Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Следзевский И.В.

Тезисы своего доклада я хотел бы дополнить и конкретизировать несколькими соображениями, которые имеют отношение не только к его содержанию, но и к дискуссии, состоявшейся на прошлом заседании вокруг понятия диалога вообще и диалога между цивилизациями, в частности. Я имею в виду и общую постановку данной проблемы, как она была сформулирована Валентином Ивановичем Толстых, так и ее толкования, предложенные в выступлениях Юрия Владимировича Яковца и Вадима Михайловича Межуева.
Первое. Существуют различные типы диалога: межличностный диалог в форме речи, диалог между культурами как семиотический обмен культурными текстами и образами, и диалог между цивилизациями. Все они различаются по предмету (содержанию) и субъекту коммуникации. Диалог в форме речи ориентирован на понимание собеседниками друг друга. Важной, но не единственной разновидностью этого типа является философский, научный и учебный диалог, ориентированный на строго логический поиск истины или отыскание способов ее изложения. Тем не менее, диалог в форме речи никак не может быть сведен к логической процедуре рассуждения и принципам рационального мышления. Например, в поэтическом разговоре с читателем или в религиозном откровении… Логическая процедура в этих формах диалога ровным счетом ничего не значит.
Не имеет большого значения в качестве предмета диалога поиск истины в меж- и внутрикультурном взаимодействии. Все формы такого взаимодействия пронизаны диалогом, но это коммуникация в основе своей семиотического типа. Ее содержание и условие – обмен культурными текстами и содержащимися в них образами «своего» и «чужого», перевод «чужого» текста на «свой» внутренний язык. Для любой культуры этот обмен имеет жизненное значение: это источник образования новых текстов и предпосылка культурного развития.
Новые тексты формируются в значительной степени потому, что смыслы и логика одной культуры далеко не всегда могут быть поняты другой культурой. То есть логический алгоритм диалога в этой сфере тоже не является абсолютным. Субъект культурного диалога реализуется в системе культурных кодов, когда они «увязываются» в единую цепочку, интегрирующую отдельные культуры или их части, образуя так называемую семиотическую личность.
Второе. Предмет и сама возможность диалога между цивилизациями никак не может быть установлена на основе «общих идей» диалога. Такой путь, скорее всего, приведет к абсолютизации диалогических принципов – европейской цивилизации, действительно создавшей особую культуру философского дискурса. Боюсь, однако, что это приведет к игнорированию других форм и типов диалога.
Третье. Пытаясь определить предмет и смысл диалога цивилизаций, важно различать нормативно-ценностный и процессуальный аспекты диалога: межличностного, культурного и т.д. С нормативно-ценностной точки зрения, чаще всего или обычно диалог противопоставляется монологу. Нормой монолога считается отчуждение взаимодействующих сторон или партнеров. В диалоге как будто должно преобладать единение. Соответственно с нормативно-ценностной точки зрения кажется, что полноценный диалог исключает или ограничивает моменты непонимания. Но в плане диалога как процесса это не так. Мотивация понимания как постоянного процесса коммуникации невозможна без элементов непонимания своего партнера. Допустим, полностью отсутствуют барьеры общения, коммуникативные барьеры и т.д. В этом случае исчезнет мотивационное основание диалога? Зачем мне партнер, если он – моя копия. Мотив и содержание диалога предполагают элемент непонимания.
Кроме того, процесс диалога (и в межличностном, и в культурном плане) разворачивается на разных уровнях коммуникативных отношений. Для понимания предмета диалога цивилизаций важно выделить два уровня. Первый уровень – это уровень повседневного диалога, диалога внутри круга привычных культурных явлений и связей. Понимание здесь носит скорее функциональный и ситуативный характер, базовые смыслы и ценности присутствуют в качестве фона. Другой уровень – это так называемый уровень предельных интересов, захваченности бытия человека высшими смыслами. Здесь в ходе диалога выясняются предельные ценности и истины экзистенциального и духовного порядка.
