Андрей Суслов
Мой основной тезис можно сформулировать так: сегодняшние предложения власти взаимодействовать с негосударственными некоммерческими организациями (НКО) – это вызов для НКО.
Но сначала разберемся, есть ли, собственно предложение. На мой взгляд, да. Например, налицо попытка сократить денежный поток, который идет НКО из западных фондов, и при этом дать деньги НКО из государственного бюджета. Те деньги, которые уже в этом году Администрация Президента выделила гражданским организациям, использовав механизм Общественной палаты, это как раз и есть предложение. Другое предложение: активисты некоммерческих организаций приглашаются в различные общественные советы: в Общественную палату, в разные советы при ведомствах, например, при МВД и т.д. В регионах появляются организации, называемые гражданскими палатами. В Пермском крае действует Круглый стол при губернаторе, куда нас приглашают обсуждать какие-то проблемы. И это показывает, что есть предложение взаимодействовать.
Почему оно является для негосударственных некоммерческих организаций определенным вызовом? Я бы обратил внимание на некоторые аспекты.
Во-первых, это вызов щепетильности для гражданских организаций. Спрашивается: на что они согласятся по предложению власти, т.е. готовы ли они взяться за всё, что им предложат, забыв о своей миссии. Часто происходит именно так. Я знаю массу организаций, которые готовы взять, буквально, любой кусок, который дает Запад или собственное государство: дают деньги - надо брать. Главное – получить и освоить эти средства. А власть эти средства дает вполне осознанно.
У нее два мотива. Один мотив – это то, о чем сегодня уже сказали. Управляемую демократию почти построили - надо строить управляемое гражданское общество, отсекать неуправляемых и всё остальное делать управляемым. Управляемым, в том числе с помощью средств, которые поступают. Второй мотив – использовать ресурс некоммерческих организаций. Мне кажется, что сейчас многие достаточно умные головы во власти понимают, что некоммерческие организации часто имеют мощный ресурс. Использовать этот ресурс в своих интересах очень удобно. Для НКО важно определиться, за что же они возьмутся, а что не будут браться, реализуя, действительно, свою миссию.
Во-вторых, вызов компетенции. Сейчас часто имеет место достаточно серьезный диалог власти с представителями гражданских организаций. При этом встает вопрос о том, насколько мы компетентны в том, чтобы осуществить этот диалог на достаточно высоком уровне, чтобы наши предложения были разумными, чтобы они были такими, что конечный результат действительно мог привести к каким-то хорошим результатам. Часто оказывается, что этих компетенций хватает. Тем не менее, эти компетенции есть у весьма небольшого количества организаций, которые могут привлечь экспертный потенциал. Их можно посчитать по пальцам. Большая часть таким потенциалом не обладает, а обладает в большей степени потенциалом протестным. Вот это как раз и начинает диссонировать.
Конечно, имеется желание выразить протест и отбить какие-то атаки власти. Но при этом надо предложить ту альтернативу, которая признавалась бы разумной как обществом, так и властью, чтобы достигнуть некоторой гармонии. Этого, к сожалению, не всегда удается сделать как раз из-за отсутствия экспертного потенциала.
Наконец, мы сейчас сталкиваемся с тем, что весьма очевидна ограниченность ресурсов. Т.е. это вызов в целом некоммерческому сектору. Допустим, встает проблема административной реформы. А административная реформа – это по сути дела тот случай, когда власть говорит: давайте действуйте, мы предлагаем. В концепции административной реформы много возможностей. Взять, например, местное самоуправление. Здесь и публичные слушания, и вмешательство в бюджет и т.п.
В административной реформе в целом еще больше закладывается возможностей действия для некоммерческих организаций. Сможем их использовать? Возникает проблема нехватки общего потенциала для того, чтобы делать именно это. При этом властные структуры подкидывают какие-то деньги на решение сиюминутных проблем.
Поэтому действительно встают вопрос о стратегиях и вопрос о выборе для гражданского сектора, чтобы ответить достойно на вызов, который объективно формулируется сейчас властью.