В.И.Миронов
Меня потрясла полемика, которая развернулась вчера здесь же, на круглом столе «Экспертиза». Вчера здесь выступал Алексей Кара-Мурза. (Вы знаете, Алексей Кара-Мурза – известный человек.) Ему ответ дала Ольга Здравомыслова. (Я надеюсь, что она мне за счет этого продлит чуть-чуть время.) Смысл в выступлении Кара-Мурзы был такой. Он сказал, что Пушкин должен победить Ленина, на что Ольга Здравомыслова сказала: это все-таки они люди одной культуры. И Пушкин, и Ленин – это люди русской культуры. Возникла некая полемика.
Я хотел бы процитировать Александра Сергеевича Пушкина. Он пишет такие строки: «Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу. Твою погибель, смерть детей с жестокой радостью я вижу». Это, по сути дела, программа русской революции, осуществленной до деталей, в том числе гибель царской семьи реализована в полной мере.
Меня в нашей революции волнуют два вопроса. Прежде всего – какой строй сложился в нашей стране? С моей точки зрения, сложился азиатский способ производства, о котором писал Карл Маркс. И второй вопрос, который меня очень сильно волнует: почему лучезарная освободительная теория, – какой был марксизм, – стала освещением идеологического сталинского деспотизма.
Я считаю, что виной этому - прежде всего диалектика. Мне кажется, что генезис того строя, который возник в России, связан, прежде всего со столыпинской реформой, которая, форсированно разрушая общину, выталкивала крестьян в города. Тем самым эти крестьяне составили социальную базу трех русских революций. А впоследствии об этом очень красиво написал Булгаков в «Собачьем сердце». Это те самые шариковы, которые составили социальную базу сталинизма.
Поскольку говорить долго нет возможности, мне бы хотелось отослать вас к моей статье, которая была опубликована 8 ноября в приложении к «Независимой газете». Называется это «Экслибрис». Там подробно описана именно трагедия Октябрьской революции.
Спасибо.