На каждом уровне, особенно на уровне предельных интересов, диалог невозможно отделить от монолога. Выясняя высшую истину, мы должны постоянно утверждаться в ней. Если этот момент самоутверждения, полной самоидентификации с базовыми ценностями «своей» культуры не будет присутствовать, культура потеряет субъектность.
Четвертое. В обычном гуманитарном дискурсе диалог цивилизаций отождествляется с диалогом культур. Это вполне естественно, поскольку европейское цивилизационное самосознание (включая само понятие цивилизации) родилось в процессе секуляризации европейского сознания и заместило универсальное религиозное мировоззрение. В рамках секулярной культуры вырабатывается определенная нормативно-ценностная модель цивилизации и межцивилизационного диалога, которая сводит их значение и содержание к духовной (универсальной) или соционормативной культуре и обмену достижениями соответствующего типа.
Но гуманитарно-культурный дискурс не улавливает важную особенность цивилизационного устроения общества и культуры. Основой цивилизации социокультура может стать только при наличии в экзистенциальной сфере человеческого бытия предельного интереса в разрешении фундаментальных противоречий и проблем бытия. Этот интерес носит характер веры (в Бога или его наместника, Высший Закон и т.д.), квазирелигиозной или подлинно религиозной, и воплощается в характерных для данной цивилизации «символах веры».
Цивилизация обычно закрепляет поддерживающие ее веру и символы в виде сакральных (канонических) культурных текстов. Но канонизированные эти символы могут существовать вне зависимости от обычных культурных текстов культуры.
Предельный интерес, т.е. вера в высшие принципы данной цивилизации, определяет то, что составляет ее дух, судьбу, историческую уникальность. (Правда, верно и обратное утверждение: предельный интерес трансформируется в цивилизационное наличие тогда, когда он выражен в универсальных формах культуры, сакральных культурных текстах). Под давлением исторических обстоятельств единство социокультуры и веры (как предельного интереса) может ослабевать, разрушаться, но когда возникает угроза базовым смыслам и ценностям цивилизации, предельный интерес вновь дает о себе знать: его потеря означает распад или изменения основ цивилизации.
Пятое. Вне категории предельного интереса трудно понять специфику внутри- и межцивилизационного диалога, вообще решить вопрос о его отличиях от диалога межкультурного (семиотического) типа. Предельный интерес диалогичен по своей природе, хотя это и весьма специфический диалог. Он носит экзистенциально-мировоззренческий характер, базируется на постоянном и сопряженном друг с другом притяжении и отталкивании полярных начал веры (вера – сомнение или иная вера, этическое – мистическое, Дух – Закон, обусловленное – безусловное, символы – высшая реальность и т.д.). В экзистенциально-мировоззренческом контексте также не может быть принципиальной разницы между внутри- и межцивилизационным диалогом.
Предельный интерес вообще не может иметь предустановленных пределов и жестких структурных оснований, которые не могут быть подвергнуты сомнению и разрушены. В этом смысле экзистенциально-мировоззренческий диалог как живой нерв любой цивилизации идет постоянно, от его исхода – возвышения, обновления, «глобализации» одного типа веры, или противоборства «на равных» конкурирующих мировоззрений, инверсий в типах веры – зависит в конечном счете завершенность или незавершенность, прочность или непрочность основ той или иной цивилизации. Это хорошо видно на примере истории России, где постоянная выраженность предельного интереса столь же постоянно сочеталась с неустойчивостью его доминирующего содержания, крайностями веры и «анти – веры», неокончательностью экзистенциально-мировоззренческого выбора.
Таким образом, конкретизируется и специфический предмет диалога цивилизаций. Это не поиск истины (каждая цивилизация настаивает на истинности своих базовых ценностей, предельный интерес – это не вопрос рациональных доказательств), и не совсем семиотический обмен (хотя образы «другого» постоянно присутствуют в культурном поле любой цивилизации и влияют на цивилизационную идентичность). Это вопрос постоянного сопоставления, частичного принятия и частичного отрицания, определения и переопределения базовых (предельных) принципов цивилизации внутри и вне сферы ее распространения и доминирования. Диалог такого типа не может быть сведен к межцивилизационным взаимодействиям социокультурного типа (культурный симбиоз, синтез), не может он однозначно противопоставляться и конфликту цивилизаций. Полярными позициями в этом диалоге скорее являются терпимость (толерантность) – нетерпимость, заинтересованность – незаинтересованность, критика – самокритика базовых ценностей. Видимое мирное сосуществование разных цивилизаций может скрывать в себе определенный потенциал конфликтности и противостояния (если одна из цивилизаций претендует на исключительное обладание истиной и разрешение всех вопросов бытия в глобальном масштабе), и, наоборот, нетерпимое отношение к ценностям другой цивилизации может содержать неявные элементы или возможности диалога.
Шестое. Диалог цивилизаций не только реален, но постоянен и в смысле охвата мирового пространства глобален. В реальности он осуществляется в виде бесконечного числа разнообразных коммуникативных актов с ситуативными, вероятностными, не предопределенными результатами. Тем не менее на протяжении больших исторических периодов, в результате длительных социокультурных контактов, балансирования процессов притяжения и отталкивания мировых и локальных цивилизаций складывается то, что Ю.В. Яковец справедливо определяет как «поля взаимодействия цивилизаций». Однако я бы не сводил их значение к конкретным и жестко выделенным сферам такого взаимодействия. Более важен сам принцип формирования и функционирования полей (поля) межцивилизационного взаимодействия. Их образует относительно устойчивое (хотя и постоянно колеблющееся) тяготение экзистенциально-мировоззренческих составляющих отдельных цивилизаций к противоположным и взаимодополнительным (в семиотическом смысле) полюсам межцивилизационного взаимодействия.
Наличие таких полюсов имеет огромное значение для стабильности и известной упорядоченности межцивилизационного диалога. Они задают его постоянные и ключевые темы, направления и ритмы, способствуют более глубокому осознанию ценностных основ контактирующих цивилизаций, превращению этих контактов в мировой цивилизационный процесс. Самый яркий пример таких полей, их наиболее протяженное во времени и пространстве воплощение: межцивилизационная и межкультурная система Восток – Запад.
Поле взаимодействия как диалог совсем не исключает, а в определенном аспекте (непонимание, отрицание) даже предполагает культурные и межцивилизационные конфликты. Если такие конфликты не выходят за рамки межцивилизационного поля, они остаются, хотя бы минимально, в пространстве и режиме диалога и могут значительно его интенсифицировать.
Начиная со второй половины XX века появляется все больше признаков разрушения многовековой и глобальной системы диалога «Восток – Запад», вне которой вообще трудно представить развитие цивилизаций первого и второго «осевого времени». Полюсы утрачивают устойчивость, смещаются (подчас хаотически) в разных направлениях. Под влиянием процессов глобализации предельные интересы разных цивилизаций теряют прежнюю устойчивость (а иногда и определенность), это вызывает ответные реакции роста фундаментализма и отторжения «чужого». Систему «Восток – Запад» дополняет менее определенная глобальная структура «Север – Юг».
Перспективы формирования нового поля или полей межцивилизационного диалога ныне весьма неопределенны и вряд ли определятся в ближайшее время, как, впрочем, и основные векторы современного цивилизационного процесса (то ли новая «осевая революция», то ли «срыв» ряда мировых регионов в состояние цивилизационной деструкции и к архаизации). Тем не менее идея диалога цивилизаций как основы нового миропорядка плодотворна. Она позволяет сохранить осознание глобальной ценности такого диалога, привлечь внимание к проблеме сохранения мирового культурного разнообразия, обсудить возможности и варианты сближения «предельных интересов» разных цивилизаций, точек пересечения и взаимопонимания этих интересов, где возможно появление новых «предельных принципов», консолидирующих пространств диалога.


 
 
 

Новости

Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbauschev. Der Weltveraenderer”). 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024
Накануне второй годовщины со дня смерти М.С. Горбачева общественный деятель, специалист по урегулированию конфликтов из ФРГ Лео Энзель прислал в Горбачев-Фонд эссе, написанное в форме обращения к Президенту СССР. 30 августа 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open