Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

М.И. Кузнецов

Первое, с чего начался разговор и начал его Михаил Сергеевич еще в самом начале, это об элитах. Потому что Михаил Сергеевич, когда он встречается там «наверху» с кем-то, говорит (и когда я слышу об этом рассказы, меня это всегда радует): ну вот правильно вы все говорите, и сегодня правильно, и завтра, видимо, правильно, и вчера даже правильно, но - кто будет делать? Вот этот вопрос, об элитах, как ни странно, развивали все.

 

Особенно мне понравилось, что представитель Министерства экономического развития и торговли тоже говорил об элитах и говорил о том, что они даже разные, т.е. говорил о качестве. Что есть такие элиты, которые развивали, потом те, которые предавали, потом те, которые снова развивали и т.д. Потом заговорили о количестве. По-моему, Руслан Семенович Гринберг первым сказал, что десять человек, на самом деле, есть в элите. Потом тут возник спор, сколько же реально эта элита насчитывает...

Гринберг Р.С.  Это Гонтмахер сказал.

Кузнецов М.И. Да, прошу прощения, Руслан Семенович. Потом говорили, что их количество меньше. Потом заговорили о возможности потери школ лидерства. Тут был спор о том, есть ли лидерство. Но, тем не менее, школы есть на самом деле, в том числе и научные школы, и что здесь возможны потери. Здесь проявились вопросы об иерархии элит: есть те элиты, опасность потери которых все ощущают, а есть те, которых немного, от которых всё зависит и  потеря которым не угрожает.  Правда, уже очень серьезна опасность потери научных, лидерских школ надолго и без восстановления и развития в будущем - через потери, которые несет сегодня наша общеобразовательная школа. Я вернусь потом к элитам.

Вторая тема. Это: рынок – не рынок, роль и доля государства. И здесь Александр Дмитриевич Некипелов, по-моему, говорил о какой-то встрече с уважаемым зарубежным человеком, который сказал, что у нас есть механизм принятия государственных решений, а во многих странах такого механизма нет. Действительно, механизм есть, но вот вопрос в том, какие решения принимаются.

Я даже в свое время вывел обобщение законов Мэрфи для нашей страны. Законы Мэрфи многим известны, главная идея там: если неприятность может произойти, то она обязательно произойдет. Обобщение применительно к нашей стране гласит, что все решения, принимаемые в стране, приводят к негативным последствиям. Я предлагал многим проверять. После перебора небольшого количества решений все соглашаются. На самом деле, тут вопрос состоит в том, что просто есть сферы, где вопрос о рыночном и не рыночном в принципе не может обсуждаться как альтернатива. В частности, это та сфера, о которой тоже говорили, имеющая отношение к элитам. Это сфера образования. Потому что здесь, вообще говоря, рыночные отношения или чисто экономические отношения в традиционном банальном варианте не приводят к оптимальным решениям, по крайней мере, с точки зрения общественных потребностей. И полезно посмотреть на то, каким образом эта сфера у нас сегодня выглядит и каковы последствия сегодняшних изменений в ней для нашего дальнейшего развития. И здесь тоже можно говорить о механизмах реализации процессов, связанных с заимствованием.

Не буду обсуждать, хотя это и соблазнительно, как действовали механизмы заимствования раньше, скажем, в советский период, и каким образом они действуют сейчас в различных сферах. В СССР ведь  пользовались иностранным заимствованием, причем не всегда с чисто экономическими целями. Например, Автоваз базировался на уже староватой модели Фиата с учетом отношения к итальянским коммунистам, хотя была альтернатива экономически более перспективная. И методы заимствования были разные, вплоть до «шпионских». Помню, как один из руководителей крупной западной станкостроительной компании, после демонстрации ему передовой техники не ВДНХ – страна стала открываться понемногу – спросил: а почему на выставке ваших достижений стоит мой станок? Как ваш станок, говорит сопровождающий, это станок нашего завода, вот табличка. А вот на станине эта сложная фигура – знак, клеймо моего завода, поясняет иностранец. Оказывается, так «заимствовали» конструкторы, что даже клеймо воспроизвели. Но - ближе к сегодняшним дням и в отношении сферы образования.

