеет место футуристический прорыв в будущее. Отсюда странные для современного человека связи, когда в западноевропейской агиографии и иконографии святые связываются с теми или иными техническими изобретениями. Ими могли быть на первый взгляд очень простые изобретения – те или иные усовершенствования сельскохозяйственной техники или мельницы и т.п. На самом деле, многие из этих новаций были изобретениями радикальными. Но порой и новой просторностью, открывшейся для прежних изобретений. Те же водяные мельницы, ветряные мельницы вроде бы присутствовали в античном обществе, однако широкое распространение получают в христианском мире. Так же, как ракета, бумага или бумажные деньги присутствовали в китайской цивилизации, но реальное применение и развитие получили в цивилизации совершенно иной. В средневековом обществе возникает и ряд оригинальных новаций: троеполная система земледелия, конная упряжь (хомут, стремена), кривошип, – то есть изобретений, взорвавших прежнюю систему земледелия, создав основу для «зеленой» и демографической революций на рубеже первого и второго тысячелетий. Что, в свою очередь, вело к кастелянской революции, феодализму, к своеобразной «приватизации власти», преображая прежнюю имперскую формулу организации социума. Затем приходит время бюргерской революции – взлета городской культуры, в том числе из-за избыточности населения, а также крестовых походов как трансценденции земных пространств, – процесс, в котором при желании можно уже увидеть эскиз современной глобализации. После Столетней войны кристаллизуется и новая форма организации власти – национальное государство. Начиная с конца XV века, все эти новации складываются в определенную целостность, – обретающую со временем имя «современной цивилизации». Можно долго говорить на данную тему, но я бы рисковал серьезно нарушить регламент, поэтому возвращаюсь к основному предмету дискуссии и перехожу к современности и прикладным аспектам.
В чем суть современной цивилизационной ситуации? На мой взгляд, ее основа – масштабная социокультурная революция, которую в настоящее время переживает мир. В проявленной форме она протекает лет, эдак, тридцать. Где-то на рубеже 60-70-х годов прошлого века доминировавший в кодах современной цивилизации протестантский этос претерпел кризис и глубинную мутацию. В недрах общества сформировалась какая-то иная мировоззренческая позиция, другая система ценностей – пусть и не вполне отчетливая, не до конца прочитанная, но активно утверждающаяся в живой феноменологии бытия и выстраивающая основы новой цивилизационной конструкции. В последние десятилетия активно трансформируются политическая и экономическая практика, складывается новый социальный класс, связанный с постиндустриальным производством и враждебный прежнему порядку вещей. Не случаен даже семантический сдвиг от привычного термина «мировая экономика» к «экономике глобальной». Очевидно, что в мире политики, в мировой политике также произошел ряд серьезнейших подвижек: кризис национального государства, формирование «мировых регулирующих органов» и поствестфальской системы международных отношений, появление новых влиятельных субъектов мировых связей и т.п. Во многом разговор о столкновении цивилизаций – и о необходимости его перевода в конструктивную форму «диалога цивилизаций» – есть порождение именно кризиса национального государства и всей системы международной регуляции в целом, а, возможно, и всей современной (Modern) цивилизации.
В полемике о «столкновении» и «диалоге» цивилизаций сам термин «цивилизация», как мне представляется, активно используется во многом из-за дефицита категориального аппарата для описания текущего состояния мира, из-за необходимости как-то определить рамки новой социальной и политической организованности. Иное, новое, оно потому и новое, что для него нет имени. То есть на планете возникает форма политической организации, для которой пока нет адекватных терминов, слов. В этой ситуации мы пользуемся термином «цивилизация», чтобы зафиксировать расширение параметров политической организации и круга ее значимых субъектов, т.е. тех реалий, которые очевидным образом присутствуют в полифоничном концерте мировых связей. При этом в социальной практике сейчас царят прагматизм и эклектика – состояние, которое в своей основе отражает транзитность ситуации, процесс деконструкции прежней формулы политической организации мира и активно ведущегося поиска нового значимого конструкта.
Заметным образом изменилось за последние годы само прочтение глобализации: Соединенные Штаты, став мировой регулирующей державой (своеобразный парафраз темы «свободы единого»), трансформировали версию глобального маршрута. До недавнего времени лейтмотивом была, пожалуй, тема финансово-правовой унификации мира, при которой акцентировались такие понятия, как «вашингтонский консенсус», «национальная транспарентность», «международные организации», «коалиции сил», «гуманитарная интервенция» и т.п. Сейчас же в центре внимания иной реестр категорий, скажем, «ось зла», «глобальная держава», «страна-империя»… В подобной ситуации тема «диалога цивилизаций» отражает определенную утрату прежней политической субъектности и поиск новой конструктивной формулы мироустройства. Причем, рискну утверждать, не столько в области мировоззренческого консенсуса, сколько в сфере социальной практики (не случайно политическая инициатива об организации данного диалога под эгидой ООН исходила от «исламской республики»), – и такой поиск может оказаться конструктивным, результативным.
Основу же нынешнего мирового конфликта я вижу не в том, что цивилизация Модернити, активно, форсированно осваивая мир, вводит тем самым себя в полосу перманентных коллизий. И не в том, что на планете возникает эклектичный концерт аморфных цивилизаций, чреватый их неконтролируемой экспансией, – политическая субъектность «цивилизаций» мне вообще представляется сомнительной. Скорее уж можно говорить о том, что в мире сложилась ситуация культурной растерянности и сквозь эклектичную субстанцию современного состояния глобального сообщества просматривается контур некой «постцивилизации» (полимерной среды). Конечно, понятие «постцивилизация» двусмысленно, тем более что цивилизацию я все-таки понимаю не как культурный круг. Для меня цивилизация существует скорее в координатах маркиза Мирабо – как градус политеса, цивилизованности человека и общества, нежели как выраженное своеобразие и феноменологическая оригинальность. Феноменологическое своеобразие, специфичность, для меня скорее свойство культуры, качество культурной организованности. А цивилизация – составная часть вполне банальной триады: архаизация – варварство – цивилизация.
Реплика. Диахронической.
Неклесса А.И. Да, диахронической формулы, совершенно верно... цивилизацию я прочитываю диахронно, а не синхронно, то есть как повышающийся градус трансценденции и свободы. Именно поэтому для меня понятие «цивилизация после цивилизации» не вполне удобно, «горчит»… Пожалуй, точнее было бы сказать, что мы вступаем в непознанную, четвертую форму социальной организации – после архаики, варварства и цивилизации. Удивительным образом это понятие корреспондирует четвертому состоянию вещества в физике (твердое, жидкое, газообразное и плазменное), напоминая отдельными своими чертами характеристики именно его плазменного состояния. В дизайне формирующегося постсовременного мира наблюдается дисперсное, эклектичное, но устойчивое соединение цивилизации и архаики, цивилизации и дикости в некотором едином культурном контексте. И возможно основной «конфликт цивилизаций» на планете разворачивается как раз между этим призраком грядущей «постцивилизации» и цивилизацией современной, миром Большого Модерна.
В заключение, мне хотелось бы, пусть и бегло, осветить еще одну важную – и по-своему парадоксальную – особенность переживаемой человечеством глобальной трансформации. Дело в том, что параллельно с процессом глобализации, о котором столь много писали и пишут в последние годы, не менее интенсивно, но отчасти в тени, протекает более фундаментальный процесс, который определяет, в том числе, и саму глобализацию, и ее актуальные, а также будущие формы. Это процесс индивидуации, который обуславливает появление новой культуры, в том числе политической и экономической. Индивидуация – формирование энергичной личности с новым масштабом действия, личности, которая действует поверх прежних социальных и политических барьеров. Она их не отрицает, просто не считает для себя императивными, обязательными. Подобная личность действует не только сама по себе и не столько сама по себе, но образует разнообразные новые организованности. То есть возникают кластеры подобных личностей, деятельные группы, вспомним, как лет десять-пятнадцать назад вся специальная литература запестрела аббревиатурой NGO – НПО (международные неправительственные организации).
Города – основания прежней цивилизации – превращаются в своего рода терминалы для этой эфирной Лапутании. То есть новые организованности – это, если угодно, протоформа иного государственного устройства (понятие государства в определенном смысле является для нас чуть ли не синонимом понятия социальности, и оно действительно шире понятия национального государства, о кризисе которого по преимуществу идет речь, но еще Гегель различал в этой связи «идеал сущего» от «идеала возможного»). «Новая Лапутания» создает свою географию, соединяясь с привычным географическим ландшафтом через систему порталов, терминалов или, говоря современным языком, hub’ов. Это уже не просто прежний Север (квазигеографическое, но все-таки связанное с географией понятие), а своего рода глобальный Север – мегаполисы, метрополисы прежней политической системы, в которых, собственно, новая культура и процветает (то есть глобальное пространство элит). А в качестве его оборотной стороны, «изнанки» существует и мировой Юг, переходящий в «мировой андеграунд». Эти транснациональные, мировые пространства оказываются доминантными по отношениям к прежним формам социальной организации, в том числе таким, как национальное государство, генерируя собственные формы социальной организованности: амбициозные корпорации, астроидные группы, НПО, – соединяя осколки элит прежних организованностей в молекулы новых деятельных субъектов социального текста. В сущности, этот энергичный и деятельный космос и есть тот самый Новый мир, в который мы вступаем, заявленные же рамки цивилизационного кризиса отражают колоссальный формат происходящих изменений, разворачивающегося социального конфликта. И вся эта турбулентная среда рано или поздно значимо разрешится от бремени родовых мук.
Отсюда генезис темы «диалога цивилизаций» как первого подхода к позитивной реконструкции мироустройства, к осмыслению формулы существования и сосуществования в динамичном и нелинейном Новом мире. Во многом от осознания масштаба и картографии происходящих перемен, от выбора верного маршрута в бурном море глобальной трансформации зависит также будущая судьба России.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги