Е.В.ТюкачеваЯ говорю от имени самой такой аудитории, которая оказалась наиболее стойкой. Это учителя и ученики. Мы тут до конца. И студенты, я думаю, здесь также присутствуют. Мы всех со вниманием выслушали, и, честно говоря, я получила огромное удовольствие, потому что редко сейчас у нас, у учителей, есть возможность встречаться с серьезными учеными. И часто мы даже приглашаем, просим к нам приехать, но к нам не очень приезжают ученые выступать перед учителями. Вот такие просьбы у нас были. Мы, учителя, проходим переподготовку раз в пять лет. И вот хотелось все-таки, чтобы этой переподготовкой руководили ученые, а не чиновники, потому что мы приезжаем и слышим совсем не интересные вещи. Поэтому большое спасибо. Очень много интересного. Я думаю, что и ребятам понравилось. Это такое вступление. Второй момент. Относительно научного сообщества и как мы должны реагировать. Я хочу сказать, что у нас с вами сегодня здесь дискуссия ведется полтора часа, затем полтора часа. Наши дети проходят историю. Вот с Октябрьской революцией они впервые сталкиваются в девятом классе. Значит, им 13-14 лет. До этого раньше были еще рассказы по истории в четвертом классе, сейчас их убрали. То есть понимаете, до 13-14-летнего возраста. Но если с вами беседуют в семье, и это как бы хорошо вам рассказывают, там вы об этом узнаете впервые. Ко мне приходят некоторые девятиклассники, которые посмотрели... Прежде чем поехать сюда, я спросила у них, а кто такой Ленин? Вот есть у меня очень слабый класс. Многие не могли даже ответить. А некоторые, которые посмотрели фильм Сокурова, сказали: Ленин – да это идиот. Мы видели кадры, в которых было показано, что он уже в таком болезненном состоянии. Вот такое мнение. Или мне говорят: Ленин он за красных; а еще Ленин говорил – учиться, учиться и учиться. К вопросу о мифах, о которых мы говорим. И к вопросу о тех серых линиях относительно того, что люди не знают, что сказать.Еще очень интересный момент. У нас иногда любят детей останавливать где-то на улице, спрашивать по какому-нибудь историческому вопросу. Потом говорят, а чем же занимается школа? Но никто не смотрит. И далее: а девятом классе - два урока; в одиннадцатом классе – два урока. То есть два урока по 45 минут. Значит, вы объясните. Я работаю в обычной школе. Понимаете, вот какая ситуация была. Люди говорят, им важно высказаться, а учителю важно не только высказаться. Мне важно, чтобы меня услышали. Я к ним и завтра приду, и послезавтра. И то, что я говорю сегодня, очень важно, чтобы это было взвешенно, ответственно, иначе завтра они меня слушать не будут, верить мне не будут. Я вам, научное сообщество, завидую, потому что вы можете заниматься какой-то одной проблемой, одной темой. Я веду историю, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым классом. В рамках всех этих вопросов я должна соответствовать тому новому, что происходит. У меня сегодня большая просьба, если есть такая возможность. Обратиться к вам, когда вы работаете над учебниками. Ведь учебник – это очень важный помощник учителю, и учебник – это помощник ученика. Я сегодня вам принесла некоторые цитаты. Просто одну процитирую из учебника, написанного по поводу Октябрьской революции: «Экономическое развитие после Октября сопровождалось социокультурной архаизацией общества, его разрывом с религией, внемирским божественным идеалом и возвращением к не осевому соединению сущего и должного в деятельности мирской организации партии большевиков и Ленина, воплотившего идеал справедливого царя, царя архаического общества». Ответственности не несем за то, что ... А ведь, вы знаете, я часто бываю в провинции. Там учебник как поступил, так он и десять лет там учебник. Нам запрещают покупать. Есть запрет. Вот вышел новый учебник. Если я, учитель, своим детям предложу купить его, родитель набирает номер телефона и говорит, что вот такая-то учительница, Тюкачева Елена Васильевна, заставляет нас покупать новый учебник. И эта жалоба серьезно рассматривается. ... то, что в библиотеке есть, поступило. Вот еще один момент. Учебники достаем. Вот портрет Виктора Черномырдина. То есть издали учебник с его приветственным словом. Дети мне уже сейчас говорят (кто-то знает, что он посол на Украине): «А кто нас приветствует, кто это такой? Почему он нас приветствует?». Это к вопросу о том, какие-то такие детали из этого складываются и могу я такой учебник предложить ребенку. Вот он отсутствовал на уроке, а я говорю ему, что возьми и прочитай про Октябрьскую революцию то, что там написано. Очень часто - я сегодня уже это заметила - мы не видим детей. Нам кажется, что мы это знаем, и они всё это знают. И поэтому, пожалуйста, дискуссия. Теперь он заканчивает одиннадцатый класс, он берет ЕГ (?) и у него задание. Смотрите, историки по-разному определили сущность событий Октября 17-го года в России. Многие историки называют их большевистским переворотом. Какие другие определения сущности этих событий вам известны? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами для каждого из определений, изложенного выше и других. Я просмотрела большинство учебников. Финал такой: историки по-разному оценивают, и две точки зрения. Никаких своих аргументов. У меня 15 учебников в моей личной библиотеке только по Октябрьской революции, где излагаются события. Вот ученик должен ответить. Причем это экзамен, он сидит, волнуется, он должен вот это всё изложить – то, что мы с вами тут вместе пытаемся обсудить. Смотрите, как один мальчик оценивает, - я могу целиком привести, - что революция 25 октября 1917 года, совершенная в России, не более чем один из этапов первой мировой войны. Я – в экспертном совете, и большинство экспертов поставили ему (у него аргументация своеобразная) ноль баллов за его ответ, потому что это не ложится на те измерители, которые здесь даются, которые тоже ведь кто-то составляет. Это составляют не учителя чаще всего. Вот такие проблемы. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) |
|