Возьму два примера совершенно разных. Первый. Наука и образования у нас устроены не так, как за рубежом и, в частности, за рубежом наука живет в университетах и т.д. Риторику на эту тему вы, видимо, помните с 90-х годов. И не только риторика была. Существует вариант некоего заимствования в этой сфере. С 1992 года был создан и, в общем, успешно существует Пущинский государственный университет на базе институтов Пущинского научного центра, где деканами факультетов являются директора институтов, обучение в значительной степени ведется в научных лабораториях и т.д. и т.п.  Впоследствии такую же модель использовали при создании государственного университета гуманитарных наук, где ректором А. Чубарьян. Создание академического  университета обсуждал Жорес Алферов. Однако, стоит посмотреть на то, каким образом межотраслевая система и межличностные отношения проявили себя в таком университете. Зарубежные люди, желающие получить высококлассное биологическое образование, стоят в очереди к нашим биологам, к Генриху Иваницкому, Александру Боронину, Симону Шнолю и другим. Стоят с готовностью платить евро, доллары… Научный и образовательный потенциал обучающих в магистратуре и аспирантуре Пущинского госуниверситета пользуется и признанием и авторитетом. Но, когда люди приезжают учиться, им еще надо где-то жить, желательно в нормальных условиях. И вот за эти уже 15-16 лет построить гостиницу или общежитие для этого университета так и не удалось. Я это не просто наблюдал, а и активно участвовал. Между университетом, губернатором, Академией наук, Министерством образования и другими ведомствами только горы бумаг. И это не заимствование, а свое, родное.

Второй пример заимствования – это то, что называют Болонским процессом. Ну ладно, можно обсуждать, как мы тут в перерыве с Александром Дмитриевичем Некипеловым говорили, что некоторые элементы многоуровневой системы недообустроены - нормативно и т.п., скажем, бакалавр в одной части законодательства присутствует, а в другой нет. Но это еще пол-беды. А ведь сегодня на самом высоком уровне обсуждают что, например, подготовку бакалавров надо вести в техникумах, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Там вводится понятие «технологический бакалавриат» и с удовлетворением чиновники говорят о подготовке бакалавров в техникумах, и что по этим вопросам есть согласие и бизнеса, и элиты, если так можно выразиться, – научно-образовательной и управленческой.  То есть это означает полную профанацию, что вывернута в принципе наизнанку вся эта идея многоуровневого образования, где бакалавриат – некая фундаментальная составляющая, научная составляющая образования, что и есть образование. А дальше уже вы делайте настройку или надстройку, углубленную подготовку специалистов исследовательского, технологического, конструкторского профиля и т.д. Более того, в этой МЭРТовской концепции прописаны уже соответствующие проценты, сколько техникумов будет готовить бакалавров или сколько бакалавров будет подготовлено в техникумах: 20 процентов к такому году, 40 процентов к такому году и т.д.

Мне представляется, что эта сфера – сфера образования, - при всем том, что обсуждаются сегодня вроде бы другие вопросы, но она такова, что ситуация в ней закладывает те невозможные будущие изменения, в том числе в экономике, которые мы разглядим через некоторое время. Сегодня, разговаривая с людьми, которые проводят выборы, проводят фокус-группы, проверяя эффективность, понимаемость лозунгов, тезисов и т.п., я часто слышу нелестные отзывы о сегодняшнем уровне грамотности нашего населения. Андрей Максимов – он много ездит по регионам - говорит: ты знаешь, невозможно писать сложноподчиненные предложения, потому что люди, в том числе и молодые, их не понимают. А вчера Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский в беседе в «Школе злословия» на телевидении, когда его спросили, как там образование у вас в школе, говорил: такой ужас, они приходят к нам почти неграмотными, они ничего не знают ... То есть это приходят к ним туда уже как-то отобранные люди интеллигентного состава – МХАТ все-таки. В этом смысле, когда мы говорим о потерях школ, когда мы говорим об элитах. С этими сегодняшними элитами уже ничего не сделаешь. Надо думать о тех будущих элитах.

Мне кажется, что наибольшая печаль состоит как раз в том, что сегодня заложены уже и продолжают усиливаться те вперед идущие негативные изменения, прежде всего в сфере образования, которые в полной мере скажутся через 20-30 лет. Мне кажется, что это одна из важнейших составляющих, которая должна учитываться при обсуждении и различного рода общеэкономических процессов и программ. Спасибо.

Кувалдин В.Б. Благодарю Вас. Михаил Иванович Малютин, вам слово.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги