Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

А.В. Рябов

Я затрону тот аспект обсуждаемой темы, который ближе всего к моим научным интересам. Осуществление модернизации в нашей стране на современном этапе связано с многочисленными ограничителями экономического, технико-технологического, финансового, демографического характера. Но не менее важными представляются политические ограничители. И связано, как об этом уже сегодня говорилось, с проблемой субъектности модернизации,  ее акторов, если угодно.

 

В чем ее сложность и одновременно трудно разрешимость? Безусловно, нужно считать позитивным фактором, что за последние три года российским элитам удалось пройти путь от мало реалистичной и экономически необоснованной эфемерного цели превращения России в великую энергетическую державу, (что означало, по большому счету признание нежелания проводить модернизацию, ориентацию на статус-кво) к признанию необходимости модернизации. Сам факт появления амбициозной «Программы-2020» - это отражение того, что российские верхи поняли и признали необходимость модернизации.

Проблема субъекта модернизации упирается в то, что ее осуществление неизбежно связано с очень большими рисками для существующих элит. Замечу, что принципиально важно как для старых ельцинских элит, возникших в 90-е годы, так и тех, которые появились в нынешнем десятилетии. Отличительная особенность этих элит заключается в том, что они сформировались в неконкурентной социальной и политической среды, под сильной протекцией и при непосредственном участии государства.

Поэтому любой модернизационный проект для нынешних элит неизбежно связан с рисками утраты ставших уже привычными монопольных доминирующих позиций  - в политике, бизнесе, где угодно. При наличии столь значительных и даже избыточных ресурсов (и в данном случае я имею в виду не только финансовые, экономические ресурсы, но и эффективные возможности для манипулятивной обработки общественного мнения), взвешивая риски, связанные с модернизацией (в любом ее варианте) и преимущества статус-кво, элиты, конечно же, предпочитают сохранение нынешних преференций.

Таким образом, ситуация в чем-то напоминает концовку 70-х годов, когда в документах КПСС фигурировали правильные идеи о необходимости осуществления научно-технической революции, о превращении науки в непосредственно производительную силу, об усилении заинтересованности производителей в результатах своего труда и еще что-то в этом духе. Но у тогдашнего руководства страны полностью отсутствовала политическая воля для осуществления назревших изменений. Сегодня в известной степени мы видим повторение той ситуации: понимание, что что-то надо делать, есть, но для этого нет ни воли, ни желания.  

Уповать на то, что с помощью «малых дел» удастся постепенно выйти на модернизационные рубежи, не приходится. Как мне представляется, пока у российских элит существует мощнейшая мотивация на сохранение статус-кво, пока государственная бюрократия (включая и ее силовые фракции), реально контролирующая власть будет поддерживать рентный характер экономики и соответствующий ему клиентилистско-номенклатурный характер властных отношений, никакие модернизационные импульсы не пройдут. Блестящая речь Александра Евгеньевича, основанная на его практическом опыте, меня еще раз в этом убедила.

Российский чиновник, когда он находится у власти и не чувствует никакого противовеса себе, превращается в чингисхановского сборщика дани с того сектора экономики или социальной сферы, который он «пасет». И иной системы он видеть не желает. Наличие же избыточных ресурсов позволяет чиновничеству совместно с тесно связанным с ним бизнесом подкармливать социально зависимые слои населения, чтобы не сильно возмущались непомерным уровнем потребления правящих слоев. Любая независимая от государства экономическая или общественно-политическая активность целенаправленно «гасится», притесняется чиновничьими структурами.

В качестве серьезного препятствия для осуществления модернизации хотел бы назвать и закрытие каналов вертикальной мобильности в первое десятилетие нынешнего столетия. Нынешняя элита хочет видеть свою власть и доминирование наследственными, и социальная динамика ей не нужна. Поэтому едва закончившие университеты дети министров и прокуроров заседают в правлениях крупнейших промышленных и финансовых компаний, занимают высокие посты в правительственных структурах, получают сенаторские кресла. Конкуренция с выходцами из других, непривилегированных социальных групп им не нужна. Да многие из этого класса нарождающегося «нобилитета» ее и не выдержат. Следствием подобного развития событий становится антимеритократичность отбора элит, снижение уровня ее профессиональной компетентности.

Так что, стартовые условия для модернизации в современной России выглядят весьма неблагоприятными. К тому же, как я уже говорил, не наблюдается пока наличия политической воли, без которой будет крайней сложно переломить сопротивление российских правящих классов. А к политической воле нужны институты, каналы обратной связи.

И еще одна очень важная ловушка, в которой рискует оказаться руководство страны, если оно реально попытается начать модернизацию. Об этом отчасти говорил Андрей Николаевич, отметивший, что общество не ведет дискуссий о модернизации, ему это не интересно. Я бы хотел добавить, что это вполне закономерно. Подобное положение является результатом  вполне определенной социально-экономической политики последних 3 лет,

Речь идет о сознательной, я бы сказал, не имеющей рациональных экономических обоснований, политике стимулирования роста внутренних доходов, повышения потребительского спроса, которая осуществлялась путем неконтролируемого увеличения расходов и размазывания бюджетного пирога между различными социально зависимыми группами населения. Это был наш, российский вариант популизма. Такая политика имела под собой, прежде всего, политическую мотивацию – удержание высокого рейтинга популярности президента страны, ставшего недавно премьером. Блестящий опыт такой политики имеет дружественное нам соседнее государство - Белоруссия. Александр Григорьевич Лукашенко на протяжении пятнадцати лет очень умело использовал инструментарий популистской политики поддержки социально зависимых слоев, прежде всего, для осуществления политических целей – укрепления базы поддержки собственной власти. При этом государство сдерживало активность социально продвинутых слоев в различных сферах экономики и общественной жизни. Но в Белоруссии нет, по крайней мере, пока крупной частной собственности и олигархов. Поэтому популистская политика приобрела устойчивый и в какой-то мере эффективный характер. У нас же ее источником, обусловливающим саму возможность ее проведения, являются избыточные ресурсы.  Но следствием проведения такой политики становятся завышенные ожидания и требования к государству, которое должно предоставлять опекаемым слоям все больше и больше житейских благ. Происходит своеобразная реставрация психологии римского плебса эпохи империи, который, как известно, требовал хлеба и зрелищ. Примерно это, в каком-то смысле, мы сегодня и имеем. Народ в восторге от побед популярных певцов, хоккеистов, футболистов, а правительство постоянно раздает и пытается реализовать все новые социальные обещания.

Это патерналистски-популистская ловушка враждебную для проведения модернизации политико-психологическую среду. Общество не знает и не хочет знать, что набор жизненных стандартов, которым оно сегодня обладает, - бразильские футболисты в российских клубах, импортные автомобили, отдых в Хургаде и Анталии, - в один день может провалиться, когда не исчезнут эти самые избыточные ресурсы. Но в порыве разочарования в очередной утопии оно может потребовать вовсе не модернизации, а нового «справедливого распределения» национальных богатств и более жесткой контролирующей роли государства. Это явно не то, что нужно для перехода к политике модернизации.

На мой взгляд, власть может попытаться снова осуществить импортзамещающую модернизацию с опорой на крупные государственные компании. Но она едва ли будет успешной, потому, что для этого есть два объективных препятствия чрезвычайно мощная коррупция российского госаппарата и высокий  уровень монополизма в экономике.

Поэтому еще одна попытка сделать модернизационный рывок, на этот раз с опорой на крупные госкорпорации, импортзамещающие технологии в нынешних условиях России, думается, максимум может привести к новым усилиям по реализации крупных, но неэффективных инфраструктурных проектов. Например, к строительству никому не нужной железнодорожной магистрали на Чукотку с тоннелем под Беринговым проливом и проектной стоимостью 60 млрд.долларов, или переброской воды в Среднюю Азию, на сей раз на выгодных коммерческих основаниях и т.п. Но никакой инновационной экономики, никакого повышения качества человеческого капитала в результате реализации подобных проектов, конечно же, не произойдет.  

Поэтому анализ подводит меня, к сожалению, не к лучшему выводу о том, что модернизационный проект, как ни странно, может оказаться востребованным и обществом и элитами лишь в условиях системного кризиса нынешней российской общественной системы. 

Кувалдин В.Б. Благодарю, Андрей Виленович. Профессор Дейкин.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги