Подписаться
на новости разделов:

Выберите RSS-ленту:

XXI век станет либо веком тотального обострения смертоносного кризиса, либо же веком морального очищения и духовного выздоровления человечества. Его всестороннего возрождения. Убежден, все мы – все разумные политические силы, все духовные и идейные течения, все конфессии – призваны содействовать этому переходу, победе человечности и справедливости. Тому, чтобы XXI век стал веком возрождения, веком Человека.

     
English English

Конференции

К списку

Виктор Шейнис

Есть ли перспектива у гражданского общества в России в начале XXI века?

Наши ученые, обратившиеся к истории России конца XIX- начала XX в., рассказали всем, кто готов был их читать и слушать, что история эта вовсе не сводится к возникновению и победному шествию большевистской партии, как учили в школах и университетах десятки лет. Что хотя и с отставанием от Западной Европы также и в России под прессом самодержавной монархии, не желавшей сдавать позиции, и вопреки ему начали пробиваться ценности, институты и нормы гражданского общества, адекватные своему времени. Что главенствующая тенденция – до того, как она была переломлена после 1917 года, - вела к их укоренению и развитию в русской жизни. Прошлое гражданского общества в нашей стране ни в этом зале, ни в иных стенах, где занимаются наукой, а не шаманством, сомнений не вызывает.

Точно так же все мы, прошедшие школу исторического оптимизма, убеждены в том, что при всем многообразии национально-государственных путей развития - что в России, что в Испании или Польше, – существует магистраль современной цивилизации. А раз так, то где-то за горизонтом и Россия явит миру не только демократическое государство, но и взаимодействующее с ним, не поглощенное им и независимое от него гражданское общество. Более того, вдохновленные этой верой мы замечаем в сегодняшнем нашем бытии какие-то реальные протоструктуры гражданского общества ( а не только заполонившие все видимое пространство его имитации) и пытаемся оценить их возможности.

Об этом, собственно, и шла речь на конференции, где сказано было немало интересного. Вопрос, однако, заключается в том, как соотносятся эти – назовем их так – ростки гражданского общества, пробивающиеся сквозь асфальт и бетон настойчиво выстраиваемой авторитарной системы, с социальным конгломератом, который мы величаем постсоветским обществом и который было бы точнее назвать просто населением. Насколько вероятно не в отдаленном будущем, где фантасты вправе рисовать красивые замки, а в обозримый период переструктурировать эту аморфную массу в нечто системное, в сеть самодеятельных гражданских организаций, способных противостоять пресловутой властной вертикали? И, может быть, самый трудный вопрос: что для этого можно и нужно делать сейчас?

Для взаимодействия, справедливо заметил Юрий Джибладзе, нужны двое, и без массовой поддержки никакие общественные организации не выживут. Я продолжу эту мысль. Для взаимодействия как с нашим государством, которое не заинтересовано в самостоятельном партнере и взамен того конструирует вышеупомянутые его имитации, так и с населением нужны такие институты гражданского общества, с которыми первое вынуждено считаться, а второе – для начала хотя бы замечать и видеть в нем представителя своих интересов, которые пока что плохо осознаются и нередко понимаются превратно. У нас есть гражданские организации, которые уже прошли, как здесь говорилось, заслуживающий уважения путь. Многие из них здесь были названы. Но это еще не гражданское общество, укорененное в толще народной. Гражданские организации сегодня – это тонкая пленка над океаном, поведение которого непредсказуемо. Сейчас – в силу известных, хотя и вполне осознанных причин он более или менее спокоен. Но никто не знает, как он поведет себя завтра. Отчетливо видно, что не получающие необходимой поддержки снизу гражданские организации слабы и не могут эффективно противостоять давлению сверху.
Но существует и другая опасность: постепенно накапливающийся протестный потенциал, который не получает цивилизованного оформления в устойчивых и успешных структурах гражданского общества, грозит вылиться в анархический взрыв. Конечно, это может произойти лишь при стечении многих неблагоприятных обстоятельств, но за этим скорее всего дело не станет. Так уже не раз бывало в российской истории. Весь вопрос в том – сможет ли, успеет ли социальная субстанция страны (я стараюсь избегать применительно к ней термин – общество) быть пронизанной сетью гражданских организаций, вбирающих если и не большинство, то по крайней мере критическое меньшинство населения – и сделать это до того, как мы подойдем к опасному повороту. Но даже если отвлечься от подобных апокалиптических видений, которые многие, возможно, сочтут преувеличенными, историческая задержка в становлении гражданского общества в России – а сейчас мы видим явно попятное движение по сравнению с перестроечными и 90-ми годами – грозит тем, что наша страна окажется неспособной ответить на вызовы современности, скатится в «третий мир», станет отставшей если не «навсегда», то надолго.
Как эту тенденцию переломить? Мы услышали здесь немало предложений. Увлекает, например, идея Алексея Симонова: создать свою газету и через нее организовать и активизировать живые силы в стране. Я готов всячески поддержать эту замечательную инициативу. Но сможет ли в наши дни газета выполнить роль «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора», как мечтал о том известный деятель сто с лишним лет назад? Алексей упомянул «Новую газету», на которую почему-то «никто не ссылается», и «Новые известия» - «приличное издание, но никто не замечает, что оно есть». Я мог бы дополнить: есть «Коммерсант», «Независимая газета», которые подчас печатают острые, глубокие материалы. Перечень этот можно продолжить, но факт налицо: все газеты существуют вне поля массового общественного внимания. Боюсь, что еще одна газета, какой бы гражданственной и профессиональной она ни была, разделит общую судьбу печатных СМИ.

Не так давно другой наш коллега Игорь Яковенко выдвинул еще более захватывающую идею: создать общественное телевидение. Он говорил тогда, что организационная и финансовая сторона этого предприятия просчитана. Тем не менее к его реализации – и легко понять почему – мы не сумели продвинуться ни на шаг. Власть разными путями устанавливает жесткий контроль над гражданскими (далеко не только политическими) организациями, и массы людей их не слышат и не замечают. Инстинкты социальной солидарности придавлены. Несомненным достижением власти надо признать отторжение от политики большинства гражданских организаций и муляжный, негражданский характер большинства политических партий. Между тем без политической составляющей полноценное гражданское общество существовать не может.

Мы оказались в парадоксальной ситуации, с одной стороны, крайней необходимости, а с другой - ограниченных возможностей строительства гражданского общества в России. Разумеется, каждую такую возможность надо учиться умело использовать. Информация и обмен опытом, которые реализовались на данной конференции, в этом смысле полезны. Но надо отдавать себе отчет в том, что волшебных универсальных средств решения поставленной задачи сейчас не существует, ибо ветер дует не в наши паруса. (Я согласен в основном с тем, что говорила об этом Ирина Хакамада). Известно, что Россия – страна, в которой подчас случаются чудеса, в том числе и хорошие. Но рассчитывать на них, ориентировать на них свои ожидания и действия по меньшей мере непрактично.

Боюсь, что поколение Михаила Сергеевича и мое не только не увидит небо в алмазах, но и не дождется взлета общественной активности, подобного тому, который случился на рубеже 80-90-х годов. В этой связи хотел бы обратиться к последней прижизненной публикации Ю.Левады («Вестник общественного мнения», 2006, №5, с. 12-17). Его рассуждения логично ложатся в контекст нашей дискуссии. Юрий Александрович показывает, во-первых, что в отличие от двух российских переломов в начале и в конце ХХ века сейчас «общественное недовольство и протесты сосредоточены в наиболее консервативных слоях и имеют скорее традиционалистский, чем авангардистский характер». (О том, что если самоорганизация здесь и находится на относительно заметном уровне, то направлена она на разрушение общества, говорил здесь и Эмиль Паин.) Во-вторых, накопившийся к сегодняшнему дню собственно протестный потенциал, способность его носителей к действиям не следует переоценивать. В-третьих, и это главное, «рассеянное и беспомощное массовое недовольство на деле служит средством нейтрализации и обесценивания протестного потенциала, а в более широком плане – средством оправдания сложившейся системы государственного произвола и общественной беспомощности».

В целом вырисовывается далеко не радостная перспектива. Прямой штурм власти малореален и опасен. Не только победа демократических сил на выборах, но хотя бы завоевание ими таких позиций в государстве, с которых они могли бы результативно влиять на поведение властей, заблокированы и последним законодательством, и беззаконным способом его применения. Утверждение гражданских организаций, помогающих людям решать их проблемы, противостоящих произволу государства и нашего «дикого» монополизированного рынка, внедряющих традиции самоорганизации и самодеятельности, хотя бы на узких участках социальной жизни, – путь долгий и трудный, не обещающий вдохновляющих успехов. Но именно он представляется мне в сложившихся условиях наиболее перспективным и, может быть, даже единственно возможным. Плохо, что у нас теперь нет каналов коммуникации с массами людей, дебилизацией которых небезуспешно занимаются государственное телевидение и иные механизмы «управляемой демократии». Но то, что мы на открытом форуме без оглядки обсуждаем реальные проблемы нашего общества так, как до горбачевской перестройки делали это лишь на кухнях малогабаритных квартир, - в «сухом остатке» прошумевших над страной перемен. Есть и другие.

Трудно сказать, когда маятник общественных настроений двинется в обратную сторону и поднимется новая волна перемен. Вероятно, сдвиги будут связаны с приходом новых поколений. Пока что и люди, и идеи, вокруг которых могло бы формироваться гражданское общество, как справедливо заметил Шубин, - все из горбачевского времени. Но чтобы общественному движению не пришлось торить свой путь почти с нуля, как это было во второй половине 80-х годов, важно поддерживать и продлевать жизнь тех научных, политических, общегражданских структур, которые остались со времени демократического подъема. Хотя стиснутые новоделами-муляжами они могут кому-то показаться реликтовыми.

Это сигнальные фитильки, которые важно не дать загасить, чтобы их не пришлось зажигать заново. Таким сбережением, полагаю, мы и занимаемся на этой конференции.


 
 
 

Новости

Выступление в Университете Техаса-Пан Америкэн (США) 8 октября 2007 года 21 ноября 2024
Наше общее будущее! Безопасность и окружающая среда Выступление в Университете Де По (Гринкасл, штат Индиана, США) 27 октября 2005 года 21 ноября 2024
Опубликована Хроника июля 1986 года 12 ноября 2024
«Ветер Перестройки»
IV Всероссийская научная конференция «Ветер Перестройки» прошла в Санкт-Петербурге 31 октября 2024

СМИ о М.С.Горбачеве

В данной статье автор намерен поделиться своими воспоминаниями о М.С. Горбачеве, которые так или иначе связаны с Свердловском (Екатерин-бургом)
В издательстве «Весь Мир» готовится к выходу книга «Горбачев. Урок Свободы». Публикуем предисловие составителя и редактора этого юбилейного сборника члена-корреспондента РАН Руслана Гринберга

Книги