Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Толстых В.И.

Наше заседание - третье по счету - посвящено теме или проблеме диалога как такового: его понятию и смыслу, реалиям и перспективам взаимоотношений культур и цивилизаций в современной исторической ситуации. Как мне представляется, тезисы Игоря Васильевича Следзевского дают хорошую основу для содержательной дискуссии. На предыдущих встречах мы фактически уже приступили к обсуждению этого вопроса. Надеюсь, все участники «круглого стола» познакомились с материалами-стенограммами этих встреч, и мы сосредоточимся сегодня на ключевых и спорных моментах.
Не затягивая свое вступительное слово, затрону лишь один аспект интересующей нас проблемы и сошлюсь при этом на конкретный пример. В наших дискуссиях мы уже столкнулись с вопросом, который для нашего проекта является ключевым и принципиальным: чем отличается межкультурный и межцивилизационный диалог от его классических форм - не только Древнего, но и Нового мира; что может и должно стать предметом обсуждения такого диалога и кто при этом будут его субъектами? Вопрос не простой, и тут механическим переложением известных классических принципов и форм диалога на складывающуюся беспрецедентную реальную ситуацию решить эту проблему не удастся.
Приведу пример суждения, взятый мною из книги «Антология диалога: исторический и экзистенциальный опыт», опубликованной в 2002 году в Санкт-Петербурге философско-культурологическим центром «Эйдос» (изданной под эгидой ЮНЕСКО и Министерства культуры РФ). Автор одной из главок, Сергей Чебанов, считает, что в качестве предмета диалога культур и цивилизаций может стать идея так называемых общечеловеческих ценностей, которые, несмотря на свое очевидное европейско-североамериканское происхождение, могут рассматриваться «как инварианты разных культур, как транскультурные универсалии» (они ведь «гуляют», а иногда и просто навязываются, по всему миру). При всех существующих различиях в них есть черты, идеи и признаки, общие всем культурам. И здесь, как полагает Чебанов, можно применить технику поиска консенсуса.
А именно, поясняет он свою мысль, сначала «надо шаг за шагом выяснить то, с чем согласны все участники диалога – скажем, сначала надо договориться о том, что есть проблемная ситуация как таковая, далее договориться о том, как ее можно описать, затем постараться выявить важные и второстепенные обстоятельства ситуации, потом пытаться выяснить причины и т.д. На каждом из этапов обсуждения кто-то из участников диалога может из него выйти, но достигнутый уровень консенсуса останется той базой, начиная с которой возможно начать диалог в следующий раз (если проведенный диалог был подлинно успешен» (см.сс.305-306 указанной книги).
Я привел этот пример не в качестве образца ответа на интересующий нас вопрос, а как попытку его конкретизировать и придать ему осязательную форму. Когда я читал это место в книге, почему-то абсолютно самопроизвольно стал думать о том, можно ли эту методологию применить, скажем, к случаям вполне конкретным, и в то же время мирового масштаба. Почему не получается, например, диалог между Израилем и Палестиной, идущий уже полвека, в который втянуты и ООН, и очень влиятельные посредники, а «воз и ныне там», и никакие призывы «одуматься», проявить толерантность и прочее – не помогают? Или другой пример: почему, в силу каких причин диалог между ООН и Ираком зашел в тупик, был своевольно прерван США и созданной ими коалицией, обернувшись насилием и отсутствием сколько-нибудь предсказуемых последствий?
Почему побеждает не диалог, а логика «не-диалога» и даже «анти-диалога»?
На этом я прерываю свое вступительное слово и приглашаю выслушать докладчика, с тезисами которого все участники заседания уже познакомились.


 
 
 

Новости

Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой. Эссе Лео Энзеля 20 сентября 2024
Горбачев. Изменивший мир
В немецком издательстве Гердер (Verlag Herder, 2024) вышла книга «Горбачев. Изменивший мир» (“Gorbauschev. Der Weltveraenderer”). 12 сентября 2024
День памяти Михаила Сергеевича Горбачева
30 августа собравшиеся на Новодевичьем кладбище возложили цветы на могилу Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых 2 сентября 2024
Накануне второй годовщины со дня смерти М.С. Горбачева общественный деятель, специалист по урегулированию конфликтов из ФРГ Лео Энзель прислал в Горбачев-Фонд эссе, написанное в форме обращения к Президенту СССР. 30 августа 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги

 
  
 
 

 

 
debug: open