Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Е.В.Тюкачева

Я говорю от имени самой такой аудитории, которая оказалась наиболее стойкой. Это учителя и ученики. Мы тут до конца. И студенты, я думаю, здесь также присутствуют.

Мы всех со вниманием выслушали, и, честно говоря, я получила огромное удовольствие, потому что редко сейчас у нас, у учителей, есть возможность встречаться с серьезными учеными. И часто мы даже приглашаем, просим к нам приехать, но к нам не очень приезжают ученые выступать перед учителями. Вот такие просьбы у нас были.

Мы, учителя, проходим переподготовку раз в пять лет. И вот хотелось все-таки, чтобы этой переподготовкой руководили ученые, а не чиновники, потому что мы приезжаем и слышим совсем не интересные вещи.

Поэтому большое спасибо. Очень много интересного. Я думаю, что и ребятам понравилось. Это такое вступление.

Второй момент. Относительно научного сообщества и как мы должны реагировать. Я хочу сказать, что у нас с вами сегодня здесь дискуссия ведется полтора часа, затем полтора часа. Наши дети проходят историю. Вот с Октябрьской революцией они впервые сталкиваются в девятом классе. Значит, им 13-14 лет. До этого раньше были еще рассказы по истории в четвертом классе, сейчас их убрали. То есть понимаете, до 13-14-летнего возраста. Но если с вами беседуют в семье, и это как бы хорошо вам рассказывают, там вы об этом узнаете впервые.

Ко мне приходят некоторые девятиклассники, которые посмотрели... Прежде чем поехать сюда, я спросила у них, а кто такой Ленин? Вот есть у меня очень слабый класс. Многие не могли даже ответить. А некоторые, которые посмотрели фильм Сокурова, сказали: Ленин – да это идиот. Мы видели кадры, в которых было показано, что он уже в таком болезненном состоянии. Вот такое мнение. Или мне говорят: Ленин он за красных; а еще Ленин говорил – учиться, учиться и учиться. К вопросу о мифах, о которых мы говорим. И к вопросу о тех серых линиях относительно того, что люди не знают, что сказать.Еще очень интересный момент. У нас иногда любят детей останавливать где-то на улице, спрашивать по какому-нибудь историческому вопросу. Потом говорят, а чем же занимается школа? Но никто не смотрит. И далее: а девятом классе - два урока; в одиннадцатом классе – два урока. То есть два урока по 45 минут. Значит, вы объясните.

Я работаю в обычной школе. Понимаете, вот какая ситуация была. Люди говорят, им важно высказаться, а учителю важно не только высказаться. Мне важно, чтобы меня услышали. Я к ним и завтра приду, и послезавтра. И то, что я говорю сегодня, очень важно, чтобы это было взвешенно, ответственно, иначе завтра они меня слушать не будут, верить мне не будут.

Я вам, научное сообщество, завидую, потому что вы можете заниматься какой-то одной проблемой, одной темой. Я веду историю, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым классом. В рамках всех этих вопросов я должна соответствовать тому новому, что происходит.

У меня сегодня большая просьба, если есть такая возможность. Обратиться к вам, когда вы работаете над учебниками. Ведь учебник – это очень важный помощник учителю, и учебник – это помощник ученика. Я сегодня вам принесла некоторые цитаты. Просто одну процитирую из учебника, написанного по поводу Октябрьской революции: «Экономическое развитие после Октября сопровождалось социокультурной архаизацией общества, его разрывом с религией, внемирским божественным идеалом и возвращением к не осевому соединению сущего и должного в деятельности мирской организации партии большевиков и Ленина, воплотившего идеал справедливого царя, царя архаического общества».

Ответственности не несем за то, что ... А ведь, вы знаете, я часто бываю в провинции. Там учебник как поступил, так он и десять лет там учебник. Нам запрещают покупать. Есть запрет. Вот вышел новый учебник. Если я, учитель, своим детям предложу купить его, родитель набирает номер телефона и говорит, что вот такая-то учительница, Тюкачева Елена Васильевна, заставляет нас покупать новый учебник. И эта жалоба серьезно рассматривается. ... то, что в библиотеке есть, поступило.

Вот еще один момент. Учебники достаем. Вот портрет Виктора Черномырдина. То есть издали учебник с его приветственным словом. Дети мне уже сейчас говорят (кто-то знает, что он посол на Украине): «А кто нас приветствует, кто это такой? Почему он нас приветствует?». Это к вопросу о том, какие-то такие детали из этого складываются и могу я такой учебник предложить ребенку. Вот он отсутствовал на уроке, а я говорю ему, что возьми и прочитай про Октябрьскую революцию то, что там написано.

Очень часто - я сегодня уже это заметила - мы не видим детей. Нам кажется, что мы это знаем, и они всё это знают. И поэтому, пожалуйста, дискуссия. Теперь он заканчивает одиннадцатый класс, он берет ЕГ (?) и у него задание. Смотрите, историки по-разному определили сущность событий Октября 17-го года в России. Многие историки называют их большевистским переворотом. Какие другие определения сущности этих событий вам известны? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами для каждого из определений, изложенного выше и других.

Я просмотрела большинство учебников. Финал такой: историки по-разному оценивают, и две точки зрения. Никаких своих аргументов. У меня 15 учебников в моей личной библиотеке только по Октябрьской революции, где излагаются события. Вот ученик должен ответить. Причем это экзамен, он сидит, волнуется, он должен вот это всё изложить – то, что мы с вами тут вместе пытаемся обсудить.

Смотрите, как один мальчик оценивает, - я могу целиком привести, - что революция 25 октября 1917 года, совершенная в России, не более чем один из этапов первой мировой войны. Я – в экспертном совете, и большинство экспертов поставили ему (у него аргументация своеобразная) ноль баллов за его ответ, потому что это не ложится на те измерители, которые здесь даются, которые тоже ведь кто-то составляет. Это составляют не учителя чаще всего. Вот такие проблемы. